Литургия апостола Иакова в академическом храме СПбДА

По сообщению сайта Санкт-Петербургской Духовной академии 5 ноября 2013 года в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, ректор Санкт-Петербургской православной Духовной академии епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение Божественной литургии по чину апостола Иакова, брата Господня в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его Преосвященству сослужили все желающие преподаватели и студенты в священном сане, священнослужители Санкт-Петербургской епархии. В литургии участвовали все студенты академии.

Литургия апостола Иакова. Совершает митр. Никодим (Ротов). Храм Ленинградской духовной академии. 1969 г.

Литургия апостола Иакова. Совершает митр. Никодим (Ротов). Храм Ленинградской духовной академии. 1969 г.

Как сказал на проповеди во время литургии епископ Амвросий, это богослужение несколько отличается от чинопоследований поздних литургий византийского типа святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии апостола Иакова чтение Священного Писания совершается в центре храма лицом к народу и причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века.В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, и складывался богослужебный чин.

В 70-80-е годы XX века в Санкт-Петербургской духовной академии подобная практика служения литургии апостола Иакова возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил епископ Гатчинский Амвросий. С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах СПбПДА не прекращалась.

Комментарий сайта «Благодатный огонь»

Русская Православная Церковь совершает богослужения согласно действующему богослужебному уставу, изложенному в Типиконе, в котором строго расписано, какие литургии в какие дни должны совершаться. Совершение литургии апостола Иакова Типиконом не предусмотрено. Тот факт, что практика совершения неуставной литургии апостола Иакова возникла по инициативе маститого митрополита-модерниста Никодима (Ротова), ещё не дает оснований для повторения подобных литургических новаций и является дерзким нарушением церковного устава и проявлением церковного модернизма. Целью подобных богослужебных экспериментов на наш взгляд является закрепление в сознании верующих возможности вариативности уставных предписаний и изменяемости богослужебных традиций, а тем самым – церковного предания. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви. Напомним, что призывы к возврату практики Древней Церкви всегда были на знаменах всех протестантских движений (Лютер и др.), а в последнее время и обновленцев.

Источник

Реклама

Литургия апостола Иакова в академическом храме СПбДА: 16 комментариев

  1. Надо полагать, что присутствие на этом мероприятии было вменено студентам в обязанность. Едва ли кто мог не согласиться принять участие. Замкнутый круг. И не захочешь, а будешь втянут.

    Нравится

  2. Стоит напомнить, что Литургия апостола Иакова вовсе не является неуставной и не с потолка взята. Служение Литургии апостола Иакова практически не прекращалось на протяжении христианской истории в Иерусалиме и на о. Закинф. Именно оттуда в XX веке и было перенято это чинопоследование. Никто не пытается с ее помощью провести богослужебную реформу, она служится лишь один раз в год в день памяти святого апостола Иакова брата Господня. Если уж Вы делитесь информацией, то делитесь ею, пожалуйста, во всей полноте. Так будет честно.

    Нравится

    • Какие конкретно утверждения Вы оспариваете? Вы хотите доказать, что это традиция Русской Церкви? Это не так. В тексте сказано совершенно точно: «Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви«.
      Вы оспариваете намерение провести богослужебную реформу. В этом я готов с Вами согласиться. Это уже не намерение, и не «предложение», и не попытка. Введение нового для Русской Церкви чина Литургии — это уже и есть сама реформа Богослужения.

      Нравится

      • Да в русской традиции этого не было, но на то она и традиция, а не правило Вселенского собора, чтобы быть изменяемой.
        Спорными можно назвать следующие Ваши утверждения:
        «Русская Православная Церковь совершает богослужения согласно действующему богослужебному уставу, изложенному в Типикон»
        Не было такого почти никогда, Типикон это идеал, к которому мы стремимся, но в полноте мы его не исполняем. К тому же в каждой обители может быть свой устав и даже свой Типикон. как это видно на примере Святой Горы Афон. где в каждом монастыре свой рукописный Типикон.
        «является дерзким нарушением церковного устава» — Церковь у нас единая и потому говорить так невозможно. И в Греции и в Иерусалиме, и даже в Пакистане одна и та же Православная Церковь.
        Просто публикуйте всю информацию, а не ее обрывки, а то люди могут смутиться и подумать, что в академии сами что-то там выдумали и служат, как это порой делали обновленцы, вроде епископа Антонина (Грановского). Давайте просто будем честными до конца.

        Нравится

      • Вы, наверно, давно не освежали в памяти историю обновленческих литургических реформ. Антонин и т.п. тоже вроде бы ничего не сочиняли, а «возрождали» древние чины литургии. Основной труд Антонина так и называется: «Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий митрополита Антонина». Ведь и Вы тоже должны признать, что Вы служите не по каким-то древним оригиналам чинопоследования, а по новейшим рецензиям, и к тому же составленным не обязательно людьми православными.
        Дмитрий правильно задается вопросом о том, где еще существует непрерывная традиция служения Литургии Апостола Иакова. Такой традиции нет. И в Иерусалиме, и на острове Закинф этот чин был возрожден в XIX в. Если у Вас другие сведения, хорошо бы с ними ознакомиться.

        Нравится

      • Редакция не терпит никакой критики, и на мой взгляд, от объективности всё более уклоняется вправо.
        Можно быть уверенными, что модернисты не введут эту Литургию в обиход, так как её чинопоследование чрезвычайно продолжительно. Если у них и будет что-то, то до неузнаваемости усеченное, сокращенное и извращенное.

        Нравится

      • Я не вижу никакой критики в Ваших словах, а только то, что Вы незнакомы с вопросом. Во-первых, сегодня Литургию св. ап. Иакова никто не служит в полном виде, а служат в сокращенном. Во-вторых, Антонин Грановский — известный обновленец и реформатор Богослужения — как раз был знаменит своими очень длительными богослужениями.

        Нравится

      • Критика лишь в не совсем корректной подаче материала.
        «Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви». — Где это вы такой призыв заметили?
        И поставление Высшего духовного учебного заведения Русской Православной Церкви в один ряд с обновленцами и реформаторами не очень-то объективно. Суть обновленчества не в богослужебной реформе, за которую выступали многие новомученики и исповедники Российские, а в том, что они готовы были идти на поводу у государства, отказываясь от самой сути христианства, лишь бы сохранить свое положение.
        Если Вам так интересно, то в Ватиканской библиотеке хранится рукопись iX века с чинопоследование Литургии апостола Иакова. Да это не то последование по-которому служат ныне. Современное последование имеет вкропления из более поздних литургических текстов, но самое главное это то, что эта Литургия все-таки служилась в Церкви. А Антонин (Грановский) служил по чистым научным реконструкциям, не одобренным Церковью соборно, а лично им придуманным.
        В принципе служение Литургии апостола Иакова сейчас уже практически невозможно сделать всеобщим. К таким простым по форме богослужениям мы не готовы, нам просто жизненно необходимо благолепие выражаемое и в самом чине, и в звуке и во внешнем виде священнослужителей. Все мы понимаем, что мы просто не способным к той простоте, которая была в первые века христианства. И Литургия святого апостола Иакова, брата Господня, как кажется, служит для нас своего рода обличением, еще одним поводом к покаянию, к глубокому размышлению над сутью христианской жизни.
        Простите, если это или предыдущие сообщения показались Вам оскорбительными.

        Нравится

      • Реконструкция, по которой служат ныне Литургию Апостола Иакова, тоже не утверждена ни Собором Русской Церкви, ни Синодом, ни следует Преданию Русской Церкви. Да и может ли сейчас Собор или Синод Поместной Церкви утвердить новый чин Литургии?

        Нравится

    • Помимо того, что совершенно недопустимо служить чином, не предусмотренным Типиконом, возникают вопросы и собственно по этому чину:
      1. Усвоено ли ли Преданием Святой Церкви авторство этого чина св. Апостолу Иакову? (например про т. н. «Литургию апостола Марка» о. Владимир Правдолюбов писал, что «происхождение литургии темно, история изменений неясна». http://www.blagogon.ru/articles/308/)
      2. Утверждается, что этим чином иногда служат в ряде Поместных Церквей. Так ли это? Я такой информации не нашёл. То, что указываете Вы (про о. Закинф), возможно и так, только ни одной ссылки на первоисточник я не видел, только лишь перепечатывание одного и того же друг у друга.

      Но это всё не главное, как я и сказал выше.
      И ещё — характерно, что радостное описание этого и прошлогодних таких же событий непременно сопровождается неприлично уничижительным тоном по отношению к подлинным чинам Литургии, вроде: «Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется Литургиями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя». Если ты не понимаешь, что есть благолепие (удобренный атеистическими стереотипами лексикон застывает на «пышности», «созвучной» собственным представлениям об истории), и что не просто так, а Промыслом Божиим нам даны три чина Литургии, три великих сокровища, то лучше ведь промолчать, не так ли?

      Нравится

      • Толковый Типикон Скабаллановича рассматривает чинопоследование этой Литургии, как древнейшее, среди других канонических Литургий, а не «новое»:
        «На литургии ап. Иакова во всех ее списках, начиная с древнейшего Мессинского X в., продолжая списком Россанским XI в. и Синайским XII в. (№ 1040) и оканчивая списками XIV в. (Париж. Национ. библ. №№ 2509 и 476), есть ектения, близкая к нашей сугубой, положенная пред самым Евангелием после Апостола и аллилуиа (после же Евангелия сразу — ектения, близкая к нашей просительной). Во всех этих ркп., исключая Синайскую, эта ектения почти одинакова. Наиболее полный вид она имеет в древнейшей Мессинской ркп. X в., по которой и излагаем с вариантами кроме Синайской ркп. из остальных (5-я ркп. имеет только начальные слова прошений)…
        Еще более, чем великая ектения, сугубая имеет одну общую историю на всех литургиях, совпадая до буквальности, как увидим, на литургиях ап. Иакова, Василия Великого, Иоанна Златоуста в тех же рукописях и бесконечно разнясь на одной и той же литургии разных эпох. Посему и следующей (если не предшествующей) после приведенной формулой ее в порядке развития можно признать даваемую в одной древней редакции литургии св. Иоанна Златоуста…
        Дальнейшие редакции ектении из начальной молитвы священника делают несколько диаконских прошений, а также сокращают и видоизменяют заимствования из великой ектении. Так, Евхол. Синайск. библ. № 1040 XII в. дает такую ектению, одинаковую для литургии ап. Иакова и Златоустовой…
        Троекратное «Господи помилуй» в качестве ответа народа на прошения сугубой ектении стало отличительной особенностью после евангельской ектении едва ли рано. Но вообще троекратное «Господи помилуй» было употребительно в Церкви с древнейших времен и служило выражением наиболее усердной молитвы. В сирской литургии ап. Иакова оно служит ответом народа на призывание Духа Святого для освящения Даров…
        В греч. списках литургии ап. Иакова в конце каждой из трех самых длинных ектений пред молитвою стоит замечание: «Народ: Господи помилуй 3», тогда как под первым прошением тех же ектений иногда стоит: «Народ: Господи помилуй». В ектении, занимающей место нашей сугубой, есть только первое замечание, а второе опущено [443], должно быть, как само собою понятное. Следовательно, на литургии ап. Иакова троекратное «Господи помилуй» было принадлежностью последнего прошения каждой большой ектении, все же остальные прошения этих ектений, в том числе и ектении, соответствующей нашей сугубой, имели однократное «Господи помилуй». (Остатком этой практики на нынешней сугубой ектении является однократное «Господи помилуй» при первых двух прошениях)..
        И т.д.»
        Так что это Вы определитесь, против чего выступаете: против самОй древнейшей канонической Литургии, или против современной псевдолитургической практики её «служения».

        Нравится

  3. Николаю Н. Приведённый Вами источник отвечает лишь на вопрос о том, признаёт ли Предание Литургию Ап. Иакова полинной — да, признаёт. Но Вы же сами, ставя в кавычки слово, отмечаете, что «служат» сейчас вовсе не тот чин, что обнаружен в рукописях. На более важный вопрос — есть ли практика непрерывного служения этого чина в Православной Церкви — ответа у Вас нет.
    Три наши Литургии никто не «возрождал» по древним рукописям (пусть подлинным и ценным для церковно-исторической науки). В этом, на мой взгляд, огромная и принципиальная разница.
    При этом Вы проходите мимо главного вопроса — о недопустимости модернизма в Богослужении. Такого чина (даже того, который, в разных, кстати, редакциях, обнаруживается в рукописях) нет в богослужебной практике Православной Церкви. И они никогда не скажут Вам: «мы вводим новый чин» — они что, враги себе? Даже странно повторять эти банальные черты деятелей «Богослужебной реформации».

    Нравится

    • Дело в том, что рукописи — есть, т.е. литургические тексты, а вот священнодействий, которые должны в этот момент совершаться — нет. И вот как раз они совершенно бессовестным образом заимствуются из литургии Златоуста, что является чистейшим модернизмом.

      Нравится

  4. Перечитывал «Литургику» архиеп. Аверкия Таушева.
    «В 1938 году Литургия (ап. Иакова) была совершена в русском Соборе Святыя и Живноначальныя Троицы, в присутствии митрополита Анастасия, архиепископа Нестора Камчатского, епископа Алексия Алеутского и Аляскинского, и епископа Иоанна Шанхайского (ныне уже прославленного), при молящихся духовенстве и мирянах.»
    Ясно же, что святитель Иоанн Шанхайский ни в коем случае модернистом быть не может. Да и не видно, чтобы сам Аверкий (впрочем, его труд был отредактирован перед выпуском в 2000 году) говорил о служении Литургии ап. Иакова в РПЦЗ как о модернизме.
    А РПЦЗ теперь вошла в Московский Патриархат. Наверное, хотя бы поэтому РПЦ может пользоваться духовным опытом святых РПЦЗ, не так ли?

    Нравится

    • В СПбДА «традиция» служить литургию Апостола Иакова восходит не к св. Иоанну Шанхайскому, а к митр. Никодиму (Ротову). В СПбДА прямо на это указывают.
      Что касается РПЦЗ, то здесь надо сказать следующее. Да, о. Филипп Гарднер составил и опубликовал как раз в 1938 г. чин Литургии св. Апостола Иакова. Она изредка совершалась, а около 1990 г. была «возрождена» архиеп. Марком Берлинским.
      От этого очень далеко до того, чтобы это было Преданием Церкви. Если одобрять все инициативы РПЦЗ, против которых не возражал св. Иоанн Шанхайский или архиеп. Аверкий и о. Серафим (Роуз), то нам пришлось бы одобрить для некоторых приходов новый стиль и западный обряд, и безусловно одобрить скаутское движение и др.
      Многое из того, что выглядит сегодня невинным и полезным, только со временем обнаруживается как противное Преданию. Так, после того, как Литургию Апостола Иакова ввел митр. Никодим, ни у кого уже нигде не осталось, думаю, сомнений в том, что это нововведение.
      Есть и гораздо более болезненные примеры. Для меня лично всегда большим соблазном было то, что св. Феодор (Поздеевский), которого я всегда глубоко почитал и почитаю, не осудил книгу Флоренского «Столп и утверждение истины». Но что же с этим делать? Повод ли это для одобрения явно еретической книги? Мы знаем одно: св. Феодор не одобрял зла и лжи как таковых, но в то же время не различил это зло в книге Флоренского. Сегодня, спустя 100 лет, вся вредоносность этой книги стала видна: после рецензии о. Никанора, после разъяснений архиеп. Феофана Полтавского, после архиеп. Серафима (Соболева), после светских историков философии, после плодов, которые принес гностицизм Флоренского в лице Лосева и др.
      То же самое (хотя это и несравнимо с чудовищной книгой Флоренского) можно сказать и по поводу некоторых богослужебных реформ. 100 лет назад многие и потом прославленные святые не видели ничего плохого в некоторых нововведениях. Сегодня для понимающих стало ясно: в Церкви нельзя менять буквально ничего, потому что видно, что либо реформы бесполезны и вносят сумятицу в ряды верующих(как новый стиль в РПЦ при св. Патриархе Тихоне, Литургия Апостола Иакова в РПЦЗ), либо прямо служат средством для разрушения Церкви (русский язык, та же Литургия Апостола Иакова, но в подаче митр. Никодима Ротова).
      Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s