Что для «меня» важно? Важно разрушение Евхаристического Предания

velikanov_prisutstvieО. Павел Великанов об одобренном Межсоборным присутствием документе «Об участии верных в Божественной Евхаристии»:

Лично для меня этот документ важен как раз потому, что, повторюсь, позволяет легализовать те практики, которые с точки зрения некоторых крайних ревнителей дореволюционного уклада Церковной жизни воспринимались как что-то ненормальное и неправильное.

Например, следующий факт: во время Светлой седмицы и Святок верные могут чаще приступать к Святому Причащению, и не с той подготовкой, которая традиционно предполагалась для них в другие дни – несколько дней поста, вычитывание трех канонов с акафистом, обязательное посещение богослужения не только утром, но и вечером, и так далее. В документе зафиксирована практика, которая дает возможность верным чадам Церкви совершенно легально не соблюдать пост перед причащением в дни сплошных седмиц.

Мера подготовительного поста, подготовки в целом может быть различной, человеку дается возможность согласовывать со своим духовником эту меру и не чувствовать себя при этом так, что ты что-то делаешь неправильно…

В документе обозначено очень много важных моментов. Например, указано на недопустимость практики, которая сложилась в советское время, отказывать в причастии мирянам в великие праздники: на Пасху, на Рождество.

В документе также много сказано о том, что в отношении исповеди не допустим формальный подход, что исповедь — это не пропуск к причастию, а её смысл — в возгревании желания человека приступить причащению, а не просто получить формальную галочку, что я уже готов, достоин, можно причащаться.

Много внимания в документе уделяется молитвенному правилу, смыслу и формам его совершения. Так, допускается право духовника с достаточно большой долей свободы регламентировать, как именно человек подготавливается к причащению. Единственное правило, которое сейчас для взрослых людей считается неизменным — это само Последование ко причащению. Что же касается молитв дополнительных, то здесь возможна определенная свобода, разнообразие, в зависимости от целого ряда факторов. В этом документе неоднократно проговаривается, что не может быть какого-то универсального подхода. Все должно быть очень индивидуально, с учетом возраста, работы, нагрузки, физического и душевного состояния человека, который готовится к причащению.

Головко Оксана. Об исповеди перед Причастием, «актуальном искусстве» и общецерковной дискуссии: итоги пленума Межсоборного присутствия. Рассказывает протоиерей Павел Великанов // Православие и мир. http://www.pravmir.ru/mezhsobornaya-diskussiya-1/ 02.02.2015

Реклама

Что для «меня» важно? Важно разрушение Евхаристического Предания: 25 комментариев

  1. Роман, а что модернового в выделенном фрагменте текста статьи:
    «недопустимость практики, которая сложилась в советское время, отказывать в причастии мирянам в великие праздники: на Пасху, на Рождество»
    ведь действительно это имеет местно быть — я встречался с этим и был в полном шоке.

    Нравится

      • Роман, отказывать в Причастии на Пасху — это не христианская традиция. То есть да, это традиция, изобретенная чекистами в советское время. Эти богоборцы прекрасно знали, что такое Воскресение Христово для верных чад Церкви. Поэтому и препятствовали Причастию в этот великий праздник. При этом тщательно следили, чтоб настоятели соблюдали эту «традицию». А уж настоятели потом «страха ради иудейска» придумали объяснение: дескать не надо причащаться, а то ненароком напьетесь, и чего страшного не произошло бы. Это известный факт среди советского духовенства.

        Нравится

      • В Царской России причащались либо на первой Седмице Великого Поста, либо в Великий Четверг. Странно, что Вы этого не знаете, а именуете традиции Русской Церкви «чекистскими».

        Нравится

  2. Роман, все ли традиции хороши только потому, что они сложились? Увы, бывают традиции не только полезные, но и откровенно вредные. Если традиция мешает людям прийти ко Христу, то зачем она?

    Нравится

    • Раз традиция сложилась, то ее Вы лично уже не вправе отвергнуть, а должны ей повиноваться. Вот с чего надо начинать, если Вы православный христианин.
      В случае с о. Великановым и ему подобными дело обстоит гораздо хуже: мы имеем мощный организованный порыв к пересмотру традиций, т. е. просто революцию в Церкви. А так, конечно, все революции совершаются во имя каких-то благ, или того, что кажется благом. У традиций могут быть свои не всем полезные свойства, но эти недостатки — ничто по сравнению с революционным насилием над Церковной традицией.

      Нравится

      • Роман, я вот сейчас Вас разочарую. Революция в Церкви — это нарушение канонов как минимум, а как максимум — это нарушение догматов. Пожалуйста, объясните нам грешным, уважающим Вас как брата во Христе, каким каноном регламентируется частота Причастия. Просто перечислите Соборные решения Церкви, и больше нам ничего не надо. Здесь не дебилы собрались, просто объясните нам. Спаси Вас Христос!

        Нравится

      • «Раз традиция сложилась, то ее Вы лично уже не вправе отвергнуть, а должны ей повиноваться. Вот с чего надо начинать, если Вы православный христианин.»- не совсем согласен с этой мыслью. А если традиция губительна для меня , как для православного христианина?Привожу пример , сложилась традиция -крестить людей мочением лбов и окропительно , а святоотеческое учение учит крестить только с 3Х кратным погружением.Что делать?
        Роман, у меня к Вам огромная просьба -поднять вопрос о святоотеческой традиции крещения на сайте.Поверьте этот вопрос интересует многих людей, я даже боюсь предположить сколько.Спаси вас Христос!

        Нравится

  3. Жаль, что Вы так ничего и не сказали о Предании, не раскрыли. Как будто это что-то туманное и далекое. Христос, оберегая Свою Церковь, все сделал в ней благоразумно. Так что чистый человек всегда восторгается Промыслом Божиим о Церкви даже в малых делах. А уж Причастие — это не малое дело, это сердцевина! И уж если кто дерзает рассуждать и пастырей обличать, то будь добр подкрепить свою ревность благоуханием Святых Отцов!

    Нравится

  4. Самое страшное — это недостойное причащение.
    Вот что навсегда закроет путь ко Христу.
    Вот самая великая опасность.
    Говорится ли в этом документе об этой величайшей из опасностей? — Ни слова не говорится. Ни слова!

    Исповедь как пропуск к причащению — это чудовищно. Но если это не пропуск, то что тогда эти слова значат? Что «первородный грех не прощается», по Осипову? Что таинство исповеди не связано с грядущим Судом? Это не более ли чудовищно?

    Документ, таким образом, предлагает нам выбор из двух чудовищных альтернатив, не предостерегая при этом от самой страшной из опасностей.

    Помимо этого, «все должно быть индивидуально» и пр, что это значит? Что Церковь это казарма? Но не ослабляются ли посты для больных вплоть до полной отмены? Не есть ли такая практика сугубая и древнейшая традиция? Что еще «должно быть индивидуально»?

    Я лично знаю священников, которые зовут ко причащению, но только зовут если сказать совершенно по-другому, то ничего не сказать. И плоды их пастырской деятельности также совсем иные.

    Нравится

  5. Алексей, Вас что, регулярно не пускают причащаться на Пасху и Рождество Христово? Зачем допускать горячный и спорливый дух там, где не было нарушения догматов и канонов?

    Вот о.Павел Великанов считает, что можно найти нечто принципиально новое в Божественной Евхаристии и спорить со священноначалием по данному поводу.
    Знаете, дух статьи, изложение о.Павла похоже на детское: «А давайте вместо зелёных кубиков в нижний ряд поставим красные?! Так ещё ни разу не было!…» — и пошли рушить домик. Только всё это уже было.

    Не знаю, услышите ли Вы меня? Приведу пример из воспоминаний игумении Таисии и ответ настоящего пастыря. Матушка приехала в Новгород, устраиваться в один из монастырей по благословению духовного отца.
    «Говоря по совести, ни один из них мне не понравился, сравнительно с правилами и образом жизни Тихвинского монастыря. В городе беспрестанно и повсеместно можно было встретить монахинь разных монастырей, так как им не возбранялось ходить самим в город, и на богомолье в соборы и другие монастыри, и в лавки, и даже в торговые или общественные бани, и кому куда нужно. Для непривычного взгляда эта толкотня монахинь по городу неблагоприятно влияла на душу. Впрочем, как я после узнала, сама жизнь монастырская поставляла их в такую необходимость. Например: в Духовом монастыре не было даже трапезы общей; каждая сестра должна была не только ежедневно сготовить себе что-нибудь пообедать, на что разумеется посвящалось всё утро, и она лишалась возможности быть у Литургии, но надобно было и достать то, из чего бы приготовить обед поневоле чуть не ежедневно приходилось им, бедняжкам, ходить на базар за провизией, которой закупить надолго они не могли, потому что не имели средств, едва зарабатывая понемножку; да и работы-то свои надо было куда-нибудь сбывать, а куда, как не в тот же город. не в тот же мир. В других монастырях, хотя трапеза и была общая, но весьма скудная, а всё остальное надо было купить, даже дрова и растопки, и уголья для самовара, и решительно всё. Писала я обо всём этом и о своём тяжёлом впечатлении по сему поводу о.Лаврентию, но он мне ответил строго: «Советовал бы я тебе, овца, не браться обсуждать чужие порядки и дела по своему узкому кругозору и одностороннему взгляду. Сотни лет стоят эти старинные древние обители; тысячи иноков в них жили, подвизались и спаслись, и ныне подвизаются и спасаются, а ты кто такая, что всё разбраковала и расхаила? Внимай себе — посмотрим, как сама-то будешь жить».

    Статьи, в которых говориться о том, что нужно срочно что-то менять, что мы обрели новый взгляд, новые знания, направлены, мне кажется, на молодое поколение и отвлекают от внутренней работы на внешнюю борьбу, непонятно с кем и чем. Нам, ведь, всё дано ко спасению не ангелом с небес, а нашими предыдущими поколениями, которые жили и спасались, имея мирный дух, смирение и послушание.

    Нравится

  6. В Церковном Предании рекомендации о частоте причащения не являются частью какой-то самобытной традиции или формой некоего народного благочестия. Они сформировалось на основе аскетического опыта подвижников Церкви, духовные советы которых и определяют путь для спасающихся христиан.
    Говорить, что эти советы не спасительны — пагубное заблуждение. Если же они признаются спасительными, то желательно и оставаться внутри этой оградки.
    К сожалению, многие из современного духовенства не приняли аскетического учения Церкви, не поняли и отторгли его, как чуждое для их внутреннего мира, что, естественно, стало причиной их перехода в прелестные, мнимо-духовные состояния, духом которых и переполнены сегодня страницы модернистских печатных и сетевых изданий.

    Нравится

  7. Вот это минимум, который по силам любому христианину, взят из приложения к КАНОННИКУ ИЛИ ПОЛНОМУ МОЛИТВОСЛОВУ. Считаю, что все прочие разговоры и решения от лукавого.

    «Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

    В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю.

    Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канон («Яко по суху…») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержнмь…»), опуская ирмос «Воду прошед», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

    Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и всё последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

    Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией».

    Нравится

  8. В наше непростое нынешнее время почти все мы каждый день практически полностью посвящаем «житейским проблемам хлеба насущного», и после таких «трудовых будней» позволяем себе легко, между делом. на кануне за один час прослушать на носителе соответствующие молитвеснные правила и стать «достойными» Великого Таинства, даже не задумавшись о дерзости и наказании за нее, о которых нас предостерегают эти молитвы.

    Нравится

  9. За последнее время у меня было два серьезных разговора о вере.

    Бог никого никогда не судит. — Как это? Вы понимаете, что такое Вы говорите? — Бог только милует.
    Плохих людей нет, мы ничего не знаем о загробной участи кого бы то ни было. — А Гитлер? — Это крайний пример. — А Арий и Несторий? — Они были отлучены от Церкви, и больше ничего. — Как это больше ничего? Ведь написано, ‘изволися Св. Духу и нам’ » — Я не знаю, что такое Церковь. — Никогда больше не говорите, что не знаете, что такое Церковь. — Хорошо, больше так говорить не буду. (На этом кое-как помирились, разговор был долгий, больше часа, даже с цитированиями по памяти с обоих сторон, мой собеседник был что называется практикующим, укорененным в приходской жизни пожилым человеком)

    Вот такова жизнь.
    Если бы мне на каждом шагу доказывали необходимость круглогодичного поста за исключением одного дня Пасхи, данный документ мне виделся бы иначе. Но споры у меня вышли именно вот такие.
    На проблематику этих двух моих споров документ не дает никаких ответов.
    Напротив, он как минимум успокоит обоих моих оппонентов.

    Нравится

    • Человек такая редкая «скотина», которая всегда найдет оправдание вем своим словам и поступкам. Найти бы нам раскаяние и покаяние.

      Нравится

  10. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (святителя Петра Могилы):

    Вопрос 90. Что предписывает четвертая заповедь Церковная?
    Ответ. Чтобы мы четыре раза в год исповедовали грехи свои пред священником, законно и православно рукоположенным; а те, кои преуспевают в благочестии и святой жизни, каждый месяц. Простолюдины же должны хотя один раз в год исповедоваться в грехах своих, именно, в Святую Четыредесятницу. Больные прежде всего должны стараться очистить исповедию свою совесть, и приобщиться Святым Таинам, приняв наперед со всяким благоговением Св. Елеосвящение.

    «Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной» было рассмотрено и одобрено на Ясском Соборе в 1642 г. А на Иерусалимском Соборе в 1672 г. при патриархе Иерусалимском Досифее за «Православным исповеданием» Петра Могилы было признано символическое значение.

    Нравится

  11. «Надлежит быть разномыслию…»
    1. «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны… Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более, чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике.» (св. прав. Алексий Московский /Мечев/).
    2. «Кто часто приобщается — это мои друзья.» (прот. Валентин Амфитеатров)
    3. «Постоянное причащение — должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого… начал дело отклонения христиан от св. Причащения… сначала христиане причащались ежедневно, затем 4 раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, т.е. 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а ныне и того реже.» (архиеп. Арсений Чудовской)
    4. «Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Без причащения заглохнет духовный огонь в тебе.» (о. Валентин Свенцицкий).
    5. «Кто удаляется от Св. Тайн, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя.» (Авва Аполлос Египетский) /цитир по Н.Е. Пестову: «Современная практика православного благочестия», часть 4, «Пути к Отчему дому», «Сатисъ», СПб, 2001, стр 110-111.)

    Нравится

    • Агапит, и к чему это Вы написали?
      «Ибо надлежит, быть и разномыслиям между вами.
      Говорит не о разномыслиях в догматах, но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? То, что, так как вы люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: должно прийти соблазнам (Мф. 18:7), то есть поскольку в мире есть злые, то будут и придут соблазны». Блж. Феофилакт
      «Впрочем, если бы он говорил и о заблуждениях касательно догматов, то и в таком случае не подал бы повода к соблазну. Ведь и Христос сказал: «надобно придти соблазнам» (Мф. 18:7), и однако не нарушил свободы воли и не поставил жизнь в какой–нибудь необходимости и неизбежности, но предсказал будущее, имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили (соблазны), что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти. Если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он напрасно бы сказал: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Но об этом мы подробно рассуждали, когда рассматривали это место, а теперь нужно обратиться к настоящему предмету. Что (апостол) действительно разномыслиями называет здесь беспорядки при трапезах и бывшие при том несогласия и раздоры, это он ясно выразил последующими словами. А именно, сказав: «слышу, что между вами бывают разделения», не остановился на этом, но, желая объяснить, какие он разумеет разделения, говорит далее: «всякий поспешает прежде других есть свою пищу» (ст. 21), и еще: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?» (ст. 22). Очевидно, что он говорит об этих беспорядках; а что называет их разделениями, не удивляйся; он хотел, как я сказал, сильнее подействовать на них таким выражением. Если бы он разумел догматические разделения, то не говорил бы с ними так кротко». Свт. Иоанн Златоуст

      Нравится

    • В том то и дело, что частое причащение, которое отстаивают современные обновленцы подразумевает легкое отношение к Таинству. Здесь и не пахнет искренним чувством собственного недостоинства. Совсем по другому поводу пишут приводимые вами свидетели.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s