автономия. ход

А что усматривается в природе последовательно шествующей своим порядком, это гораздо точнее может назваться ходом [ее], чем страданием, как то: рождение, возрастание, поддерживание существа входящей и исходящей пищей, сочетание стихий в теле, обратное разрешение сложенного и возвращение к сродным элементам.

св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 16. С. 81

Реклама

автономия. ход: 9 комментариев

  1. Это безукоризненные страсти, которые появились в результате грехопадения прародителей, как наказание за грех.

    Нравится

    • Видимо, мысль св. Григория не совсем такая. Он как раз отличает страдание (страсти) от естественного хода вещей. У него это вытекает из рассуждения о том, что тварь создана из ничто, и поэтому для нее распад должен, скорее, называться естественным порядком, а не страданием. Можно сравнить это со словами св. Григория Богослова.

      Нравится

      • Совершенный Бог творит только все совершенное, а не подлежащее распаду.

        Нравится

      • Св. Григорий Нисский поясняет это так:

        Происхождение из небытия показывает изменяемость природы. А чему сродно изменение, то удерживается от участия в противоположном благодатью Укрепляющего, и уже не силой собственного естества пребывает в добре; что же таково, то не вечно (св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 8, Гл. 5. С. 136).

        Нравится

  2. Если Бог творит, что-то смертное и несовершенное, то это не Бог, а платоновский Демиург.
    Совершенный Бог творит только совершенное!
    А потенциальная смертность у первого человека была в его свободной воле. а не в природе. В природу она вошла после грехопадения, как одна из безукоризненных страстей, да и то не сама по себе, а по воле Божией — в качестве наказания и дальнейшего Промысла.

    Нравится

    • Попробуйте вникнуть в слова св. Григория, и Вы увидите, что дело не в несовершенстве Божия творения, а в том, что оно — творение, а не Бог. Об этом и речь в приводимых мною цитатах.

      Нравится

      • У свт.Григорий есть разные слова, в том числе, и что тварь бессмертна по своей природе. Попробуйте и Вы к них вникнуть.
        Никто и не говорит, что творение — это Бог :) С чего Вы это взяли? Здесь кто-то проповедовать пантеизм?

        Нравится

      • Я не обвиняю никого в пантеизме, а пытаюсь разъяснить мысли св. Григория. О бессмертии по природе хорошо изложено у еп. Немезия Эмесского, цитаты из которого еще будут публиковаться в рубрике «Богословский указатель».

        Нравится

  3. И свт.Григория Паламу не забудьте. Он тоже говорил и бессмертии по природе, в которой и видел источник вечных мук грешников.

    Нравится

Добавить комментарий для Николай (Москва) Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.