«Слава Богу, я перестал быть рокером»

http://antirockcult.wordpress.comРоман Алексеевич Вершилло, главный редактор интернет-сайта «Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия», с которым мы беседовали в № 24 (72), познакомил нас с членом редакции своего ресурса – Антоном Тарасюковым, автором собственного проекта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур» (http:// antirockcult.wordpress.com). Антон любезно cогласился ответить на наши вопросы о сайте и освещаемых на нем проблемах.

– Антон, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли к Православию? Имеете ли Вы музыкальное образование и были ли каким-либо образом связаны с рок- или иной музыкой (может быть, являлись ее поклонником или исполнителем)?

– К вере я пришел в старших классах школы. У меня были проблемные отношения с одноклассниками, и в такой тяжелой, даже травмирующей, обстановке я начал читать молитвы, обращаться к Богу.

Музыкального образования у меня, к сожалению, нет, а оно совсем бы не помешало, как для разбора и критики рок-музыки с сугубо музыкальной точки зрения, так и для реализации творческих планов.

Рок-музыку не исполнял, но активно слушал, был ее фанатом. Я не носил косуху и прочие неформальные аксессуары, был против этого в принципе, но, тем не менее, являлся рокером по мировоззрению.

Я считал рок настоящим искусством, «интеллектуальной» музыкой «со смыслом» для избранных, «думающих людей». Презрительно отзывался о другой популярной музыке перед ее поклонниками, демонстративно включал рок и не понимал, как другие не видят «глубокого» смысла песен «Rammstein».

Мечтал стать лидером рок-группы и посредством провокаций и эпатажа протестовать против безнравственности и заблуждений, при этом испытывая «гонения» и преодолевая различные препятствия. Хотел научить людей думать, пробудить, как будто без меня они на это не способны; конечно, в таком контексте поведения считал себя умнее всех.

Я сочинял, в том числе и рок-песни. Музыки, конечно, никакой не было, все мелодии и мотивы держал в голове, но тексты были написаны. Например: «Я тону! Дна не вижу, иду в бездну, как в плену я нахожусь! Здесь не место, но, не зная почему, я сам шагаю во тьму. Ошибок море все шире, не виден свет с его дна. Передо мной стоят двери – войти не знаю куда. Противоречья, сомненья терзают душу мою. Себе напрасно я верил, что не буду тонуть». Мрак, саморазрушение? Однако это «всего лишь» песенка о том, что нельзя полагаться на себя.

Слава Богу, я перестал быть рокером. Творчество сейчас занимает отнюдь не первое место в жизни, меня не тянет протестовать, обличать, изображать противостояние с кем-то, тем паче «менять реальность к лучшему» при помощи песен сомнительного содержания.

– Что побудило Вас к созданию сайта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур»? Почему Ваш проект посвящен главным образом критике рока?

– К созданию сайта подвигли два обстоятельства. Первое – знакомство с брошюрой Н. Пыжова и Г. Седых «Проповедь Православия среди рок-молодежи». Помимо профессионального всестороннего анализа проблемы, там подтекстом слышен призыв действовать в пользу традиционной христианской культуры. По крайней мере, я так уловил. Прочитанное оказало на меня значительное влияние, но этого еще не было достаточно. В конце 2010 года я случайно наткнулся на одно интернет-движение «против» металла. Мне понравилась его основная идея – борьба с душевредной музыкой, но категорически не устроила ее реализация (об уровне этого проекта говорило уже его непристойное название). Я понял, что он был создан металлистами для глумления над другими поклонниками этого же жанра, что на сленге интернета именуется троллингом. Тем не менее, вдохновившись, я создал свою «версию» в рамках сообщества в социальной сети. Когда после некоторых не зависящих от меня перемен ведение сообщества утратило смысл, был создан сайт. Чему я несказанно рад, ибо это выход на новый, более серьезный уровень.

Никогда не думал, что буду заниматься публицистикой. Первой моей статьей стала «Демоническая музыка как путь к лже-православию». Как-то я нашел в интернете известную брошюру отца Сергия (Рыбко) про «богоискательство» рок-культуры, она меня возмутила (я к тому времени как раз еле-еле, с Божией помощью, порвал с роком), и я решил написать опровержение. Думал, это будет единственная публикация. Потом появились статьи про «православный рок», затем по просьбе Романа Вершилло составил статью про рок-миссионерство, изредка писал по разным поводам, и постепенно дело дошло до создания сайта.

Так сложилось, что я писал именно против рок-музыки, вдохновился именно этой идеей, у меня уже были опыт и замыслы, что и как здесь писать. Однако выбор этой темы вовсе не означает, что я одобряю прочие проявления массовой культуры – я не приемлю ее всю. За другие антикультурные жанры современной музыки пока не берусь, так как в должной мере еще не закончено с роком, и нужно определиться, понять, как это все будет выглядеть в итоге. Хотя, конечно, иногда затрагиваю поп-музыку. В дальнейшем планирую расширять тематику сайта, если возникнут какие-нибудь идеи или попадется что-нибудь интересное.

– Одна из рубрик Вашего сайта посвящена критике так называемого рок-миссионерства. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом явлении: когда оно возникло, откуда его корни?.. В чем, по-Вашему, опасность и вред такой «миссии»? Нужно ли православным верующим ей как-то противостоять?

– Я участвовал в составлении статьи про рок-миссию на сайте «Антимодернизм.ру», поэтому в качестве ответа приведу выдержку оттуда: «Это модернистское направление миссионерства, ставящее целью произвести антикультурную анархическую реформу в Христианской Церкви. Для этой цели рок-миссионерство использует контакты с представителями целого ряда субкультур, главным образом группирующихся вокруг рок-культуры в широком смысле.

Характерной чертой рок-миссии является принципиальное одобрение идеологии протеста, присутствующей в массовой культуре, и прививка этой идеологии церковному сознанию. В Церкви рок-миссионеры служат проводниками влияния массовой и маргинальных культур, а представителям этих культур проповедуется Православие в извращенном виде, осуществляется модернистская ревизия аскетики и других сторон Православия.

Рок-миссионерство является внутренне противоречивым и со всем основанием может быть охарактеризовано как „миссионерство наоборот“. Чтобы воцерковить рокеров и других неформалов, рок-миссионеры предлагают воцерковить саму рок-музыку, т.е. объяснить обращаемым, что их образ жизни и мысли не греховны, а наоборот – православны. Таким образом, средством для обращения рокеров должна послужить перемена в самом церковном устроении.

Наиболее заметная и спорная сторона рок-миссионерства – проповеди миссионеров на рок-концертах <…>.

По своим установкам оно не имеет никакого отношения к традиционной проповеди Православия <…>. Никогда христианская миссия не обращалась только к людям определенного возраста, в данном случае – только к молодежи. Это имеет своим основанием слова Спасителя о том, что Он всегда говорил во всеуслышание».

Хотя движения подобного рода в России существовали еще в 90-х годах прошлого века, рок-миссия дала мощный старт в 2002–2003-м. В 2006-м году явление значительно утвердилось, получив более высокую поддержку. Однако сейчас, слава Богу, оно пошло на спад. Уже продолжительное время не отмечается бурного ажиотажа вокруг «миссии», она как бы стала обыденностью и представляет куда меньший интерес, у многих открылись глаза, вдобавок кощунство в храме Христа Спасителя вкупе с сопутствующим возрастанием антицерковных настроений стало своеобразной точкой невозврата для рок-миссионеров.

Проповедники рока в священном сане любят говорить о том, что на их деятельность имеется благословение священноначалия. Так они покрывают свою вседозволенность и намекают своим оппонентам на возможность доноса. Однако на IV международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» Патриарх Кирилл ясно высказался насчет выступления священников на рок-концертах: «Не будем одобрять и не будем благословлять». При этом он отметил, что на него оказывалось некоторое давление, чтобы получить одобрение и благословение на эту практику. Впрочем, отцу Сергию (Рыбко) и его окружению это не мешает распространять ложную информацию.

Насчет противостояния – вопрос сложный. Мы не в силах запретить эту практику на церковном уровне. Имея возможность использовать для распространения объективной информации пространство интернета, я стараюсь делать, что могу, однако понимаю, что мои возможности ограничены. Полагаю, будет достаточным, если человек не станет с этим соглашаться и в этом участвовать. Ну и, конечно, нужно надеяться на Бога, что он очистит нас от этого зла.

– Что Вы можете сказать о деятелях так называемого рок-миссионерства в России? Что, по-Вашему, движет этими людьми? Пионерами рок-проповеди из числа священнослужителей в нашей Церкви являются протодиакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко). Отец А. Кураев известен многими противоречащими учению Православной Церкви кощунственными высказываниями. А вот сторонники игумена Сергия часто отстаивают мнение, что этот священник – не модернист, утверждают, что он – патриот, монархист, блюститель канонов, сторонник чистоты Православия… Что Вы можете сказать по этому поводу?

– На нашем сайте опубликованы статьи и интервью известных и уважаемых священнослужителей (архим. Рафаила Карелина, прот. Владимира Переслегина, свящ. Божидара Главева и др.) с критикой рока, рок-миссионерства и его деятелей. Я разделяю высказанную в этих материалах точку зрения.

Для протодиакона Андрея Кураева рок-миссионерство, похоже, было лишь одним из путей для борьбы с традиционным Православием. Не слышно, чтобы сейчас он возвращался к этой теме: материал отработан – ни рок, ни рокеры ему уже не интересны. В искренности намерений его трудно заподозрить.

Другое дело – игумен Сергий (Рыбко). Несмотря на сан и уже не молодой возраст, отец Сергий – типичный неформал-бунтарь по мировоззрению, фанат рок-музыки и субкультур, который «совмещает» это с Православием и с фанатической навязчивостью и нетерпимостью пропагандирует сие внутри Церкви и за ее пределами. Видимо, «от избытка сердца глаголют уста» (см.: Мф. 12, 34).

Странно слышать подобные заверения от его защитников. Мы же не обвиняем отца Сергия в искажении догматов или неправильном совершении богослужения. Но его «миссионерство» – это разве не извращение Православия, не агрессивная пропаганда чуждых и враждебных ценностей, не лже-миссия?

Здесь можно привести слова из Писания: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 7–10).

Те достоинства отца игумена, о которых нам говорят, они разве отменяют его богохульные высказывания о Господе Иисусе Христе и Православии? Позволяют закрывать глаза на организацию рок-клубов при храмах, инициатором чего он выступил? В значительной степени именно с его подачи священники стали выступать на рок-концертах в качестве конферансье или даже самих участников рок-групп. Православные начали повально приобщаться к року.

Отец Питирим, преподаватель МДАиС, в обсуждениях на сайте журнала «Благодатный огонь» писал: «Если четыре года назад соотношение семинаристов, кто слушает и не слушает рок, было 50% на 50%, то теперь тех, кто не слушает – единицы». Один знакомый семинарист, будучи сторонником игумена Сергия (Рыбко), в частности, слушает песни группы «Behemoth», вокалист которой порвал на сцене Библию, а в «творчестве» проповедует оккультизм, прославляет сатану и богохульствует.

Далеко не каждый модернист, выступающий против Священного Предания, способен достичь столь впечатлительных результатов. И за все это отец Сергий будет отвечать перед Богом.

– Как Вы относитесь к другим попыткам совместить Православие с современной массовой культурой, например, к выставке так называемого современного искусства в притворе православного храма, исполнению церковными хорами произведений рок-музыканта и т.п.? Что думаете об иных проявлениях модернизма в современной церковной жизни – экуменизме, нарушениях канонических правил и уставов, попытках русификации и реформации богослужений..?

– Это также недопустимо и возмутительно, и я с уверенностью присоединяюсь к тем людям, которые дали этим явлениям свою авторитетную и компетентную критическую оценку.

– Помогает ли Вам кто-либо в работе над сайтом? Есть ли у Вас какие-либо планы и идеи насчет расширения тематики и функциональности Вашего ресурса? Как все неравнодушные к освещаемым на «Anti-Rock-Cult» проблемам могут помочь и поддержать Ваш полезный проект?

– В работе над сайтом мне помогают православные миряне Ярослав Кравец и Виктор Обрывков.

Идей очень много, как по преобразованию самого сайта, так и по организации его работы. По нашему мнению, в проекте заложен большой потенциал, который на данный момент раскрыт не в должной мере. Наша деятельность подразумевает следующее: исследование вопросов рок-культуры, полемику с пропагандистскими и апологетическими материалами касательно рок-музыки и субкультур, как со светскими, так и с церковными, обзор показательных новостей из мира рока, слежение за рок-миссионерством, предложение образцов настоящего искусства в качестве альтернативы. Ну и, в конце концов, мы не собираемся ограничиваться только рок-культурой и можем писать на другие темы. Над всем этим необходимо работать.

Также пришло осознание необходимости взаимодействия с другими СМИ для более широкого охвата аудитории, чтобы действеннее противостоять рок-миссионерам и своевременно реагировать на происходящие события. Рок-миссионеры и их последователи внесли и вносят в сознание верующих множество штампов, которые подчас принимаются некритично, – что «рок ведет к Богу», что кощунственная рок-опера «привела к вере миллионы людей», что творчество Виктора Цоя «глубоко христианское». Здесь нужен объективный разбор и четкое убедительное опровержение – само собой, для людей, серьезно желающих разобраться в вопросе.

Мы только приветствуем сотрудничество и готовы обсудить с желающими, в какой форме оно может быть реализовано. Вероятно, это могут быть и ссылки на интересные материалы, и предложение к публикации своих статей, новые идеи, и так далее. Мы за объединение единомышленников!

Беседовала Анна САМСОНОВА, газета «Православный Крест»

Источник

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.