И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:17)

пророк ИсаияПрежде, нежели сказал о войне, пророк говорит о том, что произойдет от нее, повелевая войти в камни и скрыться под самую землю, не с тем, чтобы они действительно сделали это, но чтобы таким образом убедились, как невыносим гнев, который тогда покажет Бог. Скрыйтеся,- говорит,- в землю от страха Господа и от славы величия Его, егда востанет сокрушити землю. Не сказал просто: «от крепости Его», но: «от славы крепости». Таковы именно дела Божьи и таковы победы Его; в них – великая слава и знаменитость. Здесь, мне кажется, пророк указывает на победу, бывшую при Езекии, называя «землею» множество народа, «сокрушением» – поражение, а «восстанием» – явление Его на помощь. Потому и Давид говорит так: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Пс. 67:2); и еще: воскресни, Боже, суди земли (Пс. 81:8), – означая делами и положениями людей действия Божьи.

Очи бо Господни высоцы, человек же смирен (Ис. 2:11). Чтобы никто из тогдашних слушателей не сомневался в сказанном, – ведь случившееся для многих было невероятным и превышающим всякое чаяние, – он прибегает к могуществу Совершающего и слабости подвергающихся Его действию. Нет ничего, говорит, выше Бога, и ничего – слабее людей. Итак, не сомневайся, может ли столь Великий и Сильный внезапно так унизить слабых. Хорошо сказал он: Очи Господни высоцы. Не сказал: «сила», но: «очи Господни», так как и одного воззрения Божьего достаточно для ниспровержения всего противного. То же и Давид говорил в другом месте: Призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс. 103:32); и еще другой пророк: И воззрю к нему, и премогу ему (Осия 11:4).

И смирится высота человеческая. И вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:11). По совершении чудной победы, после славных и дивных трофеев, бесы будут обличены, идолы поруганы, лжепророки принуждены молчать, господство иноплеменников разрушено, всякие уста, противоречащие Богу, заграждены. Потому он и говорит: И вознесется Господь един. Никто уже не будет противоречить и сомневаться в могуществе Божьем, когда дела представят такое яснейшее доказательство. Высота существа Божьего постоянна, никогда не начиналась и всегда существует; возвышение же разумеется в мысли людей, когда противоречащие и противодействующие, убедившись доказательством самых дел, покорятся и вознесут приличное славословие. День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякую стену высокую и на всякий столп высок, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:12–17). Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них.

Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное.

св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 36-38

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s