«Нескучный сад»: о. Кочеткова сегодня критикуют «не за то»

"Оглашение" в секте о. Кочеткова, 1994 г.

В секте о. Кочеткова, 1994 г.

О. Георгия сегодня критикуют, однако чаще всего не за то, за что следовало бы: ругают за русификацию богослужения, служение вечерни и утрени в свое время (вечерня — вечером, утреня — в 1-й половине дня до Литургии), чтение евхаристических молитв вслух, еженедельное причащение всех прихожан…

Все искажения не дискредитируют саму систему оглашения как таковую: плоха не она, а те установки, которые культивируются в среде последователей о. Георгия последние годы. Но я убежден, что эту же или немного модифицированную методику оглашения можно применять вне этой среды, тогда и плоды будут добрыми. Об этом свидетельствует одно обстоятельство: некоторые из тех, кто покинул в разные годы Содружество о. Георгия по принципиальным разногласиям, продолжают заниматься оглашением, и есть храмы, где огласительный опыт о. Георгия с успехом востребован.

Михаил Зеленый. Противоречивое прошлое: оглашение у священника Георгия Кочеткова // Нескучный сад. (14.01.2013)

Реклама

«Нескучный сад»: о. Кочеткова сегодня критикуют «не за то»: 11 комментариев

  1. Отчасти можно и согласиться. Я не про русский язык. Но почему в среде православных ревнителей всерьез борются против оглашения крещаемых — можно только недоумевать. Неужели ситуация советского времени, когда этого делать не давали известные органы, стала для кого-то частью Предания? Оглашение крещаемых (то есть преподание им необходимых вероучительных истин, чтобы они крестились по вере, вполне определенной и осознанной) — это норма церковной жизни! В царское время не было практики оглашения, поскольку крестились все как правило во младенчестве, зато во всех учебных заведениях преподавался Закон Божий (несколько лет). Сейчас Закон Божий преподается во всех школах? Как, в таком случае, человеку с улицы узнать, во Чье Имя он крестится??? Вот и крестятся, считают себя православными, в храм заходят только изредка «свечку поставить»… Между прочим, в Екатеринбургской епархии со времен митроп.Викентия действует замечательное распоряжение, чтобы крещаемые прошли не менее 12 огласительных бесед (хотя ясно, что обычные граждане, для которых крещение — это лишь исполнение традиционного обряда, видят в этом одну обузу и ищут и находят «хорошего» батюшку, который покрестит «так просто»). Характер именно кочетковского оглашения, в который изначально закладывается сектанская психология — совершенно особый вопрос; нельзя под видом борьбы с ними отвергать важнейшие и спасительные вещи! Это же касается и борьбы против т.наз. «сверхчастого причастия». Например, авторы «Благодатного огня» всерьез считают, что причащаться можно и раз в год, в качестве основания такого взгляда указывая на законодательные документы дореволюционной России (для них это тоже — элемент Предания), хотя очевидно, что в этих документах указана лишь известная по канонам крайняя степень редкого причастия (кто причащается реже года — тот этим фактом уже вне Церкви). Но ревностные христиане (без всякого обновленческого духа) причащаются и раз в две недели, и раз в неделю, и даже несколько раз в неделю (например, на Страстной седмице и на Пасху).

    Нравится

    • Просто есть обычная тихая практика, есть воскресные школы, «перед крещением записаться на беседу со священником» — и этого вполне достаточно. Но когда начинаются разные демонстрации, «оглашения» всякие — это совершенно не нужно. Кочетков же вообще дошел до того, что не «оглашенных» он чуть ли некрещёнными считает.

      С Причащением всё очень сложно, БО призывает к ответственности и трезвению, частое причащение сегодня происходит на фоне телевизора, так сказать, вот против чего предостерегает БО, опасность небрежения к Святыне очень велика.

      Нравится

    • Я не так хорошо, видимо, знаю полемику против оглашения. Оглашение вызывает протесты, когда ею занимаются модернисты, когда ею занимаются не по книгам, содержащим полное и истинное учение Церкви. Кто будет возражать против занятий по Катехизису, по «Православному исповеданию»? Мне трудно такое представить. Что касается оглашения в Екатеринбургской епархии, то после знакомства с «Кратким изложением основных принципов подготовки мирян ко Крещению и другим Таинствам в Екатеринбургской Епархии» остается больше вопросов, чем ответов. Каковы источники этого оглашения? Указаны:
      Программа Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе»; Программа катехизации Калужской епархии; Программа катехизации Ростовской епархии; Методика и практика оглашения в Екатеринбургской епархии.
      В тексте дается ссылка на столь авторитетный текст как соч. о. Сергия Булгакова «Церковь и культура» из сборника «Христианский социализм», а также о. О. Давыденкова «Догматическое богословие. Курс лекций», о.С. Слободского «Закон Божий», митр. Илариона (Алфеева) две книги «Вы свет мира» и «Во что верят православные христиане». Единственная ссылка на сочинение какого-либо Святого — Епископ Василий (Кинешемский) «Беседы на Евангелие от Марка». (В новом календаре св. Василий, как недавно выяснилось, деканонизирован).
      Итак, хотя я и не являюсь противником оглашения по Символическим книгам, но «оглашение на современном этапе» не могу считать достаточным для обучения крещаемых необходимым вероучительным истинам.

      Нравится

      • Я тоже не специалист по полемике по вопросам оглашения, но моё личное мнение — поменьше самодеятельности, побольше спокойной обычной церковной практики, воскресная школа, «беседа со священником» и пр. Именно потому, что пишутся разные новые книги, а к безусловно надёжным книгам канонизированных авторов по прямо удивительным каким-то причинам почему-то как бы всё меньше и меньше доверия!.. Постоянная угроза каких-то дискуссий на ровном месте! И вообще, опыт учит, что всё полезное — тихо и незаметно, а всё вредное наоборот шумно, активно, броско, и всегда «по-новому»…

        Нравится

      • А еп. Василий, видимо, признан раскольником? Он, кажется, был иосифлянин?

        Нравится

      • Никакого официального решения об этом не было. Неизвестные и неназванные лица (из издательского совета?) удалили имя еп. Василия из церковного календаря, по догадкам жж-шников и Кураева на основании якобы архивных сведений о ложных показаниях против других. Хотя эти «показания» могли быть обычной для спецслужб фальшивкой.

        Нравится

      • Нет, епископ Василий не раскольник, там другие причины — открылись документы, исходя из которых, есть препятствия для прославления.

        Нравится

      • Св. Василий, конечно, не раскольник. Против него давно писал Проценко, и теперь его сочинения почему-то подействовали. Мне все в целом кажется очень неблагоговейным подходом к святости вообще.

        Нравится

  2. Сейчас вдруг прочитал сей пассаж свой — уж очень резко что-то получилось, самому не нравится.

    В общем, я за здоровый консерватизм.
    А также дело ещё и в том, что кочетковские оглашения поставили вопрос о Таинстве Крещения как таковом, у Кочеткова вся суть в этом его «оглашении», само же благодатное событие, уникальное, не повторяющееся и спасительное, оно как бы отодвинуто на задний план. Но суть-то вся в Таинстве, Таинство есть «событие», остальное суть подготовка и не более. Хорошо чтобы была хорошая и здравая подготовка, но и вообще хорошо когда всё хорошо.
    И акцент нужно поэтому делать на церковную жизнь, а она незаметна и вполне повседневна. Смысл не в том, чтобы лекции слушать, но в том чтобы становиться церковным человеком. Вот примерно так.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.