бытие Божие

Кто из когда-либо живших людей, между ли эллинами, или между философами у варваров, кто из наших [современников], кто из живших когда-либо прилагал к сущему наименование достоинства?

О всем умопредставляемом как существующее, по общему обычаю словоупотребления, мы говорим, что оно есть; от слова «быть» произошло // С. 199 и наименование сущего: но теперь [у Евномия] для обозначения сущего вновь изобретается выражение «достоинство». Ибо говорит, что Сын не усвояет Себе достоинства Сущего, так как Он имеет бытие и живет чрез Отца… «Не усвояет, — говорит, — Себе такого достоинства». Согласимся, что бытие именуется «достоинством». Итак что? Сущий не усвояет Себе бытия? «поелику, — говорит, — существует чрез Отца». Итак, ты говоришь, что не усвояющий себе бытия не существует? Ибо «не усвоять чего-либо» значит то же, что быть чуждым сего, и противоположение значений здесь очевидно; потому что собственное не есть чуждое, и чуждое не есть собственное; итак, не усвояющий себе бытия, конечно, чужд бытия; а чуждый бытия не находится в бытии. Но он выводит при этом необходимость и такой нелепости, говоря, что «господствующая над Ним сущность Отца к Себе Самой относит (влечет) понятие сущего»…//С. 200 Чем он докажет, что сущность Отца господствует над Единородным?… В каком же смысле Господствующий, как говорит, над Сыном влечет к Себе понятие о сущем? Если скажет, что Отец влечет Свою собственную сущность, то это привлечение излишне; ибо бытие присуще Ему//С. 201 и без привлечения. Если же скажет, что бытие Сына влечется Отцом, то как от сущего отторгнется бытие и перейдет к влекущему, — не могу понять. Уж не бредит ли он заблуждением Савеллия, что Сын не существует Сам по Себе, но сливается с ипостасью Отца? Не то ли значит у него привлечение господствующею над Сыном сущностью понятия о сущем, что, не отвергая ипостасного бытия Сына, он хочет отделить от Него значение сущего? Но как от бытия отделить понятие о сущем? Ибо доколе существует все, что ни есть, — не быть ему, чем оно есть, невозможно.

св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия // Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 10, Гл. 4. С. 198-201

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s