Банальность и святость

Отец Андрей Ткачев

Отец Андрей Ткачев

Секрет популярности сочинений о. Андрея Ткачева состоит, надо думать, в их банальности. Иногда банальности простой, а иногда — вызывающей, к чему сводится и вся массовая культура с ее разновидностями.

Месяц тому назад о. Ткачев прибегнул ко второму приему, призвав к мораторию на употребление слов «Святая Русь». Тем интереснее было услышать, чтó о. Ткачев скажет в день русских Святых, в стихире которым это табуированное им выражение как раз и встречается.

На этот день о. Ткачев решил сочинить скучноватую и совершенно фантастическую историю про то, что раньше живописцы, видите ли, занимались только возвышенными сюжетами, или рисовали портреты важных особ. Потом, будто бы, случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Эпоха (видимо, имеется ввиду XIX век) повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.

Даже самая краткая история искусств рассказала бы о. Ткачеву, что «маленький человек» изображался уже в античности. Но это совершенная мелочь по сравнению с тем, что о. Ткачев прилагает эту вымышленную схему к Русской святости.

Да, мы не ослышались. Во-первых, о. Ткачев обнаруживает в прошлом среди святых только иноков, благоверных князей и юродивых, т.е., видимо, «важных особ». А где же маленькие «простые» люди?- задается вопросом наш автор: «Мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три метра толщиной… Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель».

Какие знакомы эти набившие оскомину речи про святость «без отрыва от производства»! Как давно они звучат приятной музыкой для интеллигентских ушей! Уже на Религиозно-философских собраниях начала XX в. Розанов и Мережковский избрали именно этот ход для нападения на святость Церкви.

За всем этим стоит не просто культ банальности, обыденности, который — тут о. Ткачев прав — возникает у декадентов, а впервые у такого почитателя «маленького человека» как Бодлер. О. Ткачев говорит о святости так, как будто она есть продукт человеческого идеологического творчества, а не чудесное благодатное действие Божества.

Еще одним характерным аргументом о. Ткачева становится то, что монахов сегодня мало, а благоверных князей и цариц и вовсе нет. Поэтому нужно заново «сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят?»

«Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем»,- добавляет о. Ткачев. Если же «мы» это сделаем, то это необходимо приведет к умалению и окарикатуриванию «больших и важных» святых прошлого. Иначе быть не может: либо Христова святость, какой она была и будет в вечности, либо человеческие идеалы. Одно уничтожит другое.

Неслучайно здесь возникает слово «идеал» как синоним святости, ведь идеал есть продукт только человеческого сознания, роковым образом отделенного от общения с Богом. Вопросы же о том, кто свят, о. Ткачеву надо адресовать не в риторическое пространство, а вопрошать об этом Бога святых.

Наконец, наш автор делает одно умолчание: он не упоминает о святых мучениках Российских. И правда, в мирское обыденное представление о святости мученичество вписаться не может. Для этого нужно что-то еще, кроме «выработки мирского идеала святости».

Может быть, просто вера?

Роман Вершилло

Банальность и святость: 60 комментариев

  1. «На этот день о. Ткачев решил сочинить скучноватую и совершенно фантастическую историю…»
    У него всегда скучные тексты. Фантастика — время от времени.

    Нравится

    • Не такой уж и редкостный…
      Может для таких случаев ввести термин «синдром Шмемана-Розанова» ?

      «Розанов — это Фрейд наоборот, «православный Фрейд». Но не только. Он — певец семьи и маленького счастья, которое есть единственное счастье, а потому — единственно великое.

      Он — певец простого быта, и смеяться над его приземлённостью может только фраер, который не сидел в тюрьме, или не служил в армии, или не работал на стройке, и вообще ничего тяжёлого в жизни не пережил.
      Он певец рождающего лона, трубадур зачатий и поэт долгих поцелуев после двадцати лет совместно прожитой жизни. Осуждать его за эту поэзию невинной половой жизни в семье в наш век абортов, легального разврата и сексуальных перверсий может только или упомянутый выше розовощёкий ханжа, или увешанный веригами скопец. И тот, и другой, заметим, от пакостей плоти не свободны. Очень даже не свободны.
      Для меня Розанов — это Робин Гуд …(и т.д.)»
      Фрейд для православных
      Протоиерей Андрей Ткачев
      За что я люблю Розанова
      http://otrok-ua.ru/sections/art/show/freid_dlja_pravoslavnykh_za_chto_ja_ljublju_rozanova.html

      Нравится

      • Вся беда в том, что не бывает ни православных Ницше, ни православных Фрейдов. И невозможно православному человеку любить такие вещи.
        Более всего же ужасно это вот спекулирование на теме ханжества. Нынче стоит только пикнуть что-нибудь про грех — и ты уже безжалостно обличаем как законченный ханжа. 20 лет назад любые остатки какого-то воспитания и желания соблюдения приличий отчаянно высмеивались как «комплексы», да ещё и «совковые». Теперь само слово «грех» незыблемо увязалось со словом «ханжество», одно без другого уже никак не мыслится. И уже лицо в священном сане идёт этим же путём «борьбы с ханжеством» — вот что невыносимо больно…
        Ужас, просто вот ужас, и всё…

        Нравится

      • «Трубадур зачатий» мда…мне мерещится, или действительно что Розанов, что его фанат Ткачёв сексуально озабочены? Как, собственно, и общий их любимец Фрейд.

        Нравится

  2. «…он не упоминает о святых мучениках Российских».
    Интересно, что в некоторых киевских храмах (о. А. Ткачев также проживает в Киеве и является настоятелем одного из храмов города), действует негласный запрет на употребление слова «российские» во время богослужения. При чтении богослужебного текста это слово заменяется на «русские» или просто «наши». Все это причудливо объясняется, что дескать «российский» — это относящийся к современному российскому государству, в то время как «русский» или «руський» это свой, украинский, связанный с древней «Украиной-Русью».
    Лучше, если бы проповедники вроде прот. А. Ткачева занимались не сомнительными поисками современного идеала святости, а проявили беспокойство в связи с проникновением в церковную среду политической идеологии укр. национализма.

    Нравится

    • Интересно, ибо я сам из Киева, и бываю в разных храмах, подобного бреда не слыхал (может разве у раскольников такое бывает)… о.Ткачев — хороший священник и человек, но к сожалению его иногда (последнее время чаще) клинит на » Шмемана-Розанова» и подобного изврата, как и многих других православных христиан. Это весьма прискорбно.
      Николай (Москва) говорит:
      Редкостный мерзавец…
      Не думаю, что так можно говорить о священнике! Или в МАскве так принято? :)

      Нравится

    • Широков Андрей,
      «Интересно, что в некоторых киевских храмах…. действует негласный запрет на употребление слова «российские» во время богослужения. При чтении богослужебного текста это слово заменяется на «русские» или просто «наши»…» — будьте добры предоставить доказательства данного высказывания, дабы не прослыть голословным.
      Благодарю заранее!

      Нравится

      • Не может не радовать, что Роман Алекс. Вершилло своей публикацией обратил внимание на такую киевскую «достопримечательность» как о. А Ткачев. Позицию редакции «Антимодернизма» в данном вопросе считаю безупречной, статья написана прекрасно, а ревность в вопросах защиты веры достойна похвалы.
        Что касается искажения националистами богослужебных текстов, то именно так, как указанно в моем комментарии поступают, например, в старейшем и крупнейшем на киевском левобережье Свято-Михайловском храме на Дарнице. В этом храме также иногда можно услышать исполнение церковным хором националистической песни т. н. Украинских сечевых стрельцов «Боже великый едыный» во время, предшествующее причащению мирян на Литургии.
        Весьма странно, что подобные факты могут быть неизвестны проживающим в Киеве лицам.

        Нравится

  3. Всем доброго дня!
    «Редкостный мерзавец…»
    Всегда с интересом читаю Ваш сайт, но когда начинаються личностніе оскорбления.
    Тогда у меня вопрос — Кто нам дал право оскорблять и клеймить людей а тем более сященослужителей.
    Спаси Вас Господь!

    Нравится

  4. Про «борьбу с ханжеством», вспомнилась заметка одного священника, напечатанная в конце 90-х в сборнике «Антихрист в Москве». Кажется, актуальности это не утратило и сейчас. Цитата:

    Почему-то «не быть ханжой» понимается в нашем обществе несколько односторонне. Двери в неханжество растворяются только в одну сторону: проституции, порнографии, гомосексуализма, убийства детей для использования их в целях оздоровления неханжей и т. п. А ведь эти двери могут растворяться и в другую сторону, как растворялись они, например, в эпоху темного, но совсем неханжеского средневековья. Если бы они теперь растворились в эту сторону, то неханжи из «Аргументов и Фактов» или «Московского комсомольца» могли бы увидеть в другой газете такой, например, заголовок: «Не будем ханжами: где костры инквизиции?» Интересно, что бы они тогда подумали и почувствовали?

    Только теперь список неханжей пришлось бы продолжить: «…из Правмира, Нескучного сада, из Фомы и Радонежа» и т.д. Просто напрашиваются, иначе и не скажешь. Естественно, «инквизиторы» выйдут не из среды презираемых ими «ханжей», а из той расы околоцерковных хунвейбинов, которую они сейчас взращивают. Как сто лет назад — сначала большевики перебили всех КД и СР. А потом НКВД расстрелял большевиков. И ведь все до единого ничего не желали, как только добра и справедливости…

    Нравится

    • Иван говорит:
      «У Николая хоть ревность по Бозе, а у Вас, Олег, без хамства не обошлось.»
      Прекрасно. Ревность, говорите. Кто из Вас знает о.Андрея лично, чтобы судить его, а именно это, Вы ревнители, и делаете называя священника мерзавцем. За что судить то, за его мнение, пусть и ошибочное? Тогда в рамках той же ревности не забывайте, брат Иоанн, воспомянуть незлым тихим и блаж. Феоедорита, часть трудов которого вообще были анафематствованы как еретические.
      Время покажет, братия, кто мерзавец, «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). Человеку свойственно заблуждаться, падать и «силен Бог восставить его» (Рим.14:4).
      Почему в рамках ревности не обличить сперва один на один (Мф.18:5), письмо, например, написать, если уж такая ревность. Но нет, а вот «мерзавец», «хам» — это да! Не будут ли нас с Вами судить нашим же судом? (Мф.7:2)
      Может на чистоту? Ревность та вся и остается в комментах на сайтах и негодовании среди близких… Помолились бы за православного священника-«мерзавца», дабы Бог помог ему очистить разум от «Шмеманизма-Розанизма», ему еще пред Богом предстоять, мирян-«ревнителей» хранить и отвечать за них придется в день оный…
      Простите, братия, если кого обидел.

      Нравится

      • Я молюсь за своего друга, тоже киевлянина, к-й считает о.Андрея великим проповедником. А за самого о.Андрея без благословения не дерзну.
        Как нет у меня никакого молитвенного настроя по поводу Бердяева, Лосского, Шмемана, Булгакова , Розанова чьим ядом не веси какими судьбами пропитался «хороший священник и человек» отец протоиерей и к-м решил поделиться с многомиллионной аудиторией.
        «Что ж, остаётся пока добавить только одно. На Западе кто хотел, тот услышал русскую религиозную мысль в изгнании. Эту мысль теперь нужно услышать и пропустить через горнило изучения на родине, на Востоке…»
        Пути парижского богословия
        Протоиерей Андрей Ткачев
        http://otrok-ua.ru/sections/art/show/puti_parizhskogo_bogoslovija.html

        Нравится

  5. Ткачев — обновленец — волк в овечьей шкуре. Какие могут быть с цацкания? Человеку свойственно заблуждаться, но не священнику, который давал присягу перед Крестом и Евангелием о хранении Православия, ничего произвольно не изменяя, и получил право учить. Чему он может научить?! Если он обновленец.

    Нравится

    • Николай (Москва), вопрос тот же: «Вы знаете о.Ткачева лично?». И еще один: «Кто не заблуждается даже из священников?».
      И, Николай, неужели Вы думаете, что Вы во осуждая других оправдаете себя? «Не злословьте друг друга», говорит св.ап. Иаков, а если есть что-то в ближнем, «пойди и обличи его» (Матф.18:15)… А «катить бочку» может любой, «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

      Нравится

      • Прекращайте либерализма разводить! Я читал его статьи — мерзкий обновленец. И еще. Обновленчество в Русской Церкви не пройдет! Поняли?

        Нравится

    • Николай (Москва), присоединюсь к вопросу Олега: “Вы знаете о.Ткачева лично?”. «Ткачев – обновленец – волк в овечьей шкуре.» — звучит слишком претенциозно, категорично, предвзято. Кто Вы такой, что берете на себя смелость, я бы даже сказала наглость, делать такие заявления? Кто дал Вам право по нескольким высказанным мыслям, пусть даже и ошибочным, давать такую громкую оценку не конкретным высказываниям человека, а личности в целом?
      Во-первых, для Вас, как и для всех, он не «Ткачев», как Вы смели выразиться, а протоиерей Андрей Ткачев, или просто — о. Андрей.
      Во-вторых, «Чему он может научить?! Если он обновленец.», вопрошаете Вы. Спрошу и я Вас — что ВЫ, Николай (Москва), делаете на данном сайте, имеющем целью привлечь внимание православных христиан, если, судя по Вашим комментариям, возникает сомнение по поводу Вашей к таковым принадлежности? Ибо не соблюдаете заповедь, данную Господом : Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены;… (Лк. 6:37), а, следовательно, не соблюдаете всесь Закон, как сказано: «… Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем…» (Иак. 2:9,10). И там же: «13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. 14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. 17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. 18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.»
      Храните мир, Николай (Москва). Не нам с Вами судить, ибо «… Ин суд человеческий, ин суд Божий».

      Нравится

  6. Согласна с Владиславом. Я тоже считаю, что подобные выражения недопустимы. Этот комментарий просто покоробил, как в свое время покоробила статья о.Андрея про В.Розанова. Дорогие братья и сестры! Давайте ненавидеть грех, а грешника стараться хотя бы немножко любить и желать ему спасения. Можно иметь ревность по Бозе и без подобных выражений.

    Нравится

  7. Демагогия. Нельзя отделить грешника от греха кроме того единственного случая когда грешник кается в своем грехе и в силу этого от него отделен. И так как смакование мерзости (Розанов) есть мерзость, то определение творящего сию мерзость как мерзавца есть правильная и вполне корректная квалификация, соответствующая тяжести преступления. Не говоря уже о соблазне от того факта что творящий сие — священник. И это характеризует его именно лично, и знакомит нас с его личностью. Равно и с личностями политкорректных к мерзости и ее апологии в Церкви.

    Нравится

    • Отец Владимир, думается нужно сказать о.Андрею о том что он заблуждается, как думаете? У него большой приход и люди слушают его. Осуждать за глаза не очень хорошо, даже плохо, с христианской позиции, и в любом случае сначала необходимо обличить, а вот если и церкви не послушает…
      О.Владимир, есть же электронная почта, скажите свое слово сослужителя и сопредстоятеля Богу своему брату. Дайте разъяснение, помогите, в конце концов.
      «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:19-20).
      Иначе выходит борьба с модернизмом ограничивается рамками сайта, а его не читают модернисты, и продолжают вести паству куда-попало.

      Нравится

      • Олег, некоторые герои публикаций тут уже появлялись, но, судя по комментариям, они остались при своём мнении.

        Нравится

      • Мы не занимаемся разбором личных недостатков частного лица. Есть позиция священника по сути нехристианская, соблазняющая овец, и высказываемая публично и последовательно. И мы, Олег, если будем по мэйлу что-то там трогательное ему писать, будем, как сказано однажды, «псы не лающие», хвостом виляющие. И извращающие все духовные наставления о неосуждении и незлословии.

        Нравится

  8. Хочется ответить всем словами святого апостола Иакова:
    «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
    Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12).

    Нравится

    • а Вас, о. Владимир, не учить просили, а, скорее, помочь заблуждающемуся брату во Христе. Если же для Вас так невыносимы «циничные тексты» о. Андрея, почему же Вы терпите-то так долго, не обратитесь к нему с обличительной речью и увещеваниями (поддерживаю комментарий Олега)? Что же Вы медлите и только ропщите в комментариях, обладая знанием, способным спасти души человеческие от погибели, но так и не отреагировав официально, открыто на конкретные статьи автора? Или это такая форма смирения? Или, скорее, «теплоты»… Или Вы, видя брата согрешающего, покрываете его…?

      Нравится

      • Нет, Иулия, я ознакомился с его текстами сегодня в первый раз в жизни. Помочь мне ему нечем, так как я не имею над ним ни духовной, ни административной, ни иной власти. Если сексуальный маньяк Фрейд — «для православных» — в лице христоборца Розанова — значит тот, кто дает православным такие смелые советы — смел и независим. «Василий Васильевич говорил о сексе как никто»! Но есть Слово Божие, запрещающее Христианам обсуждать блуд (Еф: 5, 3). Ибо малоприличное слово «секс» непременимо к супружеской любви. Итак, если Слово Божие не властно над автором, что могут наши обличения. Это в полной мере относится и к таким деятелям как о. А. Кураев.

        Нравится

    • «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

      Нравится

      • «Фрейд для православных» — это не грех против меня. Это грех против Православия. Поэтому цитата, приведенная Прихожанином, к данной теме не относится.

        Нравится

  9. Идеал для всех один, но приближаются к нему, становятся святыми чаще монахи. Жаль, что отец Андрей делает вид, будто не понимает этого. Человек он начитанный и не обделенный способностью к художественной речи, поэтому статьи его для многих, к сожалению, привлекательней кратких, простых и духовных слов Отцов-пустынников.

    Нравится

  10. На мой взгляд, по форме Николай резковато выразился, но по сути он прав. Чтобы определить, что о.Андрей Ткачев — обновленец, вовсе не обязательно иметь с ним личное знакомство. И предложения обратиться к нему с каким-то письмом или воззванием ни к чему не приведут. Как правило, то, что обнаруживается в публичных высказываниях и действиях обновленцев, — это лишь верхушка айсберга. Когда начинаешь лично общаться с такими людьми и священниками таких взглядов, приходишь в ужас и потом еще месяц не можешь отойти от того, что услышал. Может быть, мой опыт в этом отношении очень не большой, но лично для себя я пришла к выводу, что вразумлять священников-обновленцев и что-то им доказывать — бесполезно.
    То, что о.Андрей — либерал, я поняла, когда узнала, что один либеральный, обновленческий священник в нашем городе, из рокеров, близкий друг о.Сергия (Рыбко), приход которого выпускает ядовитую газету в духе «Правмира» и «Фомы», поддерживает с ним теплые отношения. По его приглашению о.Андрей даже посещал наш небольшой город (центральная Россия), о чем с восторгом писала эта ужасная газета. Вот тогда для меня стало все ясно. Зная того священника, я убеждена, что будучи традиционных православных взглядов, о.Андрей Ткачев не мог бы поддерживать с ним дружеских отношений.

    Нравится

    • Насколько лично я понял всё вышесказанное, претензий к Николаю по сути вопроса нигде и не было — лишь исключительно по форме.

      Нравится

  11. А мне показалось, что Олег и Иулия не совсем согласны и по сути вопроса и использовали неосторожное высказывание Николая, чтобы перейти «в нападение», защищая о.Андрея Ткачева в принципе. Особенно Иулия, которой почему-то не понравились слова про обновленца и волка в овечьей шкуре ( с чем я лично полностью согласна). Именно такие проповедники гораздо опаснее не вызывающих уже никакого доверия у подавляющего большинства православных о.Кураева и о.Рыбко. Или я ошиблась насчет Иулии и Олега?

    Нравится

    • Стиль этой защиты хорошо узнаваем. Тут именно нападение.
      Да как вы можете судить? Да кто вы такие? Что вы сами сделали? Знаете ли вы этого человека лично, чтобы так про него говорить? и т.д
      Это всё уже здесь проходили не раз.

      Нравится

  12. Думаю, православные тем отличаются от модернистов, что каждый свой шаг сверяют с Преданием, с житиями Святых.
    Преподобный (имя, к сожалению, не помню) из Патерика учил так: при условии, что это угодно Богу, в целях чьего-либо спасения, можно сказать, что человек совершает грех, например, пьёт или блудит или проповедает ересь, но нельзя сказать, что он пьяница, блудник или еретик, т.к. этим единолично присваивается Суд, принадлежащий Богу или Церкви.

    Нравится

    • Так вы дойдете до ревизии Священного Писания, Олег. Вот ап. Павел пишет: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1. Кор. 5, 9—13). Если блудника, хищника, идолослужителя и т.д. нельзя так прямо называть, как тогда применять на практике приведенные слова? По-вашему получается, что никак (кстати, это и есть позиция обновленцев).

      Но самое интересное в этом Послании дальше: с теми, кто, называясь христианином, так поступает, нельзя «даже и не есть вместе»! Так прямо и написано, из уст самого ап. Павла! Апостол, таким образом, не просто «осуждает», но призывает гнушаться, самым делом показывать свое омерзение.

      Ведь этот продвинутый миссионер напоказ выставляет свою симпатию к «делающим такие дела», из кожи вон лезет с «любовью». Назвали его тут правильно, и «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Так что не придирайтесь к словам. На правду грешно обижаться.

      Нравится

      • Николай, я всего лишь пересказал слова Преподобного отца, глубоко запавшие мне при чтении Патерика. А Вы приводите мне свою интерпретацию слов Апостола Павла. Блудников и прочих грешников не нужно называть с указанием имени. «Блудница некая…», — говорит Писание. Приговор — не Ваше и не моё дело, но Божие или Церкви.

        Нравится

  13. Марина: А мне показалось…
    Именно, сестра, показалось. Писульки Розанова мне глубоко противны, а, если верить Бердяеву, что Р.В.В. до конца дней остался христоненавистником, то и сам он. Моим взглядам противоречит и парижское богословие, хвалимое о.Андреем. Да и вообще, в последнее время ничего хорошего из под пера его не выходит — то Кафка, то Пиаф…
    Все, чего я (и, как думаю, и Иулия) пытался добиться, это того, чтобы в комментариях не оскорбляли священнослужителя, а деятельности, направленной на помощь и вразумление отступившего от исповедания истины. Разве не так действовала Церковь всегда (например Л.Н.Толстой)? Христос пришел спасать, а не губить (Лук.9:56), а мы отмахиваемся при первом случае, мол нет у меня «ни власти», «ни возможности» что-либо поделать… Разве были попытки поговорить с о.А.Ткачевым о истинном православии, хоть кто-нибудь написал письмо или сказал слово?.. Не известно! Зато известно, что о.Ткачев закостенел в своем модернизме и его уже не исправить (!).
    Знаю его лично, человеческими качествами его можно восхищаться, к сожалению, этого не скажешь о его учении.
    Oleg Alexeev, «стиль защиты» соответствует стилю написания комментариев, что и «проходили не раз»…
    ЗЫ
    Деятельность Романа считаю, в некотором смысле, полезной и нужной. Дай Вам Бог избегать крайностей.

    Нравится

    • Слава Богу, уважаемый Олег, что Вы не разделяете еретических воззрений. Можно только возблагодарить Бога и порадоваться за Вас. Простите, если я Вас обидела своим подозрением.
      Но по поводу обращений к о.Андрею Ткачеву (как и к прочим модернистам) имею другое мнение и считаю это бесполезным. Цель авторов этого сайта, насколько я понимаю, не в том, чтобы вразумлять модернистов , а в том, чтобы предупредить православных об опасности еретической модернистской заразы.

      Нравится

  14. Добавлю еще, про апологию блуда среди «христиан» у этого миссионера. Мое знакомство с его творчеством до сих пор ограничивалось десятком строк из книги, которую я наугад раскрыл в доме у своих знакомых. Прочел начало рассказа о том, что в каком-то городе все сплошь ханжи и лицемеры, и только в одном доме «несколько женщин молятся долго, искренне, горячо и со слезами». Этот дом – бордель, женщины – действующие проститутки. Дальше я читать не стал, но фамилию автора заприметил. Теперь второй раз его встречаю, и опять все на ту же тему. Мерзавец.

    Нравится

    • Полагаю, тогда Вы прочли именно эти строки. «…Впрочем, было в этом городе несколько человек, которые по временам молились очень истово, со слезами и подолгу. Это были несколько «девочек» из заведения мадам Коко. »

      Далее оригинальный момент. Можно по пальцам одной руки пересчитать Святых, удостоившихся от Господа дара воскрешения из мертвых…И тут воспаленное воображение прот.Андрея рисует:

      «Существует одно старое и святое предание о некой блуднице, которая, возвращаясь домой после совершённого греха, увидела мать, рыдающую над только что умершим младенцем. Сострадание прожгло сердце падшей женщины. Невыносимую боль этой матери она почувствовала как свою — и начала молиться. Она, конечно, сознавала, кто она; она знала, как не любит Бог разврат сынов и дочерей человеческих. Но боль сострадания покрыла собою всё, отмела стыд, прогнала сомнения, зажгла веру. Настойчивой была молитва и краткой…
      Краткой — потому, что после нескольких горячих просьб блудницы Господь ответил чудом, Он оживил дитя. Дивны дела Твои, Господи!
      Боже вас сохрани не верить в правду подобных историй. Это значило бы, что вы презираете грешников и не верите, что Бог может слушать их молитвы. А может быть, вы вообще не верите в силу Божию?»

      Пожалуй, промолчу, скажешь: «я не верю, что блудница может воскресить человека», а, исходя из этого, отец Андрей докажет, что тебе вообще в Церкви делать нечего)

      Нравится

      • Ксения, по приведенным Вами словам разыскал этот текст и теперь досмотрел его до конца. Как же надо было все передернуть, лишь бы понравиться современному человеку с его «слабостями»! Историю про ту блудницу я когда-то читал и, кажется, в заслуживающем доверия источнике. Но контекст там такой, что женщина эта сознает гнусность своей жизни, решается порвать с ней, и последовавшее чудо — первый плод ее глубокого покаяния и решимости исправиться. Для всех этих евангельских грешников, следовавших за Христом, первое правило: «Иди и впредь не греши». Неужели горе-миссионеры полагают, что «иже во многие грехи впадшая жена», омывшая слезами и миром ноги Спасителя, вслед за этим, утершись и поправив макияж, побежала снова на панель?

        А вот, кстати, хочется рассказать кое-что о плодах такого миссионерства, когда людей будто «издалека» готовят к принятию чистой Истины, до поры разбавляя ее водичкой, чтобы «не так травмировать». Есть у меня близкие знакомые (как раз те, у которых я видел ту книжку), люди, считающие себя православными. По всякому вопросу церковной жизни они всегда «в курсе». Примерно так это выглядит: «Я человек церковный, уже двадцать лет каждый день Радонеж слушаю!» Тут тебе, конечно, и «Союз», и Осипов, и ворох «миссионерских» книжек и дисков, и прямые эфиры с батюшками, и пасхальная служба онлайн… Однако приступать к таинствам этот человек отказывается наотрез. Бывало, идем вместе, и надо мне зайти в храм. «Нет-нет, я на улице постою, ты ведь ненадолго? На целую службу? Праздник? Да, да, знаю, конечно надо бы… Но у меня еще тут куча дел, я ничего не успеваю. Да и знаешь, до всего надо дойти. Я еще не дозрел». А если уж не отвертеться — отпевание там, или крестины, то приходится стоять, но на лице видна такая печать страдания… Седьмой десяток человеку, на пенсии уже, пора бы и «дозреть». Страшно делается, ведь в таком возрасте каждый день может оказаться последним. И пойдут все слышанные по радио хорошие слова ему в суд или осуждение: знавшему и не делавшему наказание большее. Не про это ли слова Христа: «Обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда это случается, делаете его сыном геенны, вдвое хуже вас» (Мф. 23, 15)?

        Нравится

  15. у некоторых модернистских священников часто методы либеральных безбожных писак или форумных троллей: мол, вы все (т.е. несогласные) — темнота, необразованные, глупые, — а сами при этом знания демонстрируют лишь поверхностные, расчитанные на «чайников», плюс, как всегда, крикливость, позёрство, словоблудие и полуправда. И часто лезут «с учёным видом знатока» в темы, в которых абсолютно не компетентны. Это чувствуется особенно у о.П.Мещеринова, весьма заметно у о.А.Ткачёва. Например, о.Андрей как-то рассуждал о православных эмигрантах и русских, живущих за границей, хотя откуда он об этом вообще знает. Статья получилась как у форумных подростков, рассуждающих о многодетных семьях, или как у обывателей, вещающих про войну. А его думы о Константинополе было особенно «странно» читать. Тут и противопоставление себя, мыслителя, «недалёким собирателям магнитиков на холодильник». Но самое противное — это его рассуждения: мол, говорят, что Кемаль предлагал обратить турков в Православие и сделать его гос.религией, но при условии, что будет Турецкая Поместная Церковь, на что, мол, горделивые греки не согласились, и в этом скорбь и нац.глупость греков. В эту легенду можно и поверить, но, пардон, каждый, кто знает кем был Ататюрк и каковы были реалии той эпохи и обстановки, ни в жизни бы не пожелал такого «православия». Тут либо о.Андрей пишет о том, в чём не компетентен, либо считает «православие» а ля Кемаль чем-то хорошим. Но про эмигрантов и про Константинополь — это ещё цветочки по сравнению с данной статьёй или с «православным Фрейдом». Господи, помилуй!

    Нравится

  16. Да, говорить действующему священнику «мерзавец» нельзя, так как мерзавец не должен служить.

    Нравится

  17. Доброе утро, братья и сестры!
    Спешу прояснить свою позицию и причины моего, так сказать, вмешательства в дискуссию по поводу опубликованной статьи. Прежде всего, хочу подчеркнуть свое крайне отрицательное отношение к каким-либо модернистским воззрениям, течениям и пр. и активно придерживаюсь довольно ригористической позиции в вопросах соблюдения чистоты Православной веры. Марина, Вы действительно ошиблись.
    С «писульками» Розанова, как выразился выше Олег, я, слава Богу, не знакома лично, но наслышана достаточно, чтобы сложить мнение, ни в чем не расходящееся с мнением создателей и посетителей данного сайта. Вопреки сложившемуся мнению участников дискуссии, я, отнюдь, не защищаю взгляды о. Андрея, которые отношу к разряду «заблуждений» (но не все, а только носящие явно модернистский характер). Я защищаю ЧЕЛОВЕКА. Более того, священника и оскорбление в адрес священнослужителей считаю недопустимым. Продиктована моя защита еще и тем, что о. Андрей сыграл важную роль в моей жизни и жизни моей семьи. Именно через проповедь о. Андрея, услышанную мною несколько лет назад, Господь, наконец, достучался до моего сердца. Именно благодаря о. Андрею началось мое воцерковление и он послужил, своего рода, трамплином для дальнейшего моего шествования по указанному мне Господом пути (а я надеюсь, что двигаюсь я в правильном направлении). В своих проповедях с амвона он постоянно призывает православных христиан читать Святое Писание, Псалтырь (и даже знать на память) и святых отцов (да, вы удивитесь!). Также он призывает фильтровать информацию, так сказать «испытывать духов». Из его уст исходит огромная масса душеполезной, для большинства вовремя услышанной, необходимой информации. Но, как ни прискорбно это осознавать, с некоторых пор, когда именно и почему я, к сожалению, не смогла вовремя распознать, в его образе мышления произошел перелом, последствия которого мы все можем констатировать… Именно поэтому так больно видеть, как дорогой тебе человек сбился с пути и идет не туда… Очень больно…
    Меня поразила уверенность, высказанная некоторыми участниками дискуссии, в том, что никакими увещеваниями и обличениями тут делу не поможешь. По сути, следуя концепции сайта, целью написания Романом статьи было банальное ознакомление читателей с существующей проблемой, без каких либо последующих поисков путей решения этой самой проблемы. Но, ответьте мне, пожалуйста, разве Господь ограничился простой констатацией закостенелости в грехах фарисеев, книжников и народа в целом, махнул на них рукой, априори решив, что тут ничего не попишешь? Разве он не пытался «достучаться» до их окаменелых сердец путем проповеди, увещеваний, притч, чудес и пр.? Почему же мы начинаем с того, что «отрясаем прах от ног наших», прежде не дав человеку возможности послушать, услышать нас? Откуда в нас такое неверие, нежелание, что ли, бороться за душу (а в данном случае за колоссальное количество соблазненных душ)?
    о. Владимир, не надо иметь власть, чтобы помочь человеку. Надо иметь любовь и веру. Прп. Никон Оптинский говорил: «Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками.».
    Не каждый ли день мы читаем в 50м псалме: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.»? …
    Я призываю вас, братья и сестры во Христе, не опускать руки, не ставить «крест» на погибающем человеке, пока не будут исчерпаны все средства.
    И да поможет нам Бог!
    Простите, что так длинно.

    Нравится

    • Юлия, помянутый Вами пессимизм во многом основывается на печальном опыте такого рода увещеваний. Нетрудно догадаться, что прот. Андрей не единственный такой проповедник; что,наверное, каждый из нас рядом с собой не раз наблюдал что-то подобное вышеописанному. И, конечно же, принимался увещевать, молиться, «помогать исправиться» другими способами, и т.п.; конечно же, не в одиночку, так как подчас такие вещи раскалывают целые приходы. Из лично мне знакомых таких священников человек десять. Восемь лет назад они ярко проявили себя в одном скандальном случае, после которого увещеваний было сделано предостаточно. За это время только один действительно раскаялся. Остальные процветают и вполне довольны своим положением. Вот вам «прогноз исцеления», если надумаете приняться за этот неблагодарный труд: около 10%, имейте это в виду.

      Я много думал все это время, почему увещания в таких случаях не действуют: ни авторитетнейшие свидетельства Предания и Писания, ни простая логика, ни даже понятный всякому здравый смысл? Ответ для себя нахожу в таких словах: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения, за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Сол., гл. 2). Блаженный Феофилакт на это пишет: «Пошлет, вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставили Бога, и ложь овладела ими». То есть, прежде чем появились видимые поганки лжеучений, где-то в глубине сердца созрела «грибница», из которой эти плоды произрастают. Мы по мере сил «сбиваем шляпки» этих грибов, чтобы заразные споры не летели дальше, но почву, на которой они выросли, нам уже не исправить. Думаю, что об этом пишут св. отцы: «Гордых один Бог силен исправить» (Лествица) и: «не покусись остановить отступление своей немощной рукой, раз оно попущено Богом» (свт. Игнатий Брянчанинов).

      Вам, может быть, и правда нужно объясниться с о. Андреем, раз вы с ним знакомы и многим ему обязаны. Только не нужно быть слишком самонадеянными, а то, может случиться, не вы его, а он вас «обратит», такое тоже случается. Мы не сильнее св. апостола Тита, к которому обращены следующее предостережение: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3б 10—11). Есть еще превосходное толкование свт. Иоанна Златоуста на эти слова, там это разъяснено подробнее.

      Нравится

    • Да, Иулия, Вы правы.
      Я обращаюсь к своему собрату протоиерею Андрею.
      Отец Андрей.
      Написанная Вами статья «Фрейд для православных. За что я люблю Розанова» возмутительна и цинична.
      Учение Фрейда, будучи полностью атеистическим, бесчеловечным и гностическим по существу, не может быть интерпретировано и воспринято Православием и Православными ни в общем ни в частностях.
      Сами понимаете, что данное вызывающее утверждение содержит в себе бессмыслицу.
      Эта бессмыслица, однако, претендует на серьезное и смысловое сообщение, главным доказатекльством чего является Ваш сан, указанный в заголовке.
      Итак, действующий священник занимается постмордернистским эпатажем.
      Пренебрегая запретом, обязательным для всех Христиан (Еф, 5:3), Вы не стыдитесь восхищаться попранием этой заповеди известным богохульником оскорбителем моего Господа, никогда публично не раскаявшегося в своих поношениях моего и вашего Спасителя. Вам мил этот досадитель Иисуса Христа. Вы пишете с пиететом: «Василий Васильевич говорил о сексе, как никто».
      Это стыдно.
      Мне стыдно за Вас, протоиерей Андрей.
      Покайтесь.
      Ваш священный сан, обязывающий Вас любить Господа, да обличит Вас в неправде. Разбойник Благоразумный перед лицом толпы распинателей Спаса исповедал свой грех и свою веру в Него как в Бога. Поэтому он — образ покаяния для Церкви. Не разбою учится Церковь у Разбойника.
      Вы же делаете предметом исследования, интереса и поучения Церкви разбойные дела Розанова — его смакование плотской стороны интимных отношений, его похоть и крайнее бесстыдство.
      От избытка сердца глаголят уста. Ваш текст — это, в некотором смысле, — Вы.
      Если Вам не по себе, если сердце Ваше зазрит Вам после публикации — покайтесь. Заявите об этом мужественно и гласно на страницах того же журнала «Отрок», где опубликовали «Фрейд для православных»! Тогда тот древний мерзавец, которому в лице Озириса покланялся и молился герой Вашего опуса, отстанет от Вас и будет посрамлен!
      Тогда множество отроков и отроковиц будет избавлено от соблазна поэтизации блуда («секса») из уст православного священника!
      Да поможет Вам Бог.
      Недостойный протоиерей Владимир Переслегин.

      Нравится

      • Отец Владимир, спаси Господи!
        искренне благодарю Вас за этот шаг навстречу заблудшей душе!
        с Вашего позволения, берусь лично передать Ваше обращение о. Андрею в распечатанном виде при первой же возможности, благо являюсь прихожанкой его прихода. медлить нельзя, тут, как говорится, промедление смерти подобно (причем, в буквальном смысле).
        И, если на то будет воля Божья, упадет зерно в благодатную почву и даст плод.
        прошу всех, кого не оставляет равнодушными судьба заблудших душ, помолиться о них, дабы Господь вразумил их и наставил на путь истинный!
        Слава Богу за все!

        Нравится

      • Отец Владимир, спаси Вас Господь, хорошее обращение! Я полагаю на него надежду.
        Благодарность Иулии за ее прекрасные слова, помогай Бог!
        «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:29), говорит Божественный Павел, и еще «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16), не умолчим видя брата согрешающего, ничто не утеряно, пока сам человек не скажет в лицо Истине: «Ты мне не нужна…», в остальном же, думаю, если не будем бездействовать, и не предадим Истины молчанием, то и Сам Истинный не оставит и нас, так как и мы не оставляем надежды на спасение ближних.

        Нравится

      • Спаси Господи, братья и сестры!
        Вчера, после Литургии, распечатанное обращение о. Владимира было передано лично в руки о. Андрею и им прочитано.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.