Научитеся добро творити (Ис. 1:17)

Ис. 1:1-20

пророк ИсаияПоказывает легкость добродетели и свободу воли, так как от них самих зависело — исправиться. Научитеся добро творити (Ис. 1:17). Таким образом от большого нечестия они даже потеряли познание добродетели. Так и пророк Давид говорить: Приидите, чада, послушайте мене: страху Господню научу вас (Пс. 33:12). Это знание выше всех знаний и достойно тем большего старания, чем больше встречает препятствий — от насильственного влечения природы, от лености воли, от козней бесов, от множества дел.

Так и Варух говорит: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему: изобрете всяк путь хитрости (Вар. 3:36-37). Взыщите суда, то есть защиты обижаемых, для чего нужно много трудов и бодрости души; потому и сказал: «взыщите». Многое помрачает правду, — и подарки, и неведение, и властолюбие, и стыд, и страх, и лицеприятие; потому и нужна великая бдительность. Избавите обидимаго. Это важнее предыдущего; здесь требуется не только правое суждение, но и приведение дела к окончанию. Судите сиру и оправдите вдовицу. Бог много печется, чтобы никто не терпел зла, а еще больше, когда кто, подвергаясь злу, терпит притом еще другое несчастие. Вдовство и сиротство невыносимы и сами по себе; но если притом еще другие обижают этих несчастных, то — двойное кораблекрушение. И приидите, и истяжимся, глаголет Господь (ст. 18). Надобно заметить, что везде у пророков ничего Бог так не требует, как защиты обижаемых. Так и в другом месте, как у Михея, когда иудеи говорят: Дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея, Он присовокупляет: возвещу тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову быти еже ходити тебе с Господем Богом твоим (Мих. 6:7-8). Также и пророк Давид говорит: Милость и суд воспою тебе, Господи (Пс. 100:1). И приидите. Он наперед представил оправдания, потом призывает на суд; наперед научил, как они могли бы избавиться от обвинений, потом и требует отчета, чтобы не осудить их, не имеющих защиты. И истяжимся, говорит, будем судиться. Судясь, Он бывает и защитником и врачом. Далее, желая показать, что мы, хотя бы сделали великие дела, имеем и тогда нужду в Его человеколюбии для избавления от грехов, говорит: И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; берет совершенно противоположные свойства и обещает изменить одно из них на противоположное. Аще же будут яко червленое, яко волну убелю. Велика сила покровительства вдовицам, если оно душу, так оскверненную, что она как бы покрыта краскою нечестия, не только освобождает от зла, но и делает столь светлою. И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (ст. 19-20). Так как для людей более грубых вожделенно и приятно не столько избавление от грехов, сколько наслаждение благами, почитаемыми в настоящей жизни, то Он обещает им вместе с тем и эти блага, — потому что и последнее зависит от первого.

св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 17-18

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s