22 февраля по благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митр. Волоколамского Илариона состоялась лекция муфтия Фарида Салмана Хайдарова, председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, председателя правления Региональной общественной организации «Центр исследований Корана и Сунны» Республики Татарстан.
Муфтий особо остановился на смысле термина «джихад». Он утверждал, что истинный смысл джихада состоит в рвении, усердии в добрых делах во славу Бога. Любые действия, направленные на благо общества, входят в понятие «джихад», пропагандировал Хайдаров. «Большой джихад» подразумевает борьбу человека со своими собственными пороками, очищение себя. «Джихад малый» означает оборонительные действия в случае нападения на магометан и, будто бы, ни в коем случае не подразумевает какую-либо наступательную войну. Таким образом, муфтий предложил обычный вариант магометанской пропаганды, рассчитанной чисто для внешних и не интересующихся учение Магомета.
Муфтий был, видимо, представлен слушателям как объективный эксперт, поскольку они после лекции задавали муфтию вопросы о взаимоотношениях магометан с христианами, и о перспективах очищения «традиционного ислама» от закваски радикализма. Часть вопросов была посвящена проблеме толкования отдельных аятов Корана.
Муфтий Ф. Хайдаров завершил лекцию добрыми пожеланиями в адрес слушателей.
В исламе нет иерархии в церковном апостольском смысле слова, нет и аналога церковным соборам, поэтому по большому счёту понятие «традиционный ислам» ( например, как антитеза ваххабизму ) вообще невыразимо, т. е. невозможно провести «исламский собор», который бы установил «правило веры» и «отлучил» ваххабитов «от ислама». Поэтому «традиционный ислам» противостоящий «ваххабизму» онтологически суть не более чем благие пожелания.
НравитсяНравится
Вся мировая исламская культура — это культура шиитов. Сунниты никакого отношения к ней не имеют, тем более ваххабиты.
НравитсяНравится