Диалог культур в Оренбурге с участием православных и магометан

31 октября в Оренбурге по случаю Дня народного единства пройдет Диалог культур, а точнее — научно-богословский круглый стол «Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья». Среди организаторов: аппарат губернатора и Правительства Оренбургской обл., Оренбургская митрополия и Оренбургская духовная семинария (Русская Православная Церковь), Духовное управление мусульман Оренбургской обл., медресе «Хусаиния», Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный педагогический университет.

В Оренбурге проходит усиленный Диалог культур.

Координаторы: о. Вадим Татусь, проректор Оренбургской духовной семинарии, и Альфит Шарипов, директор медресе «Хусаиния».

Православие + магометанство = Святая Русь?

Уже известен проект резолюции круглого стола, в котором, в частности, предлагается «общенациональная идеология гражданского общества, основанная на идее Святой Руси». Причем Святая Русь, согласно авторам проекта, объединяет Православие и магометанство. Они говорят о некоей «традиционной бесконфликтной модели отношений между христианством и исламом на базе общего общественного идеала Святой Руси», а «выражение этого идеала является цивилизационной миссией, общенациональной идеей христиан и мусульман России».

Нечасто можно встретить столь резко мирское понятие о Святой Руси!

Основная мысль документа вполне экуменическая:

Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, формирующие ее ценностное цивилизационное ядро, поддерживают этноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, реализации их в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе.

Можно также отметить, что авторы проекта вводят в заблуждение читателей, утверждая, что понимание культурного многообразия, как принципа развития цивилизации заложено в священных традициях христианства и ислама.

В рамках круглого стола планируется обсудить следующие вопросы:

– Россия как цивилизация: истоки, история, место в современном мире;

– ценности и идеалы христианства и ислама в историческом контексте мировой и российской цивилизации;

– единство российской цивилизации в полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества;

– сохранение этнокультурных и религиозных традиций в Оренбургской области в условиях нарастающих тенденций глобализации, религиозного экстремизма и нигилизма;

– выявление роли и перспектив этноконфессионального образовательного сотрудничества между государственными высшими учебными заведениями и духовными религиозными школами;

– формирование многонационального поликонфессионального населения Южного Урала, проблемы этногенеза, миграции народов, взаимосвязь с религиозными традициями;

– народное искусство и фольклор, праздники Православия и ислама, менталитет и система духовных ценностей;

– культурно-историческая память народов Южного Урала в научном, богословском и художественном творчестве;

– становление и развитие христианства и ислама в Южно-Уральском регионе, влияние религии на облик духовной и материальной культуры его народов, традиции конфессионального образования и благотворительности;

– этнокультурный и межконфессиональный диалог в Оренбургском крае: опыт и преодоление стереотипов;

– проблемы сохранения памятников истории и культуры, национальных традиций, языка и этноконфессиональной идентичности.

Проект Резолюции научно-богословского круглого стола Диалог культур

1. Праздник 4 ноября – День народного единства был принят Государственной Думой РФ по инициативе Межрелигиозного Совета России в 2005г. и стал общенациональным символом народного единства гражданского общества и государства, символом гражданственности и патриотизма многонационального российского народа, объединяющего поколения наших сограждан. Истоки этого праздника уходят в наше далекое прошлое, в 1612 год, когда русский народ, объединившись, под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободил Москву от интервенции и положил конец Смутному времени. Люди объединили свои усилия во имя Родины, став выше сословных, национальных, религиозных и прочих различий ради созидания сильной центральной власти. Так создалась могучая Российская империя, историей которой гордятся все народы России. Традиция гражданского единства, основанная в 1612 году на любви к родной земле и на ответственности перед ее будущим, становится особо актуальной сейчас, когда Российская Федерация преодолевает последствия разрушения межэтнического и гражданского единства после крушения СССР.

2. Российская цивилизация имеет длительную историю своего развития на протяжении последнего тысячелетия. Цивилизационное национальное самосознание славянского народа зарождается в эпоху Киевской Руси, крепнет в эпоху Московского царства (идея «Москва – третий Рим») и окончательно оформляется в эпоху Российской империи. Вместе с братскими славянскими народами мы образуем восточно-христианский тип цивилизации (по Н.Данилевскому, А.Тойнби). Специфика нашей цивилизации кроется в евроазиатской включенности в нее ислама и народов Северного Кавказа и Центральной Азии. Тысячелетняя эпоха развития российской цивилизации свидетельствует об уникальном неколониальном мирном сосуществования всех народов, входящих в нее. Осознание цивилизационной общности народов России является важным условием формирования исторического, религиозного, национально-культурного воспитания подрастающего поколения, формирования гражданского общества, условия будущности России.

3. Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, формирующие ее ценностное цивилизационное ядро, поддерживают этноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, реализации их в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе.

4. Развитие российской цивилизации в современном глобализирующемся мире, в сложившейся полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества возможно только на исторически традиционной бесконфликтной модели отношений между христианством и исламом на базе общего общественного идеала Святой Руси. Выражение этого идеала является цивилизационной миссией, общенациональной идеей христиан и мусульман России.

5. Общенациональная идеология гражданского общества, основанная на идее Святой Руси, имеет опору в традиционной национально-исторической самобытности народов РФ и поддержанная государством является важным условием духовной независимости и суверенитета России, ее геополитического цивилизационного значения в современном мире;

6. Понимание культурного многообразия, как принципа развития цивилизации заложено в священных традициях христианства и ислама. Являясь мировыми религиями, они равноправно относятся ко всем этнокультурным традициям, воспитывая равное уважительное отношение к каждой национальной культуре и особую любовь к своей национальной культуре, выражению ее духовно-религиозной самобытности.

7. В условиях нарастающих тенденций глобализации, религиозного экстремизма и нигилизма, межрелигиозный диалог выступает важной составляющей духовной и гражданской целостности общества, одним из средств совместного сохранения традиционными религиями своей культурной самобытности и идентичности. Православие и ислам – важнейшие религиозные социальные институты российского общества, у которых по отношению к государству, обществу и другим социальным институтам (образование, семья) стратегически совпадают цели – стабильное гражданское демократическое общество с высокой нравственностью и с идеалами святости.

8. Призываем к социальному сотрудничеству государство, гражданское общество, христианские и мусульманские общины, как нераздельные части российского народа, в целях нравственного и материального благополучия общества, к совместным усилиям в противостоянии негативным явлениям: наркомании, алкоголизму, социальной несправедливости между бедными и богатыми, моральному разложению, культурному колониализму, потребительству, загрязнению окружающей среды и т.д. Опасные тенденции бездуховности, выраженные в неверии, экуменизме (объединении всех религий), нравственном релятивизме (неразличении добра и зла), пороках общества разрушают гражданское общество России, расшатывают базисные этнокультурные и религиозные традиции. Невежество в сфере религиозной культуры и нравственная распущенность являются причиной нигилизма молодежи и попыток религиозного экстремизма.

9. История неизменно свидетельствует, что разрушение нравственных устоев порождает кризис личности и общества, внутреннюю пустоту и вражду людей. Поэтому верующие люди осознают свою обязанность утверждать сакральные моральные ценности посредством образования, средств массовой информации и проявления гражданской позиции верующих. Мы выражаем обоюдную убежденность в том, что реализация прав и свобод человека должна быть гармонизирована с соблюдением моральных норм и верой человека в Бога как абсолютной ценности в обществе. Защита прав верующих в последнее время в РФ стало предметом законодательного закрепления. Осуждая поругание религиозных ценностей, составляющих важную часть жизни многих людей, мы призываем государство и все общество предотвращать осквернение святынь, почитаемых верующими, и обеспечивать их религиозные права.

10. Мы совместно осуждаем международный терроризм как крайнее проявление фанатизма, не имеющего ничего общего с религиозными традициями, с духовной свободой человека. Международный терроризм, действующий под прикрытием религиозных целей, является для христиан и мусульман общей проблемой, решение которой возможно в нравственном и политическом ключе, объединении на основе общецивилизационной идентичности.

11. Одной из значимых площадок этнорелигиозного диалога в обществе являются образовательные учреждения, которые призваны воспитать достойное поколение граждан России, опираясь на базисные ценности христианства и ислама. Реализация образовательного диалога в этноконфессиональной сфере позволит преодолеть проблемы ксенофобии в обществе, достичь национального и нравственного единства граждан.

12. Введение предметов «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» в среднюю школу призвано способствовать нравственной консолидации педагогов и учащихся на общем понимании единства нравственных заповедей Священного Писания христиан и мусульман, опираться на исторические примеры святости и общим соблюдением этих заповедей христианами и мусульманами. Система образования должна помочь духовно ищущей молодежи в поиске и нахождении своей идентичности, утолении ее жажды знаний о Боге, духовных и нравственных ценностях нашего общества. Важно, чтобы основы религиозной культуры прививались открыто – в школе и СМИ, не частным образом, не в подпольных кружках, не на сомнительных интернет-ресурсах. Обретение адекватного традиции духовного мира личности является самым важным заслоном экстремистской пропаганды.

Участники круглого стола обращаются к местным и региональным органам власти, институтам гражданского общества Оренбуржья с призывом:

• Активнее сотрудничать друг с другом в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе общенациональной идеологии Святой Руси, разработать совместно специальную программу действий по пропаганде традиционных нравственных ценностей и историко-культурных знаний среди учащихся и студенческой молодежи, используя средства массовой информации и учреждения культуры.

• Регулярно организовывать в Национальной деревне г. Оренбурга и на базе учебных образовательных учреждений области встречи молодежи с представителями национальных диаспор и с духовенством по теме межнационального и межрелигиозного единства.

• Активно вовлекать молодежь на базе учебных образовательных учреждений в проведение Дней национальных культур с целью воспитания этноконфессионального мира и идентичности.

• Проводить регулярный мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в области с участием православного и мусульманского духовенства и мирян с целью преодоления религиозного экстремизма и ксенофобии.

• Сформировать на основе общественного консенсуса концепцию регионального телерадиовещания, отвечающую традиционным ценностям Православия и ислама в Оренбургском крае на основе общенациональной идеологии Святой Руси. Провести местный референдум по выделению местного канала телерадиовещания для передач традиционных конфессий.

• Ведущей образовательной площадкой формирования примера этноконфессионального духовного воспитания молодежи в области могут стать Оренбургская духовная семинария и Медресе «Хусаиния» г. Оренбурга при условии активной поддержки государственной власти и общественности. Передача исторических зданий во исполнение закона ФЗ № 327от 2011г. и создание высокого образовательного и духовного имиджа этих учебных заведений в обществе позволит создать предпосылки для подготовки и воспитания будущих священнослужителей.

• Для формирования адекватного этноконфессионального восприятия учащимися в средних школах традиций Православия и ислама в Оренбургском крае предлагаем ввести в региональный компонент образования дисциплину «Духовная культура Оренбуржья», построенную на принципах общероссийской цивилизационной идентичности гражданина РФ и этноконфессиональной самобытности и идентичности.

• В целях сохранения культурно-исторической памяти народов и религиозных традиций Южного Урала необходимо восстановить общество охраны памятников культуры Оренбургской области и Оренбургскую ученую архивную комиссию с включением в них ученых, представителей государственных органов и духовенства, других общественных структур. Восстановление и сохранение культовых памятников культуры является залогом духовного здоровья нации и общества.

• Необходимо скоординировать усилия региональных, местных уровней власти, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций по организации традиции празднования Дня народного единства в государственных, общественных институтах и самое важное – в семье, как важнейшей духовно и культурообразующей части нашего общества.

• Призываем всех граждан Оренбуржья отметить День народного единства добрыми и бескорыстными делами, благотворительной помощью нуждающимся согражданам. Руководителей всех уровней власти, депутатов, представителей промышленных предприятий и бизнеса призываем посетить в эти дни социальные учреждения области: детдома, приюты, интернаты, где живут те, кто особенно нуждается в опеке государства и общества. Милосердие является той гранью духовного выживания в обществе, опустившись ниже которой общество начинает стремительно деградировать и становится обществом социальной несправедливости.

 Источник

Реклама

Диалог культур в Оренбурге с участием православных и магометан: Один комментарий

  1. Даниил Сысоев – Ислам в истории России

    http://azbyka.ru/video/daniil-sysoev-islam-v-istorii-rossii/

    «Одна из самых распространенных идей современной пропаганды, как в либеральных, так и в патриотических СМИ — это мифологема, что Россия на протяжении всей своей истории являет собой блестящий пример мирного сосуществования традиционных, культурообразующих конфессий — христианства и ислама. О справедливости данного положения беседу ведут кандидат богословия, священник Даниил Сысоев, кандидат исторических наук, доцент, писатель Дмитрий Михаилович Володихин, религиовед, преподаватель религиоведения МДА, писатель-миссионер Юрий Валерьевич Максимов.»

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s