Понятия

адогматизм

аморализм

антимодернизм

богословие иконы

догматическое развитие

идеология

иррационализм

лжемиссионерство

либерализм

магия

марксизм

масонство

массовая культура

массовая религия

мирология

модернизм

натурфилософия

«новый человек»

нравственный монизм

обновленчество

политика

православно-исламский диалог

православно-монофизитский диалог

правый модернизм

религия самоспасения

рок-миссионерство

рок-миссионерство — хронология

светский мистицизм

символизм

социальное христианство

уния

экуменизм

основные даты истории экуменизма

Реклама

Понятия: 20 комментариев

  1. Вероятно, следует дополнить перечень ключевых понятий термином «богослужебные реформы».

    Нравится

  2. А не относится ли к числу модернистских учений «православный эволюционизм»?
    Его сторонники объявились на сайте «С.-Пб. подворья монастыря Оптина пустынь»: http://rp-c.ru/index.php?id=216
    Там же — ссылки на единомышленные ему статьи с «Богослов.ру».

    Нравится

    • Разумеется. По сути, эволюционизм — это общий знаменатель всего модернизма, причем не только православного. Об этом надо писать подробно, но в общем можно понять, что эволюционизм — это производное идеи прогресса. Эволюция как борьба за существование близка и национал-социализму, и либерализму. Эволюционизм выступает еще и как знак верности идеологии сциентизма. Наконец, эволюционизм несет в себе мощный заряд посюсторонней мистики (Тейяр де Шарден, о. А. Мень, митр. Никодим (Ротов) и др.). Поэтому, если внимательно посмотреть, то все модернисты — одновременно и эволюционисты. Если кому-либо известны обратные случаи, хотелось бы о них услышать.

      Нравится

      • » Поэтому, если внимательно посмотреть, то все модернисты – одновременно и эволюционисты. Если кому-либо известны обратные случаи, хотелось бы о них услышать.»

        Одно время я ошибочно полагал, что у традиционалистов есть точка совпадения с христианством, православием, поскольку они отрицают и активно критикуют эволюционизм. Но они же последовательно отрицают креационизм, а это уже существенное расхождение с православной догматикой. Догмат о творении Богом мира из ничего традиционалисты не воспринимают, потому, что с ним не совместим манифестационизм (мир является прямым продолжением Божества), который является одним из главных условий традиционалистского мировоззрения.

        Нравится

  3. «шеснадцалитетний»?

    Правильно, Михаил, — такие не по-детски умные, мысли, которые содержит Ваш комментарий, надо записывать быстро, пока они из головы не улетучились, не обращая внимания на правописание.

    Лёгкая небрежность подчёркивает гармонию.

    Нравится

    • А это вдруг с какого перепугу попало в модернизм?

      А добавить эволюционизм — непременно надо. Они сейчас везде. Причем насаждается почти чуть ли не как официальная позиция Церкви. Их статьи и на Азбука.ру. По-моему, это вообще богохульство, заявлять, что Бог создал смерть и что она была до грехопадения.
      Роман, вы писали — «Эволюция как борьба за существование близка и национал-социализму, и либерализму». Это не совсем верно. На самом деле эволюционное учение — это базис, первооснова, из который и вырос целиком и полностью национал-социализм. Он не мог бы существовать без этого базиса. Да и коммунизм тоже из идей эволюции вырастает. Не просто так же Маркс первое издание «Капитала» посвятил Дарвину?

      Нравится

      • Благодарю! Был бы очень рад Вашему материалу или материалам. Что касается нацизма, то Вы правильно указываете, что дарвинизм был одной из составляющих мировоззрения Гитлера. Это проходит у него красной нитью и выражается в расовой доктрине. Однако, как ни странно, для нацизма это не главное, а главное — слепая иррациональная воля к власти, абсурдистский «героический прыжок» в будущее. Поэтому нацизм был принципиально антинаучен, в отличие от марксизма, где главное — необходимый «научный» ход истории.
        Марксизм и дарвинизм — очень интересная тема. Как известно, Энгельс в надгробной речи по Марксу говорил, что Маркс сделал в социологии то же, что Дарвин в биологии. При прямом сходстве взаимное влияние марксизма и дарвинизма пока достоверно не обнаружено. Похоже, это все-таки две параллельных идеологических системы, близких как близнецы.

        Нравится

    • Во всех отношениях пока рано это делать. Надо посмотреть, как это направление будет развиваться. Могу сказать, что меня не удовлетворил пока ни один из материалов против «уранополитизма».

      Нравится

    • Совершенно правильно, уважаемый Илья. Такая статья должна быть. Я откладываю ее «на потом» в основном потому, что модернизм страдает более всего иррационализмом.
      Я лично не знаю ни одного модерниста, в центре мировоззрения которого бы лежал рационализм. Есть, правда, такие персоны как архиеп. Михаил (Мудьюгин) или о. Виталий Боровой, но они едва ли имели какие-либо убеждения вообще.
      Интересно было бы услышать по этому поводу Ваши соображения.

      Нравится

  4. Толкование на Откр. 18:2, Свт. Андрей Кесарийский: «Каким образом сей Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния? Тем самым, что был их вождем во всяком законопреступлении и за дары слушавшимся его городам посылал начальников и властителей — врагов истины и правды».

    Нравится

      • «Вино блудодеяния» всё-таки не магия, а клевета не оккультизм, в том обсуждении я написал, не подумав. Лучше ничего не писать от себя.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s