Общая характеристика мировоззрения о. Александра Шмемана

Мировоззрение о. Александра Шмемана

протоиерей Александр ШмеманСайт «Антимодернизм» начинает публикацию первой части работы Р.А. Вершилло «Мировоззрение о. Александра Шмемана».

Первая часть посвящена общей характеристике мировоззрения о. Александра Шмемана, и будет публиковаться с продолжением. В дальнейшем, если Богу будет угодно, появятся и дальнейшие части работы.

Общий план работы

Краткие обозначения

о.Ш. — о. Александр Шмеман

ВБ — Шмеман, о. А.Д. Воскресные беседы. Paris: YMCA-PRESS, 1989

ВиД — Шмеман, о. А.Д. Водою и Духом: О Таинстве Крещения. М.: Паломник, 2001

Д — Шмеман, о. А.Д. Дневники 1973-1983. Москва: Русский путь, 2005

ЕТЦ — Шмеман, о. А.Д. Евхаристия. Таинство Царства. P.: YMCA-Press, 1988

ЗЖМ — Шмеман, о. А.Д. За жизнь мира. NY: Religious Books for Russia, 1983

ИПП — Шмеман, о. А.Д. Исторический путь православия. М.: Паломник, 2003

ЛБ — Шмеман, о. А.Д. Введение в литургическое богословие. К.: Пролог, 2003

ПвЖ — Православие в жизни / Сборник статей при участии о. В. Зеньковского, о. А. Шмемана, о. И. Мелиа, о. А. Князева, А. Карташева, Н. Арсеньева, С. Верховского, Б. Бобринского и Н. Струве. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953

ПиБ — Шмеман, о. А.Д. Проповеди и беседы. М.: Паломникъ, 2003

СС — Шмеман, о. А.Д. Святая святым. Размышления об исповеди и причащении Святых Таин. К.: Пролог, 2003

ЦММ — Шмеман, о. А.Д. Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе. М.: ПСТБИ, 1996

Выделено в тексте всюду нами.

Переводы всех цитат, кроме сочинений о. Александра Шмемана, сделаны нами.

Вступление

Один из крупнейших православных модернистов XX в. протоиерей Александр Шмеман (1921-1983) поставил перед собой грандиозно невыполнимую задачу — уловить живой и целостный «опыт» Православия, каковой опыт он резко противопоставлял догматической вере и благодатной жизни по Духу. В этом своем поиске, ложном и как цель, и как метод, о. Александр Шмеман необходимо и последовательно ошибался и вводил в жестокие заблуждения других.

Учение о.Ш., можно сказать, «параллельно» Православию, нигде с ним не соприкасается, и в этом смысле не может быть исследовано с точки зрения православного богословия. Подлинный софист и враг истины, о.Ш. смело противоречил себе и другим, сочетая в своих высказываниях целые комплексы ложных утверждений и подразумеваний. Его частные утверждения, исторические и литургические концепции, его оккультное учение о «мире как таинстве», об «освящении всего мира», его герметическое учение о символе, посюсторонняя мистика времени и коллектива,- все эти разнородные воззрения никак не связаны ни друг с другом, ни с главным тезисом о.Ш. о Христианстве как о целостном и живом опыте.

Экспериментальный феноменалистский метод проб и ошибок, воспринятый о.Ш. из массовой идеологизированной науки, сделал его бесстрашным в той сфере, где верующий человек боится изменить даже одну йоту и одну черту из Священного Писания и Священного Предания. Дерзкое и пространное пустословие о.Ш. на темы богословия и Божественной Литургии до сих пор ограждает его сочинения от надлежащего научного рассмотрения.

Указанные особенности о.Ш. как автора, церковного деятеля и личности, подводят нас к глубоким проблемам. Учение о.Ш. принадлежит к иному типу религии, нежели Христианство, а именно — к светской религии массовых идеологий. В варианте о.Ш. богословский модернизм предстает как анархическая воля к власти, причем к власти в той сфере, где человек абсолютно безвластен.

В своей работе мне хотелось бы показать даже не ложность отдельных конструкций и концепций о.Ш., сколько обозначить то, насколько полно — так сказать, по всему фронту — противоречит учение о.Ш. Христианству.

Свое тотальное противостояние Православию понимал в общих чертах и сам о.Ш., однако у него было для себя то оправдание, что спорит он с каким-то неправильным, ненастоящим Христианством: византийским, русским, схоластическим, западным и т.д.

На самом же деле, противоречие о.Ш. с Христианством носит идеологический, т.е. обобщающий характер. Это уже не личное неверие в догматическое учение Церкви, а общее коллективное, которое скрывает абсолютно личность нашего автора от критики.

Роман Вершилло

Продолжение следует…

Реклама

Общая характеристика мировоззрения о. Александра Шмемана: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s