Церковь и…

"Прогноз непогоды"

«Прогноз непогоды»

«Православие и культура», «Православие и спорт», «Православие и банковский бизнес» — в этих сочетаниях всё загадочно, всё требует дополнительных разъяснений, которых ты как раз и не дождешься.

Если речь идет о Православии Апостолов и Святых отцов, то никакой «и спорт» тут вообразить невозможно. И что такое в данном случае «культура» и т.п.?

И главное — что значит в данном случае «и»? За однозвучным союзом скрывается сочетание вещей между собой несовместных. Это смешение, и смешение такое, в котором общий уровень устанавливается по уровню содержимого в нижнем сосуде.

Разумеется, у таких знатных гностиков, как В.С. Соловьев или о.А. Шмеман, были свои объяснения загадочного «и», но они едва ли удовлетворят человека, находящегося в ясном сознании.

«Мы призваны не отвергать мир, а освящать его»,- учит современный гностицизм. А есть ли в подобных изречениях какой-либо смысл, особенно если учесть, что наши гностики не веруют ни в какое благодатное осенение и освящение даже в Таинствах?

Недостачу смысла в этих лозунгах с избытком восполняет практическая выгода от следования им. Теперь епархиальный сайт, который публикует в ряду прочих церковных событий материал «Все на лыжню!», заслуживает не осмеяния, а глубокого гностического уважения.

Сколько удобств от «освящения» бытовой реальности и от неразрывно с ним связанного обмирщения Церкви! Какое громадное идеологическое достижение, когда Церковь и мир совпали на общем уровне современной цивилизации!

Когда-то в прошлом Православие отличалось от язычества, иудаизма и магометанства тем, что в нем можно было безошибочно разоблачить неверие и нечестие. Сегодня это различие упразднено одним коротким и тупым движением мысли, когда Православие из Богооткровенной религии становится «образом жизни».

Православие как «образ жизни» не обещает такой неизменности и определенности, какую дарует вера в невидимую и вечную Истину. Такое «православие» допускает любые коррективы, дарует человеку абсолютную свободу мыслить и действовать. Ведь это только Истина несовместима с ложью, а «образ жизни» ничему не враждебен, никакой изменчивой суете мира сего.

Если внять модернистской пропаганде в СМИ, то невозможно установить критерий для различения добра и зла, истины и лжи. Да оно и не нужно. При настоящем состоянии умов даже ложное учение о Троице невозможно определить как ересь, как мы видим из недавнего скандала вокруг видео-беседы одного из известных миссионеров с магометанами.

Или возьмите столь распространенное ныне осуждение греха без осуждения грешника. Иеромонах, который «не против секс-меньшинств», будет вам изо всех сил доказывать, насколько сильно он ненавидит сам грех как таковой. Подумать только! Св. Иоанн Златоуст не усомнился выступать против иудеев, а тут мы встречаемся с такой невероятной духовностью, которая возражает против греха исключительно в идее!

Если мы не против грешника, то против чего мы возражаем и где, в таком случае, находится грех? Не иначе как в «мире идей», где разворачивается титаническая борьба со злом… Но вот неудача: в мире идей существуют только истинные идеи, и никакой борьбы там нет. А грех и ложь не находятся нигде, кроме как в сердце человеческом, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19).

Удивительно на первый взгляд, но как раз у защитников обмирщения нет никаких определенных взглядов в отношении и мирских вещей тоже — государства, например.

Так, о. Чаплин или В. Легойда с редкой настойчивостью предоставляют христианам право придерживаться любых политических убеждений. Сами они предпочитают, скажем, монархию, а возможно, — конституционную монархию, лучше даже — либеральную «монархию», а по сути они избирают любой существующий, а лучше всего несуществующий, режим.

В том-то и парадокс, что освящение мира в модернистской идеологии никак не происходит, а происходит лишь признание того, что вся окружающая действительность так или иначе причастна спасению.

Обмирщение Церкви происходит не ради каких-то определенных убеждений и целей. Людям просто нравится мыслить о земном (Фил. 3:19), пусть это и враждебно Христианству.

Таков уж их «образ жизни», что грешников они не осуждают, потому что им безразлична их вечная участь, а грех многословно «осуждают» в теории, поскольку для них любая теория — это всего лишь слова, слова, слова.

Роман Вершилло

См. также

16.02.2013 Прогноз непогоды

Церковь и…: 13 комментариев

  1. Спасибо большое за статью. Мы много раз с мужем обсуждали вопрос:осуждение греха без осуждения грешника. Я нашла в Вашей статье ответ. Еще раз спасибо.

    Нравится

  2. Отделить хорошего человека от его грехов просто. Но хороший человек — не грешник. А вот отделить грешника от греха невозможно.

    Нравится

  3. Не понял как уйти от идеи » осуждение греха без осуждения грешника».
    Получается — «осуждение грешника и его греха»?
    Тогда приходим к осуждению человека.
    Роман, поясните, как тут быть?

    Нравится

    • Мы судим о человеке и в этом нет ничего нехристианского.Откроем 5 слово св. Григория Богослова. Вот, что он пишет о своем знакомстве с Юлианом Отступником:

      Тогда я неплохо разгадал этого человека, хотя и не принадлежу к числу искусных в таком деле. Меня сделали прорицателем непостоянство его нрава и неумеренная восторженность; если только наилучший прорицатель — тот, кто умеет хорошо угадать. По мне, не предвещали ничего доброго: шея нетвердая, плечи движущиеся и выравнивающиеся, глаза бегающие, наглые и свирепые, ноги — не стоящие твердо, но сгибающиеся, нос, выражающий дерзость и презрительность, черты лица смешные и то же выражающие смех громкий и неумеренный, наклонение и откидывание назад головы без всякой причины, речь медленная и прерывистая, вопросы беспорядочные и несвязные, ответы ничем не лучше, смешиваемые один с другим, нетвердые, не подчиненные правилам.
      Но для чего описывать подробно? Таким же видел я его прежде, каким узнал и по делам. Если бы здесь находились некоторые из бывших со мной тогда и слышавших мои слова, они без труда засвидетельствовали бы это. Ибо тогда же, как увидел, сказал я им: «Какое зло воспитывает Римская Империя!» и предрекши, желал быть ложным прорицателем.

      Осуждать грех можно только в его конкретных носителях и в их делах. Разумеется, при этом надо иметь достаточно духовного разумения, чтобы не осуждать Бога, Создавшего человека.

      Нравится

      • ***Тогда я неплохо разгадал этого человека, хотя и не принадлежу к числу искусных в таком деле***

        Какая скромность у св.Григория Богослова читается в этих словах…А сейчас, чуть ли не каждый второй искусник в таком деле…Мда…

        Нравится

    • Апостол говорит, что вера без дел мертва. Из этого никак не может следовать вывод о том, что существует два вида веры — одна «живая», другая «мёртвая». Существует же только одна вера, и так, что без дел она вообще никак не существует, либо есть вера, либо нет веры, но нет «наличия отсутствия», нет существования мёртвой веры.

      Так и здесь. Грех никак не существует в какой-то абстракции, в каком-то неизвестно каком «мире идей» или где-то ещё, чтобы там, вдалеке, длинными вилами его поразить и успокоиться. Грех — здесь и сейчас…

      Можно, наверное, сказать, что раз мы не убиваем по ночам гомосексуалистов, то значит мы «не против секс-меньшинств», так, видимо, сказать и можно было бы. В остальном же мы просто не можем не быть против. Всех же при этом призываем ко спасению и помним, что многие великие святые пришли от ужасных грехов.

      Выглядит так, что я навязался с ответом, и поэтому во-первых, прошу простить, и во-вторых у нас тут свободное обсуждение.

      Дай Бог всем здоровья!

      Нравится

  4. О Православии и … спорте…. На сайте Александро-Свирского монастыря нашла фотографии освящения епископом ледовой арены. https://svirskoe.ru/ru/news/2014/19-11-2014/dvorez В дореволюционной России был ли такой обычай, чин — освящения мест игрищ, ристалищ, бойцовых рингов и подобного?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.