благодать. солнце. Христос — Солнце Истины и Правды

«И жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).

[Неверно говорить, что] хотя Слово Божие и есть действительно свет, но не всем Оно податель света, а только тем посылает свет разумения, кому Само желает, испытывая заслуживающего и достойного принять столь высокий дар. Природа же других разумных тварей или как бы из собственных семян собирает себе силу разумения, или же Бог и Отец влагает в нее ум и смысл, как бы Сын не был в силах делать это. Дабы, таким образом, Само Бог-Слово ясно являлось Таким, Которое было в Боге и Отце и жизнью и светом не некоторой только части тварей, а других нет, но, по некоему несказанному способу причастия, как премудрость и разум — что в разумных существах называется светом, — сообщая // Себя всем вообще существам, дабы разумные существа обладали разумом и способные к мышлению имели мышление, быв не в состоянии быть таковыми каким-либо иным способом; он и почитает необходимым сказать, что и «свет во тьме светит, и тьма его не объяла» (Ин. 1:5).

св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна // Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 7. С. 88-89

Реклама

благодать. солнце. Христос — Солнце Истины и Правды: 13 комментариев

    • Св. Кирилл опровергает некие ложные мнения, что Христос не для всех податель благодати ведения. Видимо, некоторые считали, что люди сами собирают себе силу разумения. Другие считали, что Бог и Отец влагает в душу человека ум и смысл, а Бог-Сын не в силах делать это. Нет, св. Кирилл утверждает, что Господь для всех есть Свет Истины и сообщает Себя всем вообще существам, дабы разумные существа обладали разумом. Разумение здесь имеется в виду духовное, а не научное или практическое.
      Это цитата из серии против Осипова, поскольку он учит о том, что Бог всем благотворит безразлично и как бы безлично. Это учение не так просто опровергнуть и на будущей седмице будет серия цитат по этому вопросу.

      Нравится

      • Получается по сути речь идёт о Сеятеле, который везде сеет, но остальное зависит от того, куда упало семя?

        Нравится

  1. «Это цитата из серии против Осипова, поскольку он учит о том, что Бог всем благотворит безразлично и как бы безлично. Это учение не так просто опровергнуть».
    Кстати, да. Очень хотелось бы, да и не просто цитат, а целое исследование не помешало бы. Когда начинаешь спорить с монистами они тут же стреляют цитатой Антония Великого (очень известной, я думаю) и не совсем понятно как и с какой стороны отвечать.

    Нравится

    • Видишь ли, дорогой Роман, здесь дело не в богословском исследовании, а в том, в Кого мы верим. Если мы верим в Иисуса Христа (а не в Бога без Имени и свойств), если мы верим в Спасителя (а не сами спасаемся в созданных Богом условиях), если ждем, что Бог нас простит (а не сами достигаем прощения своими силами), то никакие цитаты и лекции и проповеди нас смутить не могут. Значит, мы стоим на невидимом камне веры,с которого нас никто не может свергнуть.
      Да, эта вера не убеждает монистов, если нам приходится спорить в монистами и модернистами, но это не главное. Возможно, вообще нет успешных риторических миссионерских приемов для миссии среди «нравственных монистов». Но это не беда.
      Я считаю, что одного слова из Евангелия о том, что во Христе была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4), достаточно, чтобы опровергнуть весь монизм. Св. Григорий Палама прямо пишет:

      Чувственное солнце светит не по своему желанию, а по природе, и светит не только для тех, кому бы пожелало. Солнце же Истины и Правды Христос, обладая не только естеством и естественным сиянием и славой, но в равной мере и волей, промыслительно и спасительно озаряет тех только, кому пожелало бы, и в той степени, как Ему это было бы угодно. Поэтому, пожелав, как солнце Он озарил и был зрим для глаз Апостолов, и то не на долгое время, а затем еще сильнее просияв, как Ему это было угодно, Он из-за превосходящего сияния стал недоступен для очей Апостолов, как бы войдя в светлое облако (св. Григорий Палама. Омилия 35. На Преображение // Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 2. С. 97-98).

      Нравится

      • Спаси Христос! К слову, недавно пришлось дискутировать с одним «осиповцем» и он как обычно привел цитату столь любимую их «гуру».Мной был задан вопрос: если Бог судит и наказывает зло и его носителя,то Он творит неблагое? Собеседник стушевался и не нашел лучшего как сказать что у него нет научной степени чтобы лезть в такие вопросы.

        Нравится

      • » Если мы верим в Иисуса Христа (а не в Бога без Имени и свойств), если мы верим в Спасителя (а не сами спасаемся в созданных Богом условиях), если ждем, что Бог нас простит (а не сами достигаем прощения своими силами),..»
        С осознания этой истины не только на уровне гностическо-богословском (потому, что так учат святые отцы и об этом говорят в семинариях…и то иногда и не во всех семинариях), но на каком-то глубинно-духовном, сущностном уровне начинается только лишь духовная жизни и тогда «… никакие цитаты и лекции и проповеди нас смутить не могут,,,. Значит, мы стоим на невидимом камне веры,с которого нас никто не может свергнуть.»
        И пока православночислющийся не дорос до этого, с ним тяжело говорить об этом, даже невозможно порой, если он ещё и упёртый. Его надо оставить наедине со своими тараканами.
        Роман, благодарю за разъяснение!
        Храни Господь!

        Нравится

      • «Бог благ и безстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо, или худо из–за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредить, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу возсиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
        Добротолюбие том I, Наставления св. отца нашего Антония Великаго о жизни во Христе, извлеченныя из слова его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов, наставление 150.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s