Сожжение в совести своей

Роман Вершилло

Официальный сайт Московской епархии РПЦ публикует подборку поучительных документов по делу запрещенного священника Димитрия Свердлова.

Прежде всего, огласке предано письмо о. Свердлова к митр. Ювеналию Крутицкому и Коломенскому, управляющему Московской епархией. В нем о. Свердлов подробно описывает историю своего пребывания в Церкви и немного касается своей научной и журналистской карьеры.

Из письма вытекает, что пребывание о. Свердлова в Церкви с 1989 г., то есть 23 года из 42 лет жизни, в том числе в диаконском и священном сане, привело не к возрастанию в жизни во Христе, а к «выгоранию». Как излагает сам о. Свердлов:

Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском совещании архиереев митрополий в частности сказал: «Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с „пастырским выгоранием“».

У меня нет апатии, равнодушия и озлобленности. Но последнее время я живу и служу с чувством сильной выраженной внутренней усталости. Мне надо сделать паузу. Немного остановиться и посмотреть на себя, на свой путь со стороны.

Поразительно, но такое внутреннее «выгорание» привело не только к невозможности предстоять престолу Господню (о. Свердлов просит лишь о возможности иногда служить у моих друзей-священников в Вашей епархии). Личная духовная катастрофа о. Свердлова нашла свое выражение в его яркой публицистической деятельности в модернистских изданиях, таких как «Фома», «Нескучный сад» и на сайте «Правмир», в посильном участии в «болотной революции», в работе в качестве наблюдателя на выборах, и наконец, в желании извиниться перед участницами кощунства, совершенного в храме Христа Спасителя в феврале 2012 г.

«Выгорание», то есть внутренний коллапс, открыл о. Свердлову путь также к участию в католических конференциях, к успеху на страницах New York Times и вообще светской, а точнее антицерковной, печати.

Нравственное и идейное опустошение выразилось у о. Свердлова в проповеди слияния Церкви и мира, в унижении Церкви перед лицом мира, в ее травле как «субкультуры»: Церковь сама сегодня представляет собой субкультуру, которая преломляет через себя и навязывает привычки и вкусы того большинства, которое на текущий момент составляет подавляющую статистическую массу прихожан. Такое «схлопывание» всего христианского мировоззрения нашло широкий круг почитателей.

Модернизм приводит к духовному опустошению человека, в котором не так давно признавался вождь всего направления «светского христианства» о. Петр (Мещеринов). Он писал, например: Священникам смертельно надоело служить молебны-записки-панихиды-всенощные-парастасы и более чем надоело играть с начальством нескончаемую игру «в церковь». Зато о. Петру (Мещеринову), разумеется, не надоело заниматься своей безверной пропагандой.

Такая же духовная катастрофа — назовем вещи своими именами — была ключом к успеху и митр. Антония Сурожского, у которого надлом произошел в кон. 40-х гг. прошлого века, и о. Александра Шмемана, что ярко демонстрируют его проповеди и «Дневники».

Более того, внутренняя аннигиляция — это то, что мы видим сплошь у профессиональных политиков, журналистов, представителей массовой культуры. Как только в человеке убито все человеческое — вот тут-то и приходит победа на выборах, «Оскар», и прочие «триумфы».

Да что там!- аналогичное профессиональное выгорание не миновало и представителей криминального мира. Хотя, как показывает последний расстрел в Москве, здесь оно принимает несколько иные формы.

И правда, что такое «выгорание», о котором говорит о. Свердлов, как не преступление всех внутренних границ души?

Реклама

Сожжение в совести своей: 26 комментариев

  1. Роман, Вы потрясающе чёрствы и бездушны. О том, что такое «выгорание» (внутренний кризис, с которым сталкиваются лучшие учителя, врачи, священники) и как к нему относиться, сказано в приведённой по ссылке цитате Святейшего Патриарха Кирилла. Но Вам эти слова как об стену горох.
    Как бы с Вами не повторилась история отца Димитрия.

    Нравится

    • Перестаньте. Правильно все говорит Роман. Это какое извращенное понимание о Церкви нужно иметь, чтобы нести околесицу, подобно Вашей?… Причем тут учителя, врачи, да ещё с эпитетом «лучшие»?.. Это Дмитрий Свердлов что ли лучший?!!.. Это просто смешно. Священника, который почти год даже не показывается на месте службы, Вы называете «лучшим»?..

      Противно видеть этот околоцерковный бред сивой кобылы.

      Главной задачей священника является создание и окормление крепкого прихода. И прежде всего — хранение веры православной и духовное окормление паствы. Ни того, ни другого у этого (прости, Господи) Свердлова не наблюдается. А то, что Вы называете «внутренним кризисом» — так это ничто иное, как дикий, вполне с духом нашего разлагающего времени, эгоцентризм и тщеславное любование собой (таким непризнанным). Именно в этом и состоит все его «выгорание».

      Нравится

    • Д. В. может сколько угодно плакать в манишку заштатного клирика, в этом его поддержит вся уминско-борисовская «братия». И как бы не повторилось то же и с ними. А Роман В. хорошо написал.

      Нравится

    • Спасибо за предупреждение, но разъясните, пожалуйста, кто Вы на самом деле: «Даниил Владимирович», “Владимир Падубов”, “Виктор Кравцов”, «Фёдор» или “Александр Беглов”? Под этими именами Вы у нас появляетесь уже несколько лет. Существуете ли Вы на самом деле?

      Нравится

    • Конечно плохо, что человек спустя 20 лет не туда пришёл. Но констатировать причины тоже нужно.
      Духовные законы одинаково работают. Если ими пренебрегать, то результат рано или поздно проявится.

      Роману спасибо за аналитику.

      Нравится

  2. Такъ называемое «выгаранiе» у священниковъ есть ничто иное какъ духовный тупикъ, отсутствiе духовнаго дѣланiя, духовнаго совершенствованiя – слѣдствiе непониманiя и непрiятiя духовнаго смысла и значенiя священническаго служенiя, да, собственно говоря, и вообще самой христiанской жизни въ Церкви, христiанской аскезы. Именно ложные представленiя, свойственные зачастую именно честолюбивымъ неофитамъ отъ совѣтской (читай свѣтской) интеллегенцiи приводятъ къ таковымъ результатамъ. Ложное пониманiе дѣятельности священника какъ профессiи, какъ средства самореализацiи, какъ средства восхищенiя или присвоенiя себѣ нѣкоего высшаго духовнаго авторитета, авторитета духовнаго руководителя, глашатая правды, борца за справедливость, ореола мученика за истину, рисуетъ въ возбуждённомъ воображенiи обольщённаго бѣсомъ гордости и тщеславiя неофита прекрасную картину бурной общественной дѣятельности, направленной ко спасенiю своихъ пасомыхъ духовныхъ чадъ и самой Церкви, подверженной, какъ ему кажется заблужденiями, несовмѣстимыми съ его представленiями объ истинѣ, разумеется развитiю богословiя. И тѣмъ ярчѣ эта картина, чѣмъ зауряднѣе сама личность, переживающая комплексъ неполноценности, не достигшая своего признанiя въ обществѣ, игнорирующимъ и исторгающимъ его въ станъ диссидентовъ – политическихъ ли или церковныхъ – всё-равно… Это – увы! — незавидная участь почти всѣхъ «выгоревшихъ» священниковъ и кабинетныхъ богослововъ, нѣкогда ставшихъ, по-разнымъ причинамъ, на чуждый имъ путь, а потому и приведшихъ ихъ отъ духовной скуки къ обновленчеству и модернизму.

    Нравится

  3. Христианин не может выгореть. От этого хранит страх Божий и совесть. Прежде чем выгореть необходимо сжечь совесть.

    Нравится

    • Благодарю, отче. Вы в двух словах сказали самую суть. Особенно для меня ценно, что это прозвучало от Вас, приходского священника, а не от какого-то абстрактного «богослова».

      Нравится

    • Отец Владимир, я как-то читала у Вас отличную статью, связанную с гребенщиковской ораторией.
      http://antimodernism.livejournal.com/119462.html
      Там Вы проводите замечательный анализ искусства с духовной точки зрения. Большое Вам спасибо, я даже и не помню, у кого из современных авторов я встречала рассуждения о искусстве, сделанные на таком высоком уровне. Если у Вас есть ещё статьи, то нельзя ли получить на них ссылку?..

      Нравится

      • У о. Владимира много статей в нашей Библиотеке, а также на сайте moral.ru. Я хочу попросить у о. Владимира благословения составить сборник его статей и выступлений и опубликовать в электронных форматах.

        Нравится

      • Очень хорошая идея про сборник статей о.Владимира! Для меня может быть некоторые моменты спорны,но идея всё равно своевременная.Даже отдельно взятые некоторые комментарии о.Владимира можно как дополнение включить в этот сборник,на мой взгляд.

        Нравится

  4. Уважаемая редакция сайта, я так понимаю, связывание имени пользователя с его e-mail пока не представляется возможным на данном сайте. И разные люди так и смогут пользоваться одним и тем же именем, не зная, что оно уже было ранее кем-то использовано? Посему вынужнена снова менять «пароли и я явки». Надеюсь, последний раз.
    По существу комментария тезки согласна во-многом, лишь тон на мой вкус резковат. Поддерживаю мнение о. Владимира и Романа Вершилло и очень жаль заблудшего священника Димитрия Свердлова, душу его. Видно, ношу не по силам взвалил, активную деятельность в разных сферах развил, да всё больше на себя надеялся, а не на Бога, вот и надорвался.»Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 33) Он же ещё в начале 2012г. за штат просился, не отпустили. Но пока человек жив, надежда на спасение остается, Бог милостив, может и о. Димитрий очнётся и обратится ко Господу. А Богу всё возможно.
    .

    Нравится

  5. «Дорогой о. Н!. Да, время наступает наисмутнейшее, враг раскачивает и старается низложить Церковь. В клир вошло много совсем нецерковных людей и даже неверующих, и они делают своё дело. Ну а с нами Бог, и нам надлежит делать дело Божие. (…) Нам же надо стоять в вере и не бояться ничего, кроме греха. Прошу молитв.»

    О. Иоанн Крестьянкин, из письма.

    Нравится

  6. «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Рим. 11, 20).
    «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12).

    Ложные ориентиры духовной жизни могут проявляться в подмене пастырского призвания не только «либерально-обновленческой» деятельностью, но и неумеренным «ревнительством», чему печальный пример — не столь давний случай с епископом Диомидом.

    Нравится

  7. Не могу понять, почему замечание о сожженной совести находит на сайте однозначную поддержку, тогда как упоминание о православной позиции по отношению к искусству встречает яростное неприятие.

    Нравится

    • Позволю себе попытаться ответить, но именно попытаться.

      То, как Вы развиваете тему реализма в искусстве, меня, можно сказать, глубоко тронуло, моментально «проглотил» все Ваши статьи здесь на сайте. Но кое-где и минус поставил при этом!..

      Как мне кажется, дело в том, что искусство существенно неопределённее и, так сказать, бездоказательнее.
      Поясню на примере музыки — лично для меня это наиболее близкий вид искусства.
      Когда-то мне очень-очень хотелось нащупать какую-то онтологию в музыке, очертить границы «реализма» в музыке так, чтобы, скажем, Чайковского можно было бы записать в «реалисты», а не то что Шонберга, но и Хиндемита и иных «нереалистически мыслящих» — в «антиреалисты». Конечно, ничего не вышло. На Шонберга по-прежнему реагирую весьма нервно, но вот Хиндемит уже стал любимым композитором.
      Здесь на сайте нашёл цитату из Стравинского о том, что музыка вообще «ничего не выражает», музыка есть чистый порядок как таковой, и больше ничего. Никакого «реализма» в музыке нет и быть не может по определению.
      Не может — но всё-таки есть! Есть потрясающий пример потрясающего музыкального реализма — 2я соната Шопена. История суетной скоропреходящей мирской страстнОй жизни рассказана почти литературным языком. 2я соната Шопена стоит совершенным особняком в истории музыки как величайшая загадка, как чудо искусства, чудо, опровергающее как кажется самые принципы музыкального искусства как такового. Мы таким образом имеем опровержение казалось бы совершенно неопровержимой теории — теории музыкального искусства как чистого формализма.

      Также и с иными формами искусства! Попытка построить жёсткую теорию искусства не может пройти до конца, где-то обязательно последует сбой! И рано или поздно всё равно придётся от доказательных аргументов переходить на уровень куда более тонкий и хрупкий — на уровень «здравого смысла», лучше же сказать — «общего смысла». Этот-то общий смысл — для нас это конечно же суть «церковный смысл» — и будет главным арбитром по всем вопросам, но «доказательств» нам всегда будет не хватать!..

      Читаю Ваши статьи всегда с неизменным вниманием! И пожалуйста не обижайтесь за редкий минусик! Дай Вам Бог здоровья, дорогой о. Владимир!

      Нравится

      • О. Даниил (Сысоев) в своей книге «Летопись Начала» пишет о музыке следующее (к этому стоит прислушаться):

        «Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт.4,21). само его имя происходит от слова «йовел» — протяжный звук трубы, возвещающей начало Нового Года. Он стал родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в раю. Как пишет исследователь церковного пения В. И. Мартынов, «если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати… Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, напоминающее райское блаженное состояние и в какой-то мере восполняющее его отсутствие, на краткое время позволяя забыть ей о тяжких заботах мира. Таким образом, музыка, являющаяся неким заменителем или эрзацем нетленной райской пищи, могла возникнуть и стать необходимой только в результате утраты человеком райского блаженства вообще и способности слышать ангелов в частности».
        По мнению этого автора музыка изобретенная Иувалом носила магический характер. Подобно наркотикам она приводила человека в экстаз и он ощущал, что его переполняют сверх силы, дающие ему возможность управлять стихиями вселенной и способность достичь телесного бессмертия без Бога. — Очередная попытка вкусить от древа жизни. Благодаря музыке человек истончал кожаные ризы наложенные на него Творцом и входил в общение с невидимым миром падших духов. Такой вид музыки сохранился и до сих пор в языческих, особенно шаманских культах и в связанной с ними рок культуре. «Эта магически-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых священное Писание называет «сильными, издревле славными людьми», прибавляя, что «все мысли и помышления их были зло во всякое время». Таким образом можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека».

        Нравится

      • Уважаемый Владислав Л., реализм в музыке есть, только это духовный реализм в духовной музыке: в демественном, знаменном, столбовом и других унисонных мелодических церковных распевах. Нет этого реализма в гармонических сочинениях или переложениях композиторов. Хор архимандрита Матфея (Мормыля) со своими гармонизациями не был признан на Афоне.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.