Лучше тебе хромому…

Верующий в Сына Божия
имеет свидетельство
в себе самом
(1 Ин 5:10).

Ответ Татьяне Чиорне и Владимиру Р.

Но ведь есть случаи, когда родственники таких вот “случайных” посмертных доноров считают, что, к примеру, их сына все равно не вернешь, так пусть кому-то его органы спасут жизнь. Их возможно даже утешает эта мысль. Как правильно рассудить?

А также, как поступать родственникам в том случае, если умерший человек при жизни завещал свои органы в помощь нуждающимся в пересадке?

2. Вы также пишете:

“А сделать суицид ради ближнего – не угодно Богу.”

Представим ситуацию, что солдат закрывает собой гранату, чтобы спасти друга. Он ведь четко осознает, что погибнет, когда совершает этот поступок. Но он готов пожертвовать своею жизнью ради продления жизни товарища. Но этого солдата мы ведь не назовем самоубийцей? Так в чем же разница между подобным поступком и умерщвлением себя ради спасения жизни того же друга?

Спасает нашу жизнь вера в Спасителя.

Органы не спасут жизнь, а продлят жизнь. Ненадолго, так как неизбежно отторжение.

Но самое главное – это новый, циничный взгляд на человека, как на «добро», не пропадать же которому!

Явно, что Вы таких родителей не видели, это чистый вымысел. О том, что это Ваше отвлеченное предположение,косвенно свидетельствует Ваша фраза: «возможно их даже утешает эта мысль».

Нет, не утешит никого чудовищная и противоестественная мысль о том, что Бога нет; что в жизни царствует слепой случай и бессмыслица, что твой умер, а чужой – живет, воспользовавшись его смертью и твоим горем себе на радость и себе на здоровье.

Не утешит мысль, что в чужом человеке живые внутренности твоего дорогого покойника.

Это ад.

Владимир Р. хочет ссылок на авторитеты.

В который раз Христианская Вера, которая сама есть Авторитет в нас, подменяется ссылками на доказательства от Писания. Но Писание говорит: Впрочем вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Это не прелесть и не самомнение, а норма Христианского самосознания. Я знаю, в Кого уверовал. Сам дух Евангелия, сама Вера Христианская – категорически восстает против такого отношения к человеку. Брать то, что плохо лежит, «бесхозное добро» — не грех, даже, если это добро – печень, почки и сердце ближнего!Почему не вставить чужие глаза (не дав им закрыться, иначе сетчатка умрет), чужой язык?..

А разве это можно человеку? Разве не к конкретному собственному и никакому другому телу присужден человек Судом и Промыслом Божиим, призвавшим его из небытия в бытие? Или Бога нет?

И разве не Им сосчитаны наши дни на земле? Продлевать разложение своего тела, несение креста болезни – законно и правильно. Аще внешний наш человек тлеет, внутренний по вся дни обновляется (2 Кор 4:16).

Но менять тело на чужое, более молодое и здоровое – есть бунт против Бога, давшего тебе – какое есть. Бог знает, на сколько его должно хватить. И Бог сказал: «не укради» и «не убий». Это достаточно авторитетно, Владимир?

Не укради, то есть не бери чужого, даже если кто-то «завещал». Завещал, руководствуясь романтическим альтруизмом, но не Заповедью. Завещать можно свое: дом, имущество, деньги, землю. А тело – не наше. Оно – Божие. Разве не знаете, что тела ваши суть храмы Духа Свята и вы не свои?

Земля еси и в землю отыдеши – сказал Господь Бог. Предай прах праху, и не «отказывай» свой прах другому человеку. Своему Господину стоит он или падает. Не тебе продлевать его жизнь.

Если идти этим путем, то и целое тело можно пришить к чужой голове.

Например тело умершей девственницы – к голове блудницы.

Но как же тогда в воскрешение праведных придет душа девственницы за своим девственным телом, если блудница растлит его? Как ее тело просветится яко солнце во Царстве Отца Небесного?

Впрочем, может быть, будет и это. Будет поруган и осквернен храм Божий, будет мерзость запустения на месте святе.

Но как Вы можете сравнивать трансплантацию органов сознательного самоубийцы с добровольной смертью за други своя!

В чем застану, в том и сужу – говорит Господь.

Есть разница между непосредственным спасением жизни ближнего Богом данными наличными силами и средствами – и непосредственным совершением греха самоубийства (человек прерывает свою жизнь, завещая свои органы больному) по вере в миф о могуществе трансплантологии в борьбе с болезнью.

Это то же, что с ЭКО: сначала – реальный грех, потом – обещанные плоды.

Закрывая собой гранату, человек выступает против убийства. Он предотвращает убийство человека, не желая себе смерти, не имея умысла на суицид. Он пользуется своим телом, как орудием для препятствия убийства ближнего, пренебрегая собой ради любви к брату.

В этом все дело. Болезнь – это не грех. А убийство – грех.

Есть разница между сопротивлением греху и сопротивлением болезни.

Спасать больного от убийства и спасать больного от болезни – не одно и то же.

В первом случае — все средства хороши, а во втором — не все.

На разницу между первым и вторым безошибочно указывает наша совесть во Христе.

Вот на обреченного онкологического больного падает электрод под током. Врач спасет его от смерти, хватая оголенный провод рукой. Больной жив, а врач скончался на месте.

Но это не имеет ничего общего с самоубийством ради мнимой «победы» над болезнью сомнительными способами, с реальным грехом ради «отложенного» результата.

Протоиерей Владимир Переслегин

Лучше тебе хромому…: 12 комментариев

  1. Если речь не идет о смерти, а о трансплантации, например, одной почки. Эти операции довольно успешно практикуются в России.
    Насколько это по-христиански? Если — нет, то где граница между переливанием крови и пересадкой почки? А пересадка кожи, например?

    Нравится

  2. «Помазание от Святаго» и «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» — святые отцы толкуют, как утверждение в вере в Сына Божия (блж.Феофилакт). Или, что только святые есть истинные знатоки мира и человека, истины, правды и жизни, Бога и дьявола, и всех его коварных изобретений (прп.Иустин).
    Поэтому эти места из Писания вряд по теме…

    Нравится

  3. Эти места по теме. Мы веруем в Сына Божия по дару Духа (Еф 2:8), в точном соответствии со словами Бл. Феофилакта. «Знатоками» же Бога по неудачному выражению преп. Иустина и Святые не являются.

    Нравится

    • Ну, если святые не являются (что весьма спорно), то тем более несвятые не могут таковыми являться. Разве не так?

      Нравится

  4. Николай, разберитесь, пожалуйста, с предметом Вашей критики.
    “Помазание от Святаго” и “Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом” – святые отцы толкуют, как утверждение в вере в Сына Божия (блж.Феофилакт). Это воистину касается всех Православных Христиан, стоящих в вере. Раз они верующие, то и утвержденные в вере. Ничего посередине между верой и неверием нет, ибо вера есть мгновенное единение верующего с веруемым (Святитель Феофан Затворник). Вера есть сверхъестественный дар Божий и верующие — если только веруют — в благодати Божией.
    «Или, что только святые есть истинные знатоки мира и человека, истины, правды и жизни, Бога и дьявола, и всех его коварных изобретений (прп.Иустин)».
    Эту мысль у Учителей Церкви мы не найдем. Святые — не «знатоки». Они «не знают ничего, кроме Иисуса Христа, и Сего — распята» (1 Кор 2:2).
    Святые — отнюдь не знатоки «мира и человека», это какой-то гнозис. Святые часто ошибаются в людях, совершают ошибки в миру.
    Всяк человек ложь. Истинен только Бог.
    В данном случае мы имеем свидетельство не опыта и не рассуждения человеческого, а Христианской совести, светильником и правилом которой является Закон Божий.
    В этом смысле и мы — если только веруем — имеем то самое помазание и то самое свидетельство.
    Это признак Христианина.

    Нравится

    • Речь о том, что этот критерий истинности — Помазание от Святого — доступен только тем, кто живет со Святым и во Святом. А это — наши святые.
      Для простых людей этот критерий недоступен. Во всякому случае для меня.

      Нравится

      • Одной веры здесь не достаточно. Должен быть подвиг веры — жизнь по вере в преподобии и святости. Не каждый верующий может рассуждать о таких предметах, но только духовный. А кто эти люди? — Наши святые. И только достигшие духовного восхождения могут использовать этот критерий.

        Нравится

  5. Полностью согласен с батюшкой относительно трансплантации органов. Полностью согласен с батюшкой в том, что помазанный от Духа имеет свидетельство в себе самом. Но все Св. Отцы единодушным хором предостерегают от доверия своим помыслам, ибо коварный бес верным предстает в виде ангела светлого. И человек, в виду своей падшей природы, сам по себе не способен отличить тьму от тьмы в светлом наряде. По-этому Отцы рекомендуют и самые чистые помыслы сверять со Св. Писанием и творениями Св. Отцов. Недоверие себе — начало аскетики.

    Нравится

  6. «Но самое главное – это новый, циничный взгляд на человека, как на «добро», не пропадать же которому!»
    Благодарю за эту мысль!

    Что касается «знатоков мира и человека», то это не «гнозис»!
    Познание Бога, по словам святителя Димитрия Ростовского, начинается с «познания твари и рассмотрения всех вещей, видимых и разумеваемых в мире».

    Нравится

    • Гнозис — это лжеименное знание, когда под именем Богопознания предлагается искать познание мира.
      Вы приводите слова из «Алфавита духовного», но разве Вы не прочли немного далее, где св. Димитрий объясняет:

      Умное делание, которым мы имеем приблизиться и совершенно присоединиться к Господу, есть следующее: прежде всего познать всю тварь видимую и разумеваемую – от кого и для чего сотворена она, куда она ведется и направляется? – увериться в этом истинно. Потом познать себя и все о себе таинство со всеми его благодеяниями. В том и состоит правый и истинный разум, чтобы все это познать подробно, так, чтобы ни одна вещь не была от него утаена и не оставляла никакого недоумения, – познать и углубить это в себе долгим временем так, чтобы разум с этим познанием сросся и в одно соединился. Недостигший сего и дерзающий о себе высоко думать и богословствовать, хотя бы и всю мудрость мира сего усвоил себе, неразумен, по всему слеп и не избежит сетей злокозненного.

      Во-первых, это следует понимать как комментарий к учению св. Иоанна Дамаскина об Адаме в раю: «Древо же познания и добра и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы» (Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. 11).
      Во-вторых, ясно, что имеется ввиду не знание всех фактов бытия, иначе никогда не придешь к Богопознанию, а завязнешь навечно в познании мира. Св. Димитрий пишет прямо, что имеет ввиду познание твари в следующем смысле: «От кого и для чего сотворена она, куда она ведется и направляется». Естественно поэтому, что св. Димитрий тут же противопоставляет такое познание твари — мирской мудрости мира сего.
      Обратите также внимание на следующее. Св. Григорий Палама приводит слова св. Дионисия Ареопагита: «Не будет ли правильным сказать, что мы познаем Бога не через Его природу, а через порядок сущего?» При этом св. Григорий поясняет:

      У святого речь идет тут о человеческом знании, присущем каждому от природы, а не о знании, которое дается Святым Духом. В самом деле, говорит Дионисий, поскольку каждый человек обладает природными способностями чувственного и природного познания, то как познаем ими Бога, не чувственного и не умопостигаемого? Конечно, не иначе как из чувственного и умопостигаемого сущего: как роды познания сущего и сущим ограниченные, через сущее они открывают Божество. Но кто имеет не только чувственные и умственные способности, кто наделен духовной сверхприродной благодатью, будет познавать уже не через одно только сущее, а, поскольку Бог есть Дух, и духовно, выше чувства и ума, всецело делаясь Божиим и в Боге познавая Бога (св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер. В.Вениаминова. М.:»Канон», 1996. Триада 2. Ответ 3. Гл. 68. С. 255).

      Итак, если вернуться к слова Апостола Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин. 2:20), то из них видно, что они обращены не к святым только, но ко всем христианам. Блж. Феофилакт указывает, что Апостол так говорит, чтобы «кто-нибудь не подумал, что он усвояет знание этого только себе одному и потому хвалится им пред прочими верующими». Это же общее всем христианам благодатное знание распространяется на то, чтобы различать последние времена, умышления сатаны, или как передает слова Апостола блж. Феофилакт: «Я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что теперь последнее время, что сильно действуют антихристы, что все полны лжи».

      Нравится

      • «Итак, если вернуться к слова Апостола Иоанна: “Вы имеете помазание от Святаго и знаете все” (1 Ин. 2:20), то из них видно, что они обращены не к святым только, но ко всем христианам.»

        Каждый христианин не может пользоваться этим критерием. Иначе тогда не было бы ни ересей, ни расколов, ни разномыслия. А они — есть. Сама жизнь это подтверждает.
        Только Св.Церковь обладают полнотой даров Св.Духа. Святые отцы — отчасти, уже не говоря про современных христиан.
        Еще раз настаиваю, что приведенные слова из Писания не имеют отношения к теме трансплантации.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.