Отец Димитрий Смирнов: Можно назвать и «Табуреткой»

Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение

Этот вопрос (совершения таинств над людьми не носящих имена православных святых) очень актуален, мы его касались на епархиальном собрании и Святейший Патриарх Кирилл дал на него исчерпывающий ответ. Но по понятной причине, миряне не присутствовали в массе своей на этом собрании, поэтому я решил этот вопрос прочитать: «Мою маму звали Лилия, после смерти батюшка отказался ее отпевать, т. к. в православии нет такого имени». Очень обычная история, православие здесь вообще не при чем. Если батюшка сказал, что в православии нет такого имени, то он глубоко заблуждается. Есть русский обычай, очень хороший и мы его очень храним, в частности, жену моего дяди тоже звали Лилией, но когда у нас крестят людей, которые носят имена, которых нет в святцах, им в крещении дают имя созвучное: Рустам – Рустик, Лилия – Лия и т.д. И никаких не возникает вопросов у таких бедных необразованных батюшек. Но бывают очень православные люди в очень православных храмах очень православных стран, например, в Сербии мы можем встретить имя Драгомир или имя Тара, а что такое Тара? Тара – это такая река в Черногории, и детей называют таким именем – и страна православная, и люди православные. Просто сербы, как правило, не называют людей в честь святых, дают совершенно разные имена и остаются православными. Чем наш обычай хорош? И это Святейший Патриарх подчеркнул, что человек, который носит имя, например, Сергий, то он имеет небесного покровителя в преподобном Сергии. У нас есть такое понятие как именины. Но, если мы обратимся к именам грузинским, допустим, там есть масса имен, которые никак не сочетаются с именами святых. И из-за этого отказывать в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании)?! Ни один священник права такого не имеет! Отец и мать могут назвать свое чадо вообще любым именем, каким только пожелают. Если этого имени нет в наших святцах, то, к сожалению, у этого человека не будет именин и только. Всякое имя можно вообще менять 365 дней в году, для этого читается определенная молитва из требника и потом человек причащается с новым именем, вообще никаких проблем. Т. е. это не является причиной для отказа в отпевании (Причастии, Крещении, бракосочетании и пр.). Поэтому в таких случаях, когда священник отказывается отпевать православного человека или причащать его, это сообщается благочинному, он – епископу, и это быстро устраняется, потому что не все батюшки грамотные. А наши епископы все с высшим образованием и даже многие закончили аспирантуру. Собственно для этого и существует епископ. Поэтому, как говорят, у нас в армии: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим», и это будет правильно.

Вопрос: Сейчас все-таки будет выпущен расширенный месяцеслов с такими именами, у нас употребимыми, которые восходят к древним святым еще неразделенной Церкви и, может быть, Поместной Церкви.

Да, там будет расширенный список имен, но все равно мы там не найдем имя Тара или Драган, что значит просто «дорогой», но это очень распространенное имя в Сербии, или Милош, или Весна, или Снежана – вполне славянское имя, но нет такой святой с именем Снежана, можно при крещении дать ей имя Светлана и у нее будет два имени. Этот вопрос даже не надо задавать, не то, что решать, это вообще не проблема никакая. Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение.

Вопрос: Во многих монастырях записки с такими именами просто не принимают…

Но это дикость, невежество, особенно обидно, когда ссылаются на православие. При чем тут православие?.. Ой, как тяжело, когда темень процветает и из-за этого огорчает людей.

Источник

Advertisements

Отец Димитрий Смирнов: Можно назвать и «Табуреткой»: 4 комментария

  1. В обычном Требнике есть «Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»… Из этого чина ясно и явно следует, что к ежедневному «переименованию» человек никак не допускается; имя нарекалось того святого, кто был в день наречения; однако, исходя из тех же сословных особенностей: имя могло даваться родовое, как сие наблюдалось в Ветхозаветной Церкви (случай с праведными Захарием и Елизаветой и их сыном Иоанном Крестителем). В древности у русских, например, было два имени: одно родовое, иное — православное. Но своей жизнью наши святые записаны в святцы, по которым мы и избираем себе не просто имя, но небесных покровителей. В 40-й день по рождении читалась не только сугубая молитва роженице (по очищении), но и младенцу. В этот же день происходило и воцерковление рожденного младенца (хотя сие допускалось творить и при Крещении). Такова традиция нашей Церкви, призывающая каждого из нас в Сообщество святости и святых… Поэтому когда сегодня приходится слышать от молодого духовенства, закончивших блестяще семинарии и академии, что им в этих учебных заведениях разрешили людей нарекать хоть «Табуретками» по крайней мере кощунственны…и прискорбны…не ведают, что творят…

    Нравится

  2. Имя Снежана православно — означает Св Хиония в перевод по-сербский. Не надо принимат имени Св Светланы которое само по себе перевод Св Фотинии. Кроме того на Балканах есть местночт. святые с имена как Райко и т.д. Есть и имя Росица которое перевод имени священомуч. Дросиды и т.д.

    Нравится

  3. Во-первых, у сербов, грузин и тп. есть масса своих святых. (Есть пятитомник архим. Макария, в котором он постарался собрать святых из всех поместных святых. Этим же занимался и свт. Иоанн Шанхайский). Любой воцерковлённый, например, грузин осведомится о своём имени есть ли оно в святцах или же у него есть «дополнительное» имя, данное при крещении. Говорить про имя Драган, что это просто означает «дорогой» — неверно. Лучше обратиться к сербским святцам.

    Во-вторых, у сербов есть свой местный обычай — т.н. слава. То есть они не празднуют именины, а празднуют славу — небесного покровителя всего рода. Поэтому сербы более либеральны к нецерковным именам, поскольку признают своим небесным покровителем «родового» святого.

    В Болгарии (а, может, и в Греции) есть традиция — нерекать женщин мужскими именами. Например, Ники (от свт. Николай), Митра (от св. Димитрий), Спира или Спиридония (свт. Спиридон), Алексия (от св. Алексий) и тд. У русских такое имянаречение присутствует только при монашеском постриге.

    Есть ещё традиции имянаречения в честь событий: Паскаль (пасхальный), Йордан и Йорданка (в честь Крещения Господня на Иордане), Ноэль (в честь Рождества), Оливер/Оливье (в честь молитвы на Елеонской горе). В Болгарии и в западном Православии такое имянаречение принимается. Однако если православные с такими именами становятся прихожанами Русской Церкви, то, как правило, их поминают под другими именами. (Хотя имеются и либеральные русские батюшки, которые без разбора готовы поминать и мусульманские, и католические имена, и хоть «Табуреток» и Вилоров).

    В-третьих, священник всегда может наречь и поминать верующего в честь святого, празднуемого в день крещения или в день рождения. Этим и решается вопрос, заданный о.Димитрию Смирнову, затронутый в этой статье.
    Кстати, традиция созвучия больше распространена в России. На Западе (РПЦЗ и Экзархат) больше апеллируют к святцам в день крещения или рождения, поэтому Вольдемар не обязательно будет Владимиром, а Лилия не обязательно Лией.

    Наконец, отказ батюшек поминать неправославные имена на проскомидии, молебне, Панихиде или на ектинье не есть дикость, а скорее благоговенье такого батюшки. Церковь не цирк! К тому же Церковь молится за Богослужениями только о членах Церкви (т.е. о воцерковлённых верующих и не коснеющих в нераскаянных грехах), а таковые всегда имеют православные имена. За некрещённых, а также за крещённых заблудших молятся только в домашней молитве и только с благословения духовника (поскольку настоящая молитва — это яростная борьба со злыми духами за души этих заблудших, и духовник, как правило, видит, сможет ли духовное чадо понести искушения: благословляется, как правило, молиться только за самых близких людей). Для модернистов это всё пустой звук, поскольку для них нет ни злых духов, ни греха, ни искушений, ни борений, ни молитвы (только медитация и экзальтация), поэтому они и готовы крестить хоть «Табуреткой» и поминать любые имена, и молиться в Церкви за Ленина, ЧеГевару или за Чарлза Диккенса (р.б. Карла — в «Несвятых Святых»).
    При всём при этом, я считаю, что о. Димитрий не модернист, а очень хороший православный пастырь. Однако ввиду его публичности у него порой выходят очень странные и эпатажные высказывания, являющиеся как раз дикостью, либо неудачные примеры.

    Нравится

    • Владимир, посмотрите еще темы под тегом о. Дмитрий Смирнов — они есть под темой. Думаю, многое там скажет, что о. Дмитрий именно модернист.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s