Агапы в Полтавской миссионерской семинарии

agapy_smВ Полтавской миссионерской духовной семинарии возрождена обновленческая практика «агап».

Согласно сайту семинарии, сама идея так называемых агап появилась, как и все новое в Православии, в ответ на запросы времени. Выясняется, что руководитель библейских уроков о. Владимир Погребной увидел спрос на общение между братьями и сестрами прихода. В это же время ему попались в руки воспоминания о. Аввакума (Давиденко) об общих собраниях православных христиан в сельских домах во времена гонений на Церковь со стороны Советской власти.

Общим решением прихода было решено собираться один раз в месяц (1, 2, 4 воскресенье — Библейские занятия, 3 — Агапы), сразу после благодарственных молитв по Святом Причащении Христовых Таин. Прихожане приносили все необходимое к чаю, семинаристы обеспечивали столы и стулья.

Лаодикийский собор запретил совершати «трапезы любви» и в доме Божием ясти

Агапы, как известно, были запрещены 28 правилом Лаодикийского собора еще в IV в.:

Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти, и возлежание творити.

В XX в. под инославным влиянием предпринимались попытки возродить агапы в Православной Церкви. Так, в 1906 г. выходит сочинение П. Соколова “Агапы или вечери любви в древне-христианском мире”, разоблаченное вскоре как плагиат книги шотланского епископала Дж. Ф. Китинга «The Agape and the Eucharist» (1901). После революции 1917 г. практика агап расцвела у обновленцев, а в 1970 г. становится визитной карточкой модернистской секты о. Георгия Кочеткова.

Реклама

Агапы в Полтавской миссионерской семинарии: 27 комментариев

  1. Я вообще считала, что «агапа»- греческая традиция, а не обновленческая. Пересмотрю теперь. В Егорьевском благочинии в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Рыжево после воскресной Литургии прямо на улице разливают горячий чай и предлагают всем подкрепить силы, при этом никаких особенных чинов не совершается, даже никто особенно и не общается, бабушки- дети чайку наскоро попили и разошлись.

    Нравится

    • Очень часто в ревности бьем в перехлест. Афонская традиция агап, мало того это действительно продолжение богослужения, там все чинно и благообразно и душеполезно. Запрет касается самого храма, что должно иметь отдельное помещение для трапезы и достойно ее проводить (читать жития святых, не болтать и т.д.) Как это нужно делать очень ясно видно из Афонской практики.
      Обновленцы же агапы использовали для продолжения своей идеологии «разкрепощения» веры и верующих (глашали там кто хотел и как хотел…)
      У нас же, сегодня это восстанавливается (как и было ранее) потому как многие остаются в храме до конца всех служб и сами служащие подкрепляют себя . И еще это должно нас научать как вести себя и дома за столом и многому другому.

      Нравится

      • Какая уж тут ревность. О каком запрете Вы говорите? В Русской Церкви за всю тысячелетнюю историю никаких агап не было (кроме обновленцев и кочетковцев). Это явное нововведение. Как же с ним можно мириться, какие нужны еще запреты, помимо верности Преданию Русской Церкви?
        Полезная статья об Агапах в Православной энциклопедии. Там говорится:

        Попытки «возрождения» А. в XX в. В 30-50-х гг. XX в. в связи с литургическим движением сначала в протест., а затем и в католич. среде была предложена, а с нач. 60-х гг. появилась практика общинных трапез-«А.», основанная на евангельских повествованиях как о Тайной вечери, так и о др. трапезах, совершавшихся Господом во время Его земной жизни. Такие «А.» включают воспоминание (см. Анамнесис), общение и само действо; тем не менее даже зап. богословы сомневаются в укорененности «А.» в трапезе Господней.

        В РПЦ в 80-90-х гг. XX в. последователи свящ. Г. Кочеткова, организовавшие ряд «семей-общин», стали устраивать по домам закрытые собрания по составленному ими чину с импровизированной молитвой предстоятеля — «главы» «семьи-общины», преломлением служебной просфоры, вкушением красного вина с теплотой, сопровождающимся возгласом «Христос посреди нас!» и лобзанием мира, вкушением чаши вина с теплотой после обычной трапезы, во время к-рого произносятся импровизированные молитвы благодарения, с обменом т. н. духовными просфорами — рассказами, стихами, песнями. Этот чин напоминает порядок А. нач. II в., но существенно отличается от них: в то время как А. нач. II в. обычно включали в себя Евхаристию, «А.» последователей Г. Кочеткова искусственно повторяют древние формы совершения Евхаристии, не вкладывая в них сакраментальное содержание. Прежде проведения «А.» члены «семьи-общины» должны примириться друг с другом, приготовить «духовную просфору», в сам день «А.» — непременно причаститься; в силу такого отношения к «А.» «семья-община» проводит ее не чаще одного раза в месяц. Все это придает трапезам-«А.» мистический характер, таинство Причащения теряет свое центральное положение и может восприниматься как приготовление к «А». Своим «А.» последователи свящ. Г. Кочеткова приписывают роль связующего звена в жизни «семей-общин», «главы» к-рых председательствуют на «А.»; полуиерархическая организация и закрытость «А.» для посторонних сообщают им сектантский дух. Профанирование евхаристических форм и образов во время «А.», превращение обеденной трапезы в мистическое действо, обособление участвующих в «А.» по отношению к остальным членам Церкви привели к тому, что практика устраивать подобные «А.» подверглась решительному осуждению духовенства и мирян РПЦ.

        Нравится

      • «В Русской Церкви за всю тысячелетнюю историю никаких агап не было…»
        Думаю, тут путаница в понимании или в ассоциации с понятиями. Или у меня с агапами понятие иное или у вас…
        Вы что на храмовом дне никогда не были за всю историю «Русской Церкви»? Вы не были в монастырях, где после службы есть трапеза? Вас никогда не приглашали после службы разделить чай или даже обед в трапезную храма ваш настоятель?
        У нас бывает странные «борения» за мир, что камня на камне не оставят. Проблема Кочетковских агап состоит не в трапезе как проблеме, а в акценте (представлении этого как самого важного или очень важного), форме его проведения, места проведения, и т.д. Запрет агап в храме — мера для сохранения благочестия, потому как люди в миру сколько им не говоришь все равно будут болтать и все остальное, а это храм. Люди теряют благоговение и затирают грань храма и улицы и дома. Поэтому и было вынесено это дело из храма, мало того стали появляться трапезные храмы, тем самым наполняя истинным содержанием и эту сторону жизни человека, сделавши трапезу благочестивой традицией. И там где возрождают благочестивую традицию, это не нововведение а научение верных как должно кушать… Человек побывавший на храмовом празднике, в монастыре на трапезе после службы и т.д. хотя бы может начать дома молиться перед едой и после, а там глядишь и что больше возьмет для своего домашнего воспитания.
        При всем уважении к автору сайта, мое убеждение что в этой борьбе вы даете маху и вместе с мухами бьете и по меду.
        Это похоже как если бы мы критикуя «преломления хлеба» у протестантов начали осуждать и Евхаристию которая служиться в храмах Господних. Так не должно это перехлест постоянной «борьбы». Примите как совет, если можете.
        Думаю, что проблема «агап кочетковцев» и трапезы после службы разные но есть очень серьезное «единение проблем».
        В православной жизни действительно Литургия и агапы связаны и агапы имеют богослужебную форму, как бы продолжение богослужения (особенно это видно в службе Панагии). И именно от этого и есть проблема кочетковцев! Ихнии агапы есть продолжение их «разьеснительной литургии на русском языке и т.д.», что смущает и не благообразно и не благочестиво в плане духовном для православного человека! Но этого нет в православном богослужении где служба благочестива и совершается в традиции Православной Церкви, как и «агапы» — трапезы после службы так же благочестивы если они совершаются не «от ума своего» а благочестиво в традиции Православной Церкви.
        с ув.прот.Тимофей

        Нравится

      • Отче, но если прихожане трапезуют и чаёвничают, зачем это называть «агапами»? Во всех, наверное, храмах в разных случаях бывают чаепития после Богослужения, но они и называются чаепитиями, им не придаётся никакого иного смысла, кроме естественного и разумного, и уж точно никто их не выпячивает, как нечто особенное и особо важное.
        С уважением, Д.

        Нравится

    • Вот и слава Богу. Но и это то же дело любви к этим людям. А тут вдруг прибегут ревнители не по разуму и начнут чай отбирать… Слава Богу что кормят людей сегодня в такое сложное и бедное время для многих это поддержка. А недавно смотрел в москве есть информация для бедных в каких храмах проходят трапезы и когда, что бы они могли прийти туда подкрепиться! Просто замечательно, дело любви к человеку, — являющая любовь к Богу.

      Нравится

  2. С сайта семинарии (непонятно, к каким конкретно храмам относится):

    Эта идея [т. н. «учебных Богослужений» — Д. ]была принята нашей Семинарией, однако, отметим, что весьма тяжело исполнять это послушание одному и тому же священнику. Богослужение, проведенное с объяснениями, практически не дает углубиться в молитву, но требует от иерея сосредотачиваться на том, что в этот момент следует сказать собравшимся в храме новоначальным братьям и сестрам.

    Надо отдать должное за высказанную правду.

    Но каков же вывод?

    Конечно, для сформировавшегося священника проведение такой службы — приобретение для прихожан.

    Я не нахожу в таком выводе ни грамотного языка, ни логики. Что мешает вам, если вы же сами чувствуете (пусть и не понимаете), что профанируете Святыню, немедленно прекратить это делать?

    Нравится

  3. Роман Алексеевич, можете растолковать, запрещает ли 28 правило Лаодикийского собора (оно же 74 правило VI Вселенского собора) простые совместные чаепития или поминальные обеды, проводимые где-нибудь за пределами храмов или других мест, посвященных Богу? (разумеется, если следить за порядком на трапезе и не превращать её в баптистскую пародию на Литургию, как это Кочетков делает)? Читал толкования, но не вполне разобрался в этих фрагментах:
    …повелевает не делать этого в церквах, вкушать пищу не внутри божественных домов, но где-нибудь вне, в преддвериях… (Иоанн Зонара)
    …они запрещены потому, что были причиною соблазнов и оскорблений, а иногда заговоров и смут… (Феодор Вальсамон)
    …ибо хотя следующими правилами и запрещено устроять вечери любви, но иногда тем, которые делают это с добрым намерением, дозволяется… (Матфей Властарь)
    Заранее благодарю.

    Нравится

      • Спасибо за разъяснение. Я думал, что агапы и трапеза с беседами и чтениями после Службы — это одно и то же.

        Нравится

      • ЧИН ПАНАГИИ — Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по оконча­нии литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастыр­скую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору воз­вышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина, оче­видно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной (о нем ниже). По Симе­ону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Бо­жественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный». Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благода­ря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в на­стоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и за-достойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона).

        Это ввели обновленцы?
        Дорогие братья, стоит заметить, что жизнь человека она имеет сходство с жизнью Церкви и как у человека с чего началось тем (очень часто ) и заканчивается и у нас так же. Но агапы подвергались критике ввиду долгого процесса установления поста перед причастием и нахождением «места» агап (после службы и вне храма). В православной традиции освящается и трапеза как дело Богоугодное. Кочетковцы и другие обновленцы начали самопроизвольно или же додумывая вводить «чины агап», а именно давать чаши с вином для всех по кругу (с одной чаши) и тут вопрос, а на Литургии тогда что было или это тогда что?…
        Тут явный перехлест. Это как протестанты ходят миссионерят, так значит и нам выйти уже и нельзя а то будем как «протестанты» вот и сидим в домах своих все ждем когда кто к нам придет… Попы не ходят в облачениях, бабы в благочестивых одеждах и т.д..
        Вы дома когда молитесь перед едой и потом благодарите после нее то же тем самым напоминаете о агапах — вы ж по любви делаете, или по ненависти уничтожаете котлеты?…. )
        Проблема обновленцев как старых так и современных не в том, что они служат литургии или делают обеды после нее, а в том, какой смысл они влагают в души людей, как это они делают.
        Одно дело побывать у обновленцах на таких «агапах», а другое быть на монастырском !
        Был уже трижды на Афоне и после службы на трапезе, она как продолжение богослужения! Так все пропитано благочестием и смыслом. Надо брать пример с этой тысячелетней традиции сохраненной для нас, а не брать пример с обновленцев
        Надо говорить о недопустимости имитации литургии на таких трапезах, нельзя в храмах кушать и т.д. А не бороться ради борьбы…
        С ув. прот.Тимофей

        Нравится

      • Даже агапы в древности не были продолжением Литургии, а отдельным чином. Очень горько, если для Вас трапеза является продолжением Богослужения.

        Нравится

  4. Увы, это один из самых распространенных модернистских штампов: наше застолье — не просто застолье, это — продолжение Богослужения!
    Неправда.
    В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним!
    В храме нельзя творить ничего кроме Божественной Службы!
    Если «жена в храме да молчит» (1 Кор 14:34), как будут прихожане, скажите, совершать эту трапезу? Молча, не смея сказать: какие вкусные пирожки? Разумеется, нет
    Не надо путать благословенное Богом земное дело с Богослужением.
    Храм — исключительное место на земле. посвященное только Богослужению.
    Трапезные палаты в монастырях строились как отдельные помещения, отделенные от храма. И лишь в конце 17 столетия появилась типология приходского храма с трапезной. Но в них — в трапезных приходских храмах — никогда трапезы не устраивались. Это просто название широкого перекрытого сводами помещения к западу от главного храма, к которому в свою очередь пристраивались приделы.
    Чин Панагии есть отдельный чин ПЕРЕД трапезой, а не во время ее.

    Человек не может прославлять Бога тем, что ест, самим процессом принятия пищи.
    Это любимый посыл как правых (Флоренский), так и левых (Шмеман) модернистов.
    Первые усматривают в этом некое «таинство» сокровенно-магического свойства, вторые — говорят о том, что мы славим Бога в быту: вбиваем ли гвозди, пашем ли, гуляем ли с ребенком — всем этим «славим Бога». Нет. Апостол сказал, что мы должны славить Бога всегда, что бы мы ни делали: ядите ли, пьете ли, все творите во славу Божию. Во славу Божию работать на огороде можно — расположением своей души, благодаря Бога, молясь внутренне Богу, вспоминая свои грехи. Но славить Бога непосредственно, как мы славим Его на Службе, полкой огорода, приготовлением и кушанием пищи, вождением тепловоза, лечением зубов — и другими земными ДЕЛАМИ, а не расположением сердца — невозможно!

    «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть или пить?» (1 Кор, 11:22)

    Наши предки еще два поколения назад хорошо это понимали. В самые жестокие гонения, когда приходилось ехать в церковь за тридевять верст, им и в голову не приходило «устраивать чай с бутербродами» в храме, даже в самом глухом и отдаленном.
    Может быть поэтому -то и шли они на кладбище после пасхальной службы, чтобы разговеться там, а не в храме.

    Нравится

    • Дорогой отче Владимир!
      1. Чин Панагии отдельный чин совершаемый в «процессе» трапезы начинается и заканчивается с трапезой. На жаль он очень редко сегодня служиться в монастырях, хотя ранее был очень распространен как повседневный; Чин Панагии указан в часослове можете посмотреть если нет реальной жизни в монастыре что бы ознакомиться. Хотя думаю даже в этом моменте не уместно раньше или позже.
      2. Богослужение всегда! отдельно и разделяется начальным возгласом и отпустом. Как и трапеза начинается освящением трапезы и благодарением (а тут уж многие традиции и с благословением и отпустом);
      3. Читайте внимательно, о запрете трапезы в храме сейчас не говорим, это понятно и ясно тут для всех и в моих ответах этого нет.
      4. Жизнь настоящего христианина всегда и во всем пронизано богослужением. Ранее в жизни Церкви больше , а теперь все меньше и меньше. И если ходить в храмы которые только закончил Литургию и закрыли врата и всех выгнали, что бы кто не подумал быть похожими на кого то… Странное явление в жизни?… Весь день православного пропитан церковностью! Повечерие которое ранее (как и теперь на Афоне и в некоторых монастырях) совершается после «вечери» — трапезы, а на Афоне именно после вечерней трапезы люди прикладываются к святыням и т.д.
      5. Кто вам сказал или научил, что Флоренский вдруг стал «правым» а Шнеман «левым», они оба представители либерального Богословия кто в большей или меньшей мере. Мне не импонируют работы ни одного ни другого, хотя знаком с ними;
      6. И САМОЕ печальное, батюшка вы говорите , что » один из самых распространенных модернистских штампов: наше застолье – не просто застолье, это – продолжение Богослужения! Неправда.» Скажите это Афонитам тысячу лет которые хранят православие в неповрежденной чистоте.

      Еще раз говорю, что критика агап тут приняла странный аспект, считаю его не верным и душевредным и отвлеченным от проблемы модернизма. С тем же успехом можно было бы критиковать Евхаристию ввиду того, что она очень похожа на «преломление хлеба» у протестантов…
      Извините братья, я в некотором недоумении от данной полемики с теми кто должен понимать это и держаться серединного пути отделяя ложное как с права так и с лева. Потому как Богопротивно что одно так и другое.
      С ув.прот.Тимофей

      Нравится

    • «Может быть поэтому -то и шли они на кладбище после пасхальной службы, чтобы разговеться там, а не в храме.» Простите меня, если чего не знаю, но тут просто недопонял. Кушать на кладбищах — это ведь кощунство!? Во многих полных православных моливословах РПЦ МП (особо пименовского времени) об этом указано. Ну а если ходить на кладбище чтобы поминать усопших, то Церковь же за усопших не молится на Пасху до Радоницы.

      Нравится

  5. Роман Вершило «Даже агапы в древности не были продолжением Литургии, а отдельным чином. Очень горько, если для Вас трапеза является продолжением Богослужения.»

    Не знаю, что вы подразумеваете под «продолжением», скажу, что для меня оно настолько же продолжение как и молебен, духовная беседа с людьми, уборка и т.д. (извините что ставлю в один ряд, сейчас объясню почему), потому как это может быть после службы, а может и не быть. Это не есть обязательные формы духовной жизни, но они могут быть. И они могут быть пропитаны модернизмом в том случае, если настоятель увлекается им и от Литургии будет проистекать это. Потому как модернист в Литургии будет начинать это дело а продолжать уже в другом. На Афоне этого нет, посмотрите не свои предпочтения а традицию и учение Церкви.

    При всем уважении к Вам и сайту в этой полемике не нахожу Царского пути с вашей стороны, а перехлест. В борьбе это бывает, когда увлекаешься только полемикой. Укрепи вас Господи.

    Нравится

  6. Ничто не может быть «продолжением Литургии». Это бескровная Жертва, которая начинается и заканчивается так, как положено ее уставным чином, напечатанным в Служебнике.
    Даже молебен — ни в коем случае не продолжение Литургии. Ни в каком смысле.
    Тем более — беседа и уборка храма.
    У Литургии нет никаких «продолжений» кроме плодов духовных в душе Христианской, никак не связанных с той или иной полезной деятельностью.
    Ни в России, ни на Афоне, ни где-либо еще во вселенной.

    Нравится

    • Дорогой отец Владимир. Христос посреди нас!
      Надеялся, что вы поймете мое выражение: «Не знаю, что вы подразумеваете под “продолжением”, скажу, что для меня оно настолько же продолжение как и молебен, духовная беседа с людьми, уборка и т.д. (извините что ставлю в один ряд, сейчас объясню почему), потому как это может быть после службы, а может и не быть. Это не есть обязательные формы духовной жизни, но они могут быть.» в ключе предыдущей реплики: «. Богослужение всегда! отдельно и разделяется начальным возгласом и отпустом. Как и трапеза начинается освящением трапезы и благодарением (а тут уж многие традиции и с благословением и отпустом);»
      Должно было быть понятно, что это «продолжение» мною выражается в мысли «настолько» это «может быть а может и не быть» после Литургии. Не думал вести беседу о цельности суточного круга богослужения, годового и т.д. Не думал говорить о том, что все православное богослужение вышло из центра духовной жизни Литургии. Думаю мы СЕЙЧАС говорили о нечто другом.
      Если же это необходимо, могу напомнить, что молебен вышел и сформировался с утреннего богослужения, а само утреннее богослужение происходит от Литургии но не думаю, что вас это умирит.
      Задам вопрос:
      1. Вы категорично против что бы после Литургии люди имели возможность покушать в специально отведенном помещении (это вам напомнит агапы Кочетковцев и протестантов), тем более если им при этом будут читать жития святых и священник скажет проповедь (это то же что то напомнит);
      2. Вы против воскресных школ, будем только надеется на проведение богослужение, монастыри ведь духовная жизнь сейчас у нас на «подьеме» не то что раньше.. (ведь воскресные школы это новшество сначала ввели протестанты)
      можно продолжать и далее, отменим Литургии ведь у протестантов есть их «преломления хлеба», что бы не были схожими…

      В последней реплике, вы как бы нашли против чего можете быть «против» и …
      Отец, мне совершенно не интересна борьба в отвлеченные темы. Надеюсь вы все же поймете, что и Афон и Россия больше чем наше с вами представление… Посему с вниманием узнаем о действительно духовной жизни.
      С ув. прот.Тимофей

      Нравится

      • Глубокоуважаемый отец Тимофей! С Праздником! Простите пожалуйста, но по-моему Вы уклонились от основной мысли данной заметки и комментариев Романа и отца Владимира. Уверена, что окажись Вы на приходе отца Владимира, Вас бы обязательно радушно покормили, но в расписании служб об этом написано бы не было.

        Нравится

      • Спаси Христос! Судя по вашему замечанию, не уклонился все же. Потому как то же считаю, что меня, как и любого другого покормили бы и в этом, как и во многом другом нет протестантизма или модернизма. Храни вас Господь от уклонов как в лево так и право, дай Бог Царского пути.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s