Марксизм в богословии

"Прогноз непогоды"

«Прогноз непогоды»

Немыслимое и невозможное это сочетание — марксизма и религии — существует, однако, на уровне фактов, в обыденной и политической жизни.

Едва ли стоит этому удивляться. При советском режиме школьники и студенты принудительно изучали основы марксизма, и, соответственно, любой человек старше 40 лет может считаться прошедшим марксистскую «промывку мозгов».

В начале 90-х годов истмат и диамат уходят, но на смену им не приходит какое-либо альтернативное мировоззрение. Наступает эпоха постмодернизма, который насаждается «прогрессивной» интеллигенцией. А что такое постмодернизм, как не тот же марксизм, хотя и подвергшийся иронической переработке…

Но даже и при большом желании от коммунистических отпечатков на сознании непросто избавиться. Ведь марксизм — это смертельная духовная болезнь, гностически перерождающая все вокруг себя. Эту болезнь и ее симптомы необходимо научиться видеть, и сознательно с ними бороться.

Для начала дадим краткую справку.

Теория Маркса обычно именуется историческим материализмом (истматом), и описывает закономерности развития капиталистического общества. В основе этих закономерностей лежит борьба классов, из которых рабочему классу приписывается роль коллективного Мессии, несущего окончательное освобождение. Неизбежная социальная революция создаст коммунистический строй, где человек обретет божественную свободу произвольно изменять свою природу: «Кто был ничем, тот станет всем».

Всё, что говорится у Маркса о коммунизме, принадлежит уже не к его экономической и политической теории, а прямо к области веры. Марксизм служит мистическим руководством ко «спасению» человека от пределов, указанных ему Творцом.

Какая же теория нужна богоборцам? Такая, которая обладает ничтожным теоретическим значением, но максимально освобождает человека для практических действий по самоспасению.

Уже Маркс сделал шаги в сторону ничем не ограниченной практики, не ограниченной даже догмой его собственного марксизма. Тактика революционной партии по захвату и удержанию власти — вот вам и весь истмат. Вскоре после смерти Маркса ленинизм-сталинизм окончательно превращает истмат в этикетку, прикрывающую любые действия: революционные или контрреволюционные, все равно.

В этом очищенном виде марксизм уже вполне готов проникать в политические и культурологические теории, в социологию и «православное» богословие.

Прямой синтез марксизма с Христианством мы находим в мирологии таких теоретиков как митр. Никодим (Ротов) или о. Виталий Боровой, в латиноамериканском «богословии революции», у Э. Блоха, Ю. Мольтманна и т.п. Здесь мы встречаем и учение о классовой борьбе, и коммунистическую утопию, и призыв к революции ради достижения социальной справедливости.

Эта линия догматического марксизма была обречена на угасание в особенности с падением социалистических режимов.

Гораздо более светлое будущее ожидало марксизм в модернистском богословии. Ведь и модернизм это тоже не учение о Божественной Истине, а методические указания о действиях в мире повседневности.

Наследие марксизма следует видеть всюду, где Православие устраняется в виде Богопочитания (религии). Православие как образ жизни — что это, как не то же марксистское: «Бытие определяет сознание»?

Религия предстает как человеческая деятельность, но это не поклонение твари Творцу. Этого больше нет, а есть такая «религия», как если бы сам человек был богом, свободно творящим себя и окружающий мир. Спасение становится лишь одной из возможностей, которую реализовать призван сам человек.

Встав на точку зрения чистой тактики, теряешь веру, разум и стыд. Это, конечно, ужасно, но открывает широкие возможности. Поэтому уже и полностью беспринципный человек сегодня может быть «богословом», «миссионером» и т.п. Поэтому уже и православный священник может учить примерно так:

Россия на пороге качественных перемен. Россия стремится снова выйти на державный имперский курс. Наши враги предпринимают все возможные действия, чтобы этого не допустить. И сегодня необходимо задуматься, стоит ли нам в переломный для Отечества момент рассуждать о Пресуществлении и благодати. Именно такие мутные вопросы и вызывают смуту, приводящую к расколу.

Если суть дела в том, чтобы своими силами спасти Россию или весь мир, то любое учение о Евхаристии и о благодати — ненужно и вредно. Это для спасения в жизнь вечную правая вера в благодать и Таинства необходима, а для самоспасения — категорически противопоказана.

И греческий «политический исихазм», и «нравственный монизм» А.И. Осипова — это всё проявления марксизма в богословии. Новое тактически целесообразное «православие» здесь устранено от Того, Кто единственно и дарует спасение. Бог — Творец и Спаситель — заменяется человеком, новым творцом и самоспасителем.

Эту бедственную и ничтожную попытку модернизма сщмч. Виктор Глазовский описывал таким образом:

Вместо того, чтобы твердо и смело судить всю настоящую жизнь истиной учения о совершенном Божием спасении мира, они осмысливают эту истину ее возможной пригодностью, полезностью для жизни человека…

Для новых богословов историческое дело Христа-Спасителя в той форме, в какой оно совершено, безусловно должно потерять, и уже для многих несчастных потеряло, свой смысл и значение. И человек снова возвращается на путь естественного мышления и еще только “возможности” своего спасения, и в муках отчаяния снова вопиет к Небу словами апостола Павла: “Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти”.

Роман Вершилло

Марксизм в богословии: 13 комментариев

    • Это такое модернистское течение в Греции. Оно еще называется нео-православием. Представители: Х. Яннарас, о. И. Романидис, митр. Иерофей (Влахос) и др. Термин «политический исихазм», правда, наш отечественный. Его предложил Гелиан Прохоров применительно к эпохе царя Иоанна Кантакузина (XIV в.).

      Нравится

  1. «Встав на точку зрения чистой тактики, теряешь веру, разум и стыд. Это, конечно, ужасно, но открывает широкие возможности. Поэтому уже и полностью беспринципный человек сегодня может быть «богословом», «миссионером»»

    Как это верно. Яркий пример – концепция «агрессивного миссионерства» д. А. Кураева. «Всё, что «плохо лежит», надо приватизировать, обратить в пользу Церкви», в том числе любую дрянь.

    Нравится

  2. Уважаемый Роман!
    Ваша статья не оставила меня равнодушной. Мне очень далеко за сорок и я , согласно вашим утверждениям, прошла «промывку мозгов» ист.матом и диаматом.
    Марксизм это ,действительно, смертельная духовная болезнь , но, Слава Богу , заражались этой болезнью не многие. И в школах и в Университетах все благополучно забывали ист.мат. и диа.мат. как только сдавали по эти предметам зачеты.
    Человек зомбируется и начинает служить идее или учению если он душой соблазнился этой идеей — вот тогда воистину мозги » промываются «. Думаю что Вы в марксизме разбираетесь лучше чем я , хотя , возможно , в школе и не изучали.
    Самое грустное то, что для большинства модернистов движущим импульсом является желание «улучшить понимание, объяснить» то, что не ими создавалось.
    И чем больше они стараются тем больше вносят свое ошибочное, человеческое в
    Учение Церкви. Наверное есть и «засланные казачки» в рядах «заблудших «. Однако будущего у » модернизма » нет — забудется как и более ранние ереси.

    Нравится

    • Истмат приучал к интеллектуальной нечестности, которая успешно переносится и в Православие. Что касается модернизма, то это, видимо, ересь последних времен, и если забудется, то только в пакибытии.

      Нравится

    • К сожалению, этой болезнью заражены были очень многие. Конечно, формальные положения научного коммунизма быстро забывались и их мало кто понимал даже. А вот вера в светлое земное будущее сидела очень крепко и в умах, и в сердцах наших сограждан. И ради этого не жалели ничего: «Пусть страна развалилась, неважно, что кого-то убивают. Зато будет колбаса без очереди. Заживем!» А сейчас то же самое доктринально оформляется в качестве церковного учения. И в биографии д. Кураева учеба в партийной школе – неслучайный эпизод, кстати. Идейным коммунистом он там не стал, а вот циником очень даже.

      Нравится

  3. Модернизм готовит сознание верующих к ереси последних времен — синкретической религии Антихриста. Дьявольский тезис Макиавелли «разделяй и властвуй» сменят на еще более страшный — «соединяй и властвуй » Поэтому так и разрушительны все межконфессиональнве контакты даже по сугубо мирским мотивам нравственного порядка. Они приучают сознание к «единству» даже там, где его в принципе быть не может — в исповедании Веры.
    Я не знаю , Роман , что именно Вы имеете ввиду под «интеллектуальной нечестностью» — возможно неразборчивость, возможно всеядность. Для меня нечестность означает лживость и это без прилагательных .
    Человек лжет не из-за того, что учил ист. мат. Он лжет потому, что сделал свой выбор в пользу лжи, а не Истины. Учений чуждых и опасных ,кроме марксизма , полно. Но у человека всегда есть возможность выбирать. К сожалению, многие » выбравшие Истину — Православную Веру в рамках традиции не устояли и понесли такой мусор и ересь, что и писать не хочется. Жаль, очень жаль.

    Нравится

  4. Хотелось бы добавить кое что к комментарию Николая К. относительно его гневных слов о наших согражданах, которые «радовались» колбасе, когда кого-то убивали и ждали «светлого земного будущего» Ну во- первых убивали наших детей и колбасе мы не радовались , да и денег на нее не было. «Светлого земного будущего» советские люди ожидали потому, что большинство из них не догадывались о том , что существует светлое небесное будущее, Людей предали, обокрали, уничтожили их страну ради которой они отдавали свои жизни и сделали это те , кому народ доверял. Радовались этому только полные отморозки. Люди стремительно теряли все чем дорожили — детей, страну, историю, чувство защищенности, веру в светлое будущее и вот такими, потерявшимися униженными сокрушенными и скорбящими приходили к Богу — в Храмы, наполняя наши Церкви безмолвными слезами и стонами. Каким же цинизмом надо обладать, чтобы о своем народе написать так как написали Вы — Николай К.
    Хуже того Вы не одиноки — у Вас полно единомышленников с чем Вас и поздравляю.

    Нравится

    • Уважаемая Лиза, у меня перед глазами до сих пор стоит многотысячная оптимистичная толпа, пришедшая поддержать Ельцина в августе 1991 года. А ведь речь шла о развале страны, тогда это уже очевидно было.

      Про «колбасу» я вспомнил, так как это была очень популярная тема тогдашних передач и других публикаций. Кажется, даже специальный телемост был: показывали в прямомо эфире прилавки американских магазинов: «вот-де живут, нам бы так!» Наживку эту глотали, к сожалению, очень многие. Я помню прекрасно атмосферу безумия, охватившую очень многих моих знакомых в конце 1980-х годов. Уже вовсю шли боевые действия на окраинах (Карабах, Баку, ср. Азия), Прибалтика рвалась к отделению. Но когда случался разговор с кем, ответ один: «Ничё-ничё, зато скоро будем жить как в Америке». Я учился тогда на физтехе, наши преподаватели и студенты вроде бы не самая глупая часть населения России. Увы – среди нескольких десятков людей, с которыми довелось в те годы затронуть эту тему, два—три, не более, понимали, что происходит. Остальные тупо радовались.

      Вот что я имел в виду в своем «гневном отзыве», как вы выразились. К сожалению, предали и обокрали тех, кто большей частью желал быть обманутыми. Не сочтите это жестоким, но наказания без вины не бывает.

      Нравится

      • Какое отношение имеет это к теме данной статьи. Тогда я был в недоумении: почему столь умные и образованные люди во множестве совершали такую очевидную ошибку: поддерживали явных врагов своей Родины, сами давали себя обмануть и ограбить? Выходили на площади, голосовали за Ельцина? Вкладывали последние деньги в акции МММ и прочих мошенников? И часто никакой обман их не вразумлял: прогоревши на одной «пирамиде», тут же как миленькие бежали вкладываться в следующую?

        Сейчас мне это ясно. Речь идет о хорошо усвоенном знании: «светлое будущее неизбежно!» (Пусть это выражено словами «Мне обязательно повезет» или «Мы достойны лучшего»).

        Даже сильнее: это была религиозная вера в то, что «Коммунизм Будет Построен»! Это было самое дорогое. Вера, пусть ложная, всегда ставится выше разума: отсюда все ошибки «обманули-ограбили», когда неглупый человек по десять раз наступает на одни грабли.

        Когда поняли, что «светлое будущее» построено не у нас, а на Западе, сразу стали любить этот самый Запад, презирая свою Родину. Это те самые догматы марксизма, которым с младенчества обучалось наше поколение, приносят свои плоды в обществе. В Церкви процесс также идет. Пока это цветочки, но и ягодки не замедлят явиться в свое время.

        Нравится

  5. Р. Вершилло
    Дорогой брат во Христе, Ваша статья о марксизме говорит и о том, что нельзя быть двуличным. Нельзя служить и Христу, и его врагам.
    Последствия такого двуличия страшны и для несчастных «совместителей», и для наших детей. Дети чутко на двуличие и ложь реагируют и покидают явно и скрыто нашу Церковь.

    В связи с этим нельзя просить Вас опубликовать открытое письмо о. Владимиру Воробьеву по поводу интернет-публикации его работы «Дети из верующих семей — самая трудная проблема для священника» (http://www.pravmir.ru/deti-iz-veruyushhix-semej-samaya-trudnaya-problema-dlya-svyashhennika/ и http://pstgu.ru/news/press/2013/02/26/43546/ ):

    Протоиерею Владимиру Воробьеву!

    Ваше высокопреподобие! Дорогой отец Владимир!
    Склоняю голову перед Вашими трудами на ниве православного образования и молю Христа о даровании Вам спасения.
    Простите меня грешнаго и пасомого, но тексты Вашей книги, рассказывающие о пастырских трудностях с детьми из верующих семей, привели меня в скорбь и недоумение.
    Так же тяжело было, когда вычитал в Библии причину уничтожения Содома и Гоморы, когда с тоской и ужасом читал в Евангелии слова несчастных современников Христа, просивших Спасителя «удалиться из их страны».
    Вы описываете истории пасомых детей, для которых Таинства стали привычкой, скучной семейной традицией. Раз действительность так ужасна – речь идет о потере детьми Благодати. Видимо, это не единичный случай, раз Вы вынесли такую катастрофу на страницы публичной книги, а не в курс лекций по пастырскому богословию.

    Позвольте мне обычному, но неравнодушному человеку, в гражданской жизни много сил отдавших высшему образованию, высказать мнение о такой национальной катастрофе – потере благодати в детском возрасте у членов нашей Церкви.

    Теплохладность детей возможна только при смертельном ранении их двуличностью со стороны семьи и окружающего мира (дома и в храме):
    — Дети видят, что нет всенародного русского покаяния за убийство младенцев во чреве со страшным счетом 2 убитых на 1 новорожденного. Из убитых младенцев наша и зарубежная фармпромышленность делает лекарственные и косметические средства, так ввергая всех в каннибализм.
    — Дети видят, что ересь всех ересей – экуменизм – прорастает в России, как гнилостный грибок, как метастазирующая раковая опухоль. Можем ли мы представить (Господи, прости за такое сравнение), как первые христиане в 34 году собираются на «межконфессиональное» совещание со жрецами, фарисеями и саддукеями для обсуждения межконфесинального мира в Римской империи. Да в страшном бредовом сне этого не увидеть – мы и дети наши видим такое каждодневно в жизни нашей Родины.
    — Дети видят, что высокие идеалы жертвенности, служения, искренности, всего того, что составляет русское монархическое соз yf, — все это попрано в угоду корысти и соглашательства.

    Как же русским мальчикам не стать теплохладными. Такова их естественная реакция чистого детского сердца на неправду.

    Восстанет из грязи и третьего ига наша Родина – просветлеют лица и зажгутся сердца у пасомых Вами детей, чтобы не к ним относились слова Ангела Апокалипсиса: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоде , то извергну тебя из уст Моих».

    Прошу Вашего прощения и молитв,
    раб Божий Антоний

    (проф. А.В. Сыроешкин, syroeshkin@ipg.geospace.ru)

    Нравится

  6. Дорогой Николай К. Приношу свои искренние извинения за высказывания на Ваш счет . Вполне согласна с Вами, с тем что Вы мне написали в комментариях. Я тоже испытывала боль и недоумение при виде того что творилось вокруг, видимо, любая идеология зомбирует людей, тем более марксисткая.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.