Профессор Осипов в исторической резиденции митрополитов

Вчера в исторической резиденции Московских митрополитов, расположенной неподалеку от храма пророка Божия Илии в Черкизове, состоялась встреча с известным модернистом, представителем ереси «нравственного монизма» Алексеем Осиповым.

Профессор Осипов

Сайт храма пророка Божия Илии в Черкизове — настоятель храма о. Савва (Тутунов) — называет выступление профессора-модерниста яркой и насыщенной лекцией и сообщает, что эта встреча открывает новый сезон «Илиинской гостиной», в рамках которой проходят тематические встречи со священнослужителями и известными церковными деятелями.

А.И. Осипов и о. Савва (Тутунов).

А.И. Осипов и о. Савва (Тутунов).

Тема встречи с крупнейшим модернистом нашего времени была определена как «Сущность христианства и его искажение», что отчасти соответствует действительности. Хотя сущность Христианства в православном ключе Осиповым изложена не была, но зато присутствовало серьезное искажение Христианства.

Помимо прочего, А.И. Осипов изложил свое учение о безразличном спасении всех людей:

Мы верим, что Бог есть Любовь, и Он не взыщет с человека ни на одну йоту больше того, чем он мог бы сделать. Эта надежда на Бога-Любовь вселяет в нас радость. Это надо иметь в виду. Нельзя же представить себе, чтобы Бог, зная, что человек в своей жизни изберет зло и следовательно пойдет в бесконечные мучения, дал ему бытие. Как Любовь может дать бытие для бесконечных мучений? Коль уж Бог-Любовь дал человеку жизнь, то значит, он дал ее в конечном счете, пусть и через страдания, но для его блага. Это мысль подтверждается множеством святых отцов, вселяет надежду и импульс радости.

Насчет «множества Святых отцов», которые бы придерживались учения религиозного индифферентизма и учили о всеобщем спасении, это, мягко говоря, преувеличение, а говоря прямо — ложь.

Крещение детей с этой точки зрения также ненужно, как и взрослых, поскольку умерший ребенок уже дома. А мы еще идем,- сообщает А.И. Осипов.

Юмористическую нотку в репортаж на сайте «Православие и мир» вносит его автор Мария Сеньчукова. Она сообщает: Существования ада и загробных мук профессор не отрицает, и тут же приводит цитату А.И. Осипова:

Муки будет претерпевать душа. Страсти нас уже мучают. Совесть может мучить. Злоба или зависть могут мучить. Когда тело сбросится, страсти откроются с еще большей силой. Здесь мы заснули, и кажется, забылись. А там уже не заснешь, и страсти будут мучить в тысячу раз больше, чем здесь. Вот, что такое мытарства и страдания.

Почему из мучений человека в аду А.И. Осипов изымает тело, с которым человек воскреснет? Неизвестно. Зато известно, что он считает, что в аду человека будут мучить его собственные страсти. Однако для страстей и греха вообще в загробной жизни места нет. Согласно учению Церкви, там нет никакой возможности для человека согрешать мыслью, словом и делом.

Это учение —  о том, что человек мучает себя сам — является весьма важным в атеистической концепции «нравственного монизма», поскольку в нем нет учения о спасении человека Богом и о наказании Богом грешников. Человек сам спасает себя, и сам себя наказывает.

Наконец, А.И. Осипов рассказал о том, как он почитает учение Святых отцов. Оказывается, он является приверженцем теории «теологуменов»:

Поэтому надо держаться учения святых отцов. Когда мы находим единое мнение целой группе святых отцов, мы говорим, что это учение церковное.

Если мы находим у другой группы отцов иное учение, мы говорим, что Церковь не осудила ни того, ни другого и возможны две точки зрения.

Если возможны две равносильные точки зрения на Православные догматы, на аскетическое Предание, на заповеди или на каноны, то никакого в собственном смысле учения Святых отцов не остается,

На этом фоне слова А.И. Осипова: Поэтому надо держаться учения святых отцов, являются зловещей насмешкой над слушателями, прилежно внимающими словам лжеучителя.

Они выйдут из исторической резиденции Московских митрополитов с полным ощущением того, что А.И. Осипов — человек православный, что православным явялется и их настоятель, и что они сами — тоже православные.

Если же они встретятся вдруг с Церковным учением о спасении, о наказании, о Церкви, они будут спокойно придерживаться каких им угодно взглядов на Истину, и думать, что это и есть Православие…

В.Р.

Реклама

Профессор Осипов в исторической резиденции митрополитов: 49 комментариев

  1. Они еще иногда возражают, что «да, после смерти грешить нельзя, но как раз от этого и происходит мучение — от невозможности удовлетворить страсть действием».

    Нравится

      • Вы последователь Осипова?
        За гробом не будет грехов, но будет наказание за грех. В этом смысле следует понимать слова Святых отцов о «грехе» за гробом.
        Св. Максим Исповедник учит:

        Три восстановления знала Церковь: одно — индивидуального человека, согласно понятию добродетели, в которое он восстанавливается, исполнив в отношении себя требования добродетели; второе же — восстановление всего естества в нетление и бессмертие в воскресении; третье же, чем весьма злоупотребил в своих сочинениях Григорий Нисский, — восстановление душевных сил, подпавших под власть греховности, в то состояние, в котором они были сотворены. Ибо как в воскресении все естество долженствует в то время восприять обетованное нетление плоти, так и совратившиеся силы души, влагающие в нее память порока, должны устраниться в долгом течении веков, так что, пройдя все века и не находя покоя, душа должна будет придти к Богу, не имущему конца; и таким образом, не получив участия в благах, она должна будет воспринять силы и восстановиться в древнее состояние [безгрешности] и явить, что она не была подлинным творцом греха (архим. Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк,1963. С. 133).

        Итак, даже восстановление душевных сил в древнее состояние безгрешности не избавляет грешников от пребывания в аду. Обратите также внимание, что св. Максим говорит только о памяти порока.
        Впрочем, может быть, Вы как-то по-своему понимаете, что такое страсть?

        Нравится

      • «Вы последователь Осипова?»
        Осипов учит, что страсти исчезнут, если грешник на Суде сделает «правильный выбор». Грешники в аду не имеют любви, и ненавидят друг друга, завидуя тем, кто мучается меньше.

        Нравится

      • Роман Вершилло, то есть Вы утверждаете, что грешники после Суда становятся бесстрастными, и отличаются от Святых только тем, что помещены в ад, и получая воздаяние за совершенные грехи, мучаются?

        Нравится

      • Вернёмся к тому, что Вы уже написали: «Страсть это уже грех, реализована она или нет. А грешить за гробом ни у кого не получится».

        Сравним, чему учит Преподобный авва Дорофей: «Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним».

        Нравится

      • Посмотрим, как понимает страсть прп. Филофей Синаит:

        Наперед бывает прилог; потом сочетание; далее сосложение; за сим пленение; наконец страсть, частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкой (к делам, коими оно удовлетворяется) вкачествившаяся в душе (ставшая чертою характера)… Страсть несомненно подлежит или равносильному покаянию, или будущей муке (Сорок глав о трезвении).

        Как Вы видите, Преподобный ставит знак равенства между грехом и страстью. В ней нужно покаяться в земной жизни, или мучиться в наказание за нее за гробом. Это вообще-то аксиома духовной жизни. Разве Вы не каетесь в страстях, даже если Вы их не реализуете на деле?
        Св. Максим Исповедник поясняет:

        Всякая страсть слагается и порождается от сочетания чего-либо чувственного с чувством, при уклонении естественных деятельных сил, — разумею: раздражения, или похотения, или разума, — от правого естественного своего образа действования (Умозрительные и деятельные главы).

        За гробом не будет предметов страстей, с которыми бы могло соединиться чувство, и значит не будет и страстей в нашем нынешнем понимании.
        Св. Авва Дорофей проводит различие между страстью, как греховным устроением души, и грехом, совершаемым действием.

        Нравится

      • Ваша цитата — из работы архимандрита Амвросия (Погодина), а не самого Св. Максима Исповедника. Вы что-то не поняли в учении Святых отцов.

        Преподобный Григорий Синаит прямо учит: «Многострастная и грехолюбивая душа, разобщённая с благодатью и лишённая её, вдовеет и становится теперь и в будущем веке жилищем страстей, чтобы не сказать сильнее, вертепом демонов» («Весьма полезные главы», 12).

        Нравится

      • Вы правы, цитата св. Максима Исповедника взята из Второго ответа латинянам св. Марка Ефесского в переводе о. Амвросия. И что же? Это ее дисквалифицирует?
        Что касается слов св. Григория, то я еще раз говорю Вам: всё зависит от того, как понимать, что такое страсть. У меня под руками другой перевод:

        Душа страстелюбивая и грехолюбивая лишается благодати, отметает ее и вдовеет; и чрез то делается жилищем страстей, – чтоб не сказать демонов, в настоящем и будущем веке.

        Как Вы видите, св. Григорий приравнивает страсти и демонов, видимо, понимая наказание в аду и его предощущение в настоящей жизни.

        Нравится

      • Митр. Макарий (Булгаков) прекрасно пишет в главе о мздовоздаянии грешникам. Он говорит о внутренних мучениях в аду:

        Воспоминание протекшей жизни, которую так безрассудно погубили они на порочные дела, непрестанные укоры совести за все, когда–либо соделанные беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались Богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастися, — все это будет терзать несчастных непрестанно. «И рекут в себе кающеся и в тесноте духа воздыхающе: заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не воссия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня, и богатство с величанием что воздаде нам; преидоша вся яко сень, и яко весть претекающая… Тако и мы рождени оскудехом, и добродетели убо ни единаго знамения можем показати, во злобе же нашей скончахомся» (Прем. Солом. 5, 3. 6–9. 13). «Те, — пишет св. Василий Великий,- которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой–то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их».

        Обратите внимание, что речь идет только о памяти прошедшей греховной жизни, а не о действии страстей за гробом. Именно так и объясняет св. Максим в отвергаемой Вами цитате.

        Нравится

      • К сведению: оригинал цитаты: преп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения, №19 «Не понимающим глубину возвышенного учения Григория Нисского кажется, будто он постоянно указывает намеками на восстановление». (http://predanie.ru/lib/html/67926.html) Параллельно с этим: http://artem-ryzhov.livejournal.com/44086.html

        Нравится

      • Святые отцы различают грехи, страсти и демонов. Вы приравниваете страсти то ко грехам, то к демонам, для того, что ввести новое учение о бесстрастности грешников в аду.

        Точная цитата из «Зело полезных глав…» Св. Григория Синаита на церковнославянском языке: «Душа бо страстолюбивая и грехолюбивая, лишена и отвержена сущи благодати и вдовствующа, жилище будет страстем, да не реку бесом, ныне и в будущем веце«.

        Сами залоги адских мучений, а не только их «предощущение» ещё здесь находятся в страстях.
        «Огонь, тьма, червь, тартар существуют в разнородном сладострастии, всепоглощающей тьме невежества, в неутолимой жажде чувственного наслаждения, в трепете и смраде зловонного греха.
        Эти залоги и преддверия адских мук ещё здесь действуют в грешных душах и возникают в них вследствие [страстного] навыка…
        Привычки к страстям суть задатки мучений…
        Смертоносный яд греховного жала есть страстный навык души, потому что незыблем и неизменен характер того, кто добровольно поработил себя страстям. «

        Нравится

      • Я и не говорил, что страсти это демоны, а сказал, что у св. Григория речь идет, видимо, о наказании в аду и его предощущении в настоящей жизни.
        Чем залоги отличаются от предощущений? Ведь ясно же, что грешники наказываются и в настоящей жизни, но это только тень наказания за гробом. Или Вы считаете иначе?

        Нравится

  2. Есть ощущение, что взгляды А.И.Осипова становятся мейнстримом, а противники «генеральной линиии» сознательно маргинализируются.

    Нравится

  3. В аду грешники будут мучиться от невозможности удовлетворять страстям, т. е. фактически от невозможности грешить. В этом смысле ведь можно сказать, что страсти останутся. Греха нет, но только наказание за грех.

    Кажется, тут не будет ничего от Осипова.
    Или будет?..

    Нравится

    • У грешников останется воля:

      Воля может изменяться в отношении зла до тех пор, пока душа соединена с телом; но после того как произойдет разрешение ее от тела, она будет найдена в том, чего желала, и в этом останется пребывающей неизменно и согласно этому расположению получает или награду, или кару (Десять аргументов св. Марка Ефесского против существования чистилищного огня//архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Jordanville, N.Y., The Holy Trinity Monastery, 1963. С. 167-168)

      Нравится

      • Т. е. всё же правильно говорить, что страстей после смерти не будет, и что само наказание за грех будет «безстрастным».

        Нравится

  4. Огонь геенский не может жечь никого, кроме тех, которые имеют душу, не уврачеванную от страстей.
    Святой Симеон Новый Богослов в 12-м Слове пишет: Так-то необходимо, чтобы душа сделалась здравою от всякого недуга своего, и тогда, как сделается она здравою, может послужить Богу достодолжно, исполняя божественные заповеди Его, и явиться непостыжденною, когда предстанет пред страшное судилище Христово. Если же не сделает она этого, т.-е. не послужит Богу и не исполнит заповедей Его, хотя не в большой мере, то конечно в день суда окажется она нездравою от страстей, и будет за то ввержена в огнь геенский, который поглотит её в своей пещи неугасимой и будет жечь вечные веки. Ибо огнь геенский не может жечь никаких других, а только тех, которые оставили неуврачеванными души свои в настоящей жизни и так неуврачеванными перешли и в другую жизнь.

    По слову Святого Иоанна Лествичника, бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела, или, совершенное, после Ангелов, познание Бога и чистота, вводящая в нетление тленных. «Истинно бесстрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил превыше всякой твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих», – говорит Преподобный Иоанн Лествичник.
    По слову Святого Феодора Едесского, бесстрастная душа не допускает даже тайного согласия на грех и совершенно не допускает исхождения из сердца страстных помышлений.
    По слову Преподобного Максима Исповедника, достигший верха бесстрастия христианин есть человек совершенный в любви, он не знает разности между своим и чужим, но на всех и на все смотрит с любовью и чистотой.

    О каком же безстрастии грешников в аду можно говорить? При условии, что вы считаете себя Православными.

    Нравится

    • Олег, св. Симеон говорит совсем не о страстности за гробом, а за то, что человек будет судим за страстность в этой жизни и за то, что неуврачеванным от страстей перешел в другую жизнь.
      Хорошо. Допустим, что у грешников за гробом остаются порочные страсти: ненависть, чревоугодие, отчаяние.
      Как Вы знаете, есть еще и непорочные страсти: голод, усталость, пот, слезы. Они, наверно, тоже останутся за гробом, причем, раз они непорочны, то у праведников и у грешников одинаково?
      Я еще раз говорю Вам то, что сказал Илье: вдумайтесь, что такое страсть, и Вы поймете, что за гробом их не может быть ни у праведников, ни у грешников.
      Нельзя же просто заниматься подбором цитат. Надо еще и вникать в смысл слов.

      Нравится

      • Р.В.: «Как Вы знаете, есть еще и непорочные страсти: голод, усталость, пот, слезы. Они, наверно, тоже останутся за гробом, причем, раз они непорочны, то у праведников и у грешников одинаково?»

        Что будет с праведниками и грешниками, разве не отвечает нам, например, нагорная проповедь Спасителя или притча о богаче и Лазаре?

        О голоде и слёзах: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете… (Лк. 6:25).
        О жажде: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
        и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:22-26).

        Уважаемый Роман Вершилло, неужели Вы не понимаете, что опираясь на частное мнение Св. Григория Нисского об апокатастасисе в цитате Максима Исповедника, Вы становитесь единомышленником профессора Осипова?

        Нравится

      • Это уже называется с больной головы на здоровую: ведь это Вы согласны с Осиповым.
        Что касается св. Максима Исповедника, то его слова, раз их приводит в качестве авторитета св. Марк Ефесский, да еще на Флорентийском соборе, никак не могут быть его частным мнением. Они никем не были опровергнуты: ни католиками, ни православными, ни тогда, и ни сейчас.
        Опять же, Вы никак не можете вдуматься в то, чему учит Церковь, и то, что я Вам пытаюсь объяснить. Я не говорил, что блудник станет целомудренным, а завистник — смиренным. Зачем так подбирать цитаты, что они ничего не доказывают?
        Кто в аду? Грешники, лжецы, убийцы, завистники, ненавистники. С этим разве спорит св. Максим? Он говорит только то, что они судятся за то, что с телом соделали. А за гробом уже не останется возможности завидовать, ненавидеть. Ведь это же грех, а грешить там будет нельзя.
        Бесстрастие, о котором говорят Святые отцы, как и все другие добродетели: целомудрие, смирение — это не просто отсутствие страстей, отсутствие блудных дел и помыслов, отсутствие зависти. Это добродетель, то есть благодатное осияние, это «истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений» (св. Василий Великий).
        Уважаемый Илья. Я призываю Вас разобраться с тем, что Вы сами написали в комментариях к этой заметке. Вы выше говорили, что страсть — не грех. Это было явно неверно, и Вами никак в дальнейшем не было доказано и не использовалось.
        Вы вступили в спор, чтобы защитить профессора Осипова от моих «нападок», теперь Вы обвиняете меня в осиповщине.
        Какой-то беспорядок получается.
        Несмотря ни на что надеюсь, что Вы искренне пытаетесь усвоить положения учения Церкви.

        Нравится

  5. Преподобный Варсонофий Оптинский учит: «Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, — задушат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там он будет не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному — в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым; гордый и в раю не сделается смиренным».

    Преподобный Силуан Афонский: «Гордого если и силою посадишь в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна».

    Нравится

  6. Так можно ли обобщить высказывания о предмете спора так:
    «Нераскаянные грешники, попадая на тот свет, имеют неисправимо злую волю, наклонности ко греху, но адское мучение подавляет действие этих наклонностей и при всей злой воле не дает возможности согрешить.»
    Если формулировка неточна, как сказать догматически точнее?

    Нравится

    • Я не знаю, нужны ли новые формулировки. Важно помнить, что за гробом грешники не имеют возможности грешить. В этом корень всего спора. Согласно Осипову и его первоисточнику в лице старца Зосимы (Достоевского), грешники находятся в аду, потому что продолжают грешить и за гробом. Как говорит Зосима:

      О, есть и во аде пребывшие гордыми и свирепыми, несмотря уже на знание бесспорное и на созерцание правды неотразимой; есть страшные, приобщившиеся сатане и гордому духу его всецело. Для тех ад уже добровольный и ненасытимый; те уже доброхотные мученики. Ибо сами прокляли себя, прокляв Бога и жизнь. Злобною гордостью своею питаются, как если бы голодный в пустыне кровь собственную свою сосать из своего же тела начал. Но ненасытимы во веки веков и прощение отвергают, Бога, зовущего их, проклинают. Бога живаго без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога жизни, чтоб уничтожил себя Бог и все создание свое.

      Кстати, у меня тут кто-то спрашивал: какие догматы отрицает Достоевский. Вот, читайте.

      Нравится

  7. Архиепископ Феофан (Быстров): «По св. Максиму Исповеднику, надо различать собственно естество человека и нравственную способность его.
    Естество человека составляет бытие и приснобытие его, как разумного существа, и зависит только от творческой воли Создателя.
    Через нравственную способность человека осуществляется вся нравственно свободная жизнь человека, зависящая от нравственной свободы его.
    В естестве человека отпечатлен образ Божий в человеке, а в нравственно свободной жизни его осуществляется подобие его с Богом.
    Естество человека, как всецело зависящее от творческой воли Божией, не подлежит рассечению через падение во зло.
    Человечество, как и ангелы, распадается на союзы по различным нравственным направлениям воли, как нравственной способности естества.
    Допустить рассечение естества человека через грехопадение означало бы допустить прониковение зла в естество, но это невозможно, так как «зло совершается не в естестве созданий, но в погрешительном и неразумном их движении»».

    P.S.: Тоже можете удалить, ибо это не вписывается в ваш «теологумен»).

    Нравится

  8. За гробом нет греха, так как грех есть беззаконие (1 Ин 3:4), то есть нарушение воли Божией. Ни грешники, ни сатана и его клевреты, ни Иуда — никто из них не сможет на том Свете переступить волю Божию. У них не будет возможности грешить. Подумайте, ведь даже помыслы восстания на Бога — Его оскорбляют. Бог не допустит оскорблять Себя в будущем веке.
    Возьмем Иуду предателя. Церковь вызывает его на среду из ада в Великую Субботу: «прииди, скверный учениче, нрав злобы твоея покажи ми, имже был еси предатель Христов!» Он как экспонат, как препарированный, связанный по рукам и ногам в своей злобе, отнюдь не могущий шипеть и кусаться, совершенно послушный Церкви, вызывается из ада и покорно демонстрирует нрав своей злобы, свой нрав предателя, который, действительно, неизменен за гробом! Но отнюдь не продолжающееся предательство, не продолжающуюся злобу, которой положен от Бога конец!

    Нравится

    • Возьмем Иуду предателя. Церковь вызывает его на среду из ада в Великую Субботу: «прииди, скверный учениче, нрав злобы твоея покажи ми, имже был еси предатель Христов!»

      Вот именно, Иуда показывает «нрав злобы своея», т.е. страстные навыки и злую волю даже из ада. Не может только предать делом, и удавиться, чтобы прекратить вечные мучения.

      Вы доказали то, что хотели опровергнуть.

      Нравится

  9. Нет. Показывать нрав злобы своея — не значит злиться. Показать свою — уже совершенную — злобу он вынужден, так как ему приказыает Духом Святым Церковь. А вот злиться он не может. Лишен возможности.
    И, главное, уже не хочет!
    Но уже поздно не хотеть.
    А вы думаете — вместе с Достоевским — что грешники вечно хотят грешить, вечно страдают своей неисполнимой злобой — и прочий психологизм.
    Да кто вам сказал это?
    Где вы прочитали, что грешники хотят за гробом грешить?
    Нет, они хотят в Рай, они стучатся туда. И они полностью признают во Христе Господа и Владыку. Многие скажут Мне: Господи, Господи… Господи, отверзи нам! Господи, когда видехом Тя и не напитали? Разве эти слова Евангелия говорят о сопротивлении, о восстании на Бога? Нет, они покорны Богу. Но поздно.
    И разве не скажут непокоривии иудее во Втором пришествии Господу: «Благословен Грядый во имя Господне!» Воскликнут!
    Но будет поздно.
    Ту будет плач и скрежет зубовный. Будет горе в муку отсылаемым.
    Но нигде не сказано, что будут злоба, похоть, ложь. Их уже не будет во веки веков.

    Нравится

  10. «Естество человека, как всецело зависящее от творческой воли Божией, не подлежит рассечению через падение во зло.
    Человечество, как и ангелы, распадается на союзы по различным нравственным направлениям воли, как нравственной способности естества.
    Допустить рассечение естества человека через грехопадение означало бы допустить прониковение зла в естество, но это невозможно, так как «зло совершается не в естестве созданий, но в погрешительном и неразумном их движении».
    Стало быть, неистребимо и не подлежит уничтожению естество.
    Нравственное же направление воли, которое, собственно, и является злом в злых, связывается рано или поздно Богом — и грешник поневоле перестает грешить. Не это ли самое означают слова Спасителя: «связавше ему руки и ноги, ввергните во тьму внешнюю, ту будет плач и скрежет зубовный»?
    Да, именно это!
    Именно то самое, что мы вместе со всею Церковью утверждаем: за гробом грешник уже не может грешить, так как у него «руце и нозе» связаны, «погрешительные и неразумные движения» этих созданий невозможны. Они обездвижены. Естество же их остается неизменным, проникновение в него зла невозможно.
    Поэтому на том свете у грешников нет страстей, а есть праведный Суд Божий, наказывающий за страсти. Нравственно свободной жизни у осужденных грешников уже не будет.

    Нравится

    • Вы не случайно не приводите ни одной цитаты из Святых отцов, а пишете от себя. Нравственно свободной жизни у грешников нет уже сейчас, т. как они находятся в рабстве у греха и демонов. Невозможность согрешать делом не означает безстрастия, которое есть удел одних Святых. Ничего нечистого не будет во Царствии Небесном, а ад специально для всего страстного, нечистого и греховного. Кто чем согрешает, тем и наказывается. Страсти в нём будут червями, змеями, мрачным огнём, холодом и другими муками. Иное — Божественный огонь, и другое — геенский. Страсти — это укоренившийся рабский навык ко греху, в аду они доставляют не греховное услаждение, а муку.

      Нравится

      • Опять Вы за свое. В аду будут не страдания от страстей, а от наказаний за неуврачеванные в земной жизни страсти.
        Откройте 2-й том Православно-догматического богословия митр. Макария и почитайте, что такое мучения грешников в аду и чем они отличаются от земных страданий.
        Читайте:

        Мучения грешников во аде (после частного суда.- В.Р.), сколько можно догадываться на основании Писания, состоят в том, что они —
        а) удалены от Света лица Божия (Матф. 7, 23) и заключены в темницу духов (1 Петр. 3, 18), — а одно это отвержение от Бога есть уже наказание величайшее;
        б) лишены участия в царствии небесном, в блаженстве праведников, а ввержены во тьму кромешную (Матф. 22, 13)
        в) чувствуют угрызения совести за свои грехи, которая терзает их непрестанно, как червь не умирающий (Марк. 9, 44)
        г) находятся в сообществе злых, отверженных духов;
        д) наконец, терпят разные положительные муки (Лук. 16, 23; Матф. 22, 13 и др.).

        После всеобщего суда

        мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, Слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает:
        1) Об удалении грешников от Бога и их проклятии… Надобно помнить:
        а) что грешники будут удалены от Бога навсегда, т. е. навсегда лишатся этого высочайшего Блага, в котором одном только могли бы найти полное удовлетворение всех потребностей своей души, созданной по образу Божию;
        б) что они будут отвержены своим Отцом, своим Спасителем, который заботился о них с такою бесконечною любовию, излил на них столько милостей, и уже никогда не удостоятся узреть светлого лика Его, никогда не внидут в радость Господа своего;
        в) что не развлекаемые более ни міром, ни плотию, которые в настоящей жизни заставляли их постоянно забываться, они тем сильнее будут чувствовать томительную жажду души своей, по естеству стремящейся к Богу, — жажду ничем не удовлетворяемую. Тогда настанет для несчастных смерть вторая (Апок. 20, 14), смерть лютейшая в вечном удалении от Источника жизни.
        2) О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. «Это лишение благ, рассуждает св. Златоуст, причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души»… И далее: «многие безрассудные желают только избавиться геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание [2053]. «Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение оной славы есть мучение жесточайшее, нежели геенна» [2054].
        3) О месте, куда удалены будут грешники, и об их сообществе. Место это называется то бездною, страшною и для самих демонов (Лук. 8, 31), то адом (Лук. 16, 22), или землею тмы вечныя, идеже несть света (Иов. 10, 22), то геенною огненною (Матф. 5, 22. 28), пещию огненною (— 13, 60), езером огненным и жупельным (Апок. 19, 20; 20, 14; 21, 8). И в таком–то месте грешники, в продолжение целой вечности, не будут видеть вокруг себя никого, кроме отверженных духов злобы, бывших главною причиною их погибели (Матф. 26, 41). «Кто на земле грешил, говорит св. Ефрем Сирин, и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тму кромешнюю, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение аггелам» [2055].
        4) О внутренних мучениях грешников во аде. Тогда исполнятся на них во всей обширности слово Апостола: скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое (Римл. 2, 9). Воспоминание протекшей жизни, которую так безрассудно погубили они на порочные дела, непрестанные укоры совести за все, когда–либо соделанные беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались Богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастися, — все это будет терзать несчастных непрестанно. И рекут в ебе кающеся и в тесноте духа воздыхающе: заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не воссия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня·, и богатство с величанием что воздаде нам; преидоша вся яко сень, и яко весть претекающая… Тако и мы рождени оскудехом, и добродетели убо ни единаго знамения можем показати, во злобе же нашей скончахомся (Прем. Солом. 5, 3. 6–9. 13). «Те, — пишет св. Василий великий, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой–то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их» [2056].
        5) О внешних мучениях грешников во аде. Эти мучения представляются в св. Писании под образами червя неумирающего, и гораздо чаще — огня неугасающего. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал между прочим; аще нога твоя соблазняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Марк. 9. 45. 46; снес. 44. 48); в притче о богатом и Лазаре заметил, что богач, находящийся по смерти своей во аде, страждет во пламени (Лук. 16, 24), и на всеобщем суде произнесет грешникам: идите от мене, проклятии во огнь вечный (Матф. 25, 41). Св. апостол Павел так же свидетельствует, что будущий Судия живых и мертвых во огни пламенне, даст отмщение неведущим Бога и непослушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа (2 Сол. 1, 8). Так учили и св. Отцы Церкви, например: а) Св. Василий великий: «потом (т. е. после суда) к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тма, огонь несветлый, который во тме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой–то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностию, никогда не насыщаемый, и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд» [2057]; б) Св. Иоанн Златоуст: «услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний; этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, не в честь, но чтобы быть всегдашним напутием тамошнего мучения: а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях. Если ты будешь когда в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь геенский; и если ты когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо если баня и горячка так мучат и беспокоят нас: то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем» [2058]?!
        Что такое этот червь неумирающий и огнь неугасающий, от которых грешники будут мучиться во аде, Слово Божие не определяет. И потому св. Иоанн Дамаскин выразился: «грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу» [2059]. Вообще же древние учители Церкви представляли, что огонь адский не будет похож на здешний, какой мы знаем [2060], будет жечь, но ничего не сожигать и не истреблять [2061], будет действовать не только на тела грешников, но и на души и на самих духов бесплотных–демонов [2062], будет какой–то мрачный, без света [2063] и таинственный [2064]. Некоторые только думали, что этот огнь неугасающий и червь неумирающий могут быть понимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших мучений адских [2065], что червь выражает преимущественно внутренние угрызения совести, а огнь страшные мучения внешние [2066].
        6) О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. Ту будет плачь и скрежет зубом, не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8, 12; 13, 42. 50; 25, 30). Между нами и вами, сказал праведный Авраам богачу, находящемуся во аде, пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюда к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят (Лук. 16, 26). Иже муку приимут, засвидетельствовал Апостол о грешниках, погибель вечную (2 Сол. 1, 9; снес. Матф. 10, 28; Фил. 3, 19). «Когда отойдем туда, рассуждает св. Златоуст, то, если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысящекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив мы услышим то же, что и оный богач, — что пропасть велика между нами и вами утвердися (Лук. 16, 28)… Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души» [2067]? «Каково будет, говорил так же другой св. Отец, состояние тела у подвергшегося этим нескончаемым и нестерпимым мучениям там, где огонь неугасимый, червь бессмертно мучительствующий, темное и ужасное дно адово, горькое рыдание, необычайные вопли, плач и скрежет зубов, и нет конца страданиям? От всего этого нет избавления по смерти, нет ни способов ни возможности избыть горьких мучений» [2068].

        Вам этого мало? Вы хотите ввести в ад еще и сами страсти?

        Нравится

  11. Воистину, есть люди, предпочитающие учение «старца Зосимы» и учение Осипова — Истине. Если им доказать, что данное учение — ложь, они останутся со «старцем Зосимой». В этом — их страсть, зависящая от их нравственной свободы. То есть, здесь они могут покаяться и признать свою неправоту. На том свете останется лишь Истина и сами они, а их страсть будет совершенно уничтожена; им останется лишь горькое сетование о своем бессмысленном сопротивлении Истине. В этом смысле — да, они будут наказаны сами — за свое ныненшнее страстное употребление своей свободной воли.
    Сами они наказывают себя сейчас своим неразумием. И если не покаятся, будут наказаны за это Богом объективным и независимым от них Божиим Судом как противники Истины.

    Нравится

  12. Господа накрутчики голосов, угомонитесь уже! Темы с вашей «карусельщиной» в голосовании прослеживаются уже довольно четко. Кто «отец лжи» знаете? Желаете десятикратного ответа на Страшном Суде?

    Нравится

  13. «Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь»
    (Архим. Никифор. Библейская Энциклопедия. Геенна).
    Возможна ли такая параллель: как для сдерживания зловония и заразы горел огонь в долине Еннома, прообразе вечной геенны, так и для сдерживания стремления ко греху служит наказание в вечной геенне?

    Нравится

    • Это слишком смелая аналогия, как я полагаю. Достаточно одного повеления Божия, чтоб связать грешников. Наказание же требуется справедливостью, правдой Божией.

      Нравится

  14. К чему Вы вопрошаете, Роман: «Вы хотите ввести в ад еще и сами страсти?»

    Я хочу, чтобы Вы своё мнение о том, что грешники в аду будут уже бесстрастны, обосновали высказываниями Святых отцов. Ничего не говорите от себя, только учение Святых отцов, будьте добры.

    Нравится

    • Надеюсь, Вы внимательно прочли, написанное у митр. Макария. Я имею в виду — внимательнее, чем мои комментарии. Я нигде не называл грешников бесстрастными, поскольку бесстрастие это не просто отсутствие страстей, а благодатное осияние.

      Нравится

  15. Зосиме, Осипову, и прочим, слишком страшен Творец как Он есть, совершенно не приемлем!!! Нет, нет! — восклицает Осипов, такого Бога нам не надо!
    Устами этих адских » доброхотных мучеников» лично Достоевский и Ко. мечтают вместе с демонами «чтоб уничтожил себя (такой Справедливый и мстящий за зло) Бог и все создание свое.»
    Приходится сочинять себе ширму «безразличного бога сентиментальности», чтобы прятать за ней искреннюю ненависть к Богу Любви!

    Нравится

Обсуждение закрыто.