Интеллигентский нигилизм невежества

Протоиерей Владимир Переслегин

Из «Умозрения в красках» Е. Трубецкого:

Архитекторы, лишенные вдохновения и утратившие смысл храмовой архитектуры, всегда заменяют идейное завершение церкви или колокольни каким-нибудь внешним украшением; все их помыслы направлены к тому, чтобы чем-нибудь и как-нибудь ее изукрасить. Отсюда рождаются прямо чудовищные изобретения. Иногда завершением колокольни служит золоченая колонна в стиле Empire [Ампир.- Ред.], которая могла бы служить довольно красивой подставкой для часов в гостиной. Я знаю церковь, где над куполом имеется беседка с колонками Empire, на беседке чаша, на чаше что-то вроде репы, над репой шпиль, потом шар и, наконец, крест. Всем москвичам знакома церковь, которая вместо луковицы завершена короной, потому что в ней венчалась императрица Елисавета. И, наконец, одним из самых крупных памятников дорого стоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва.

В этих памятниках современности ярко выразилась сущность того настроения, которое имело своим последствием гибель великого религиозного искусства; тут мы имеем не простую утрату вкуса, а нечто неизмеримо большее — глубокое духовное падение. Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу. Древний зодчий, как и древний иконописец, находит там луч солнечного откровения, а строители нового времени возносят ко кресту свои придворные или житейские воспоминания. У древних строителей в душе огонь неопалимой купины, а у новых — золотая корона, луженый самовар или просто репа.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Дивные памятники Русского церковного зодчества, великие Святыни православной Москвы были уничтожены во исполнение этого худого слова.

Вот образцы снесенных Революцией «золотых корон», «самоваров» и «реп», и «подставок для часов в стиле ампир». Образцы созданных по законам земной гармонии памятников. Оттого, что зарвавшийся символист желал видеть не очами веры, а своими плотскими очами в этих земных памятниках образ Неба, желал видеть воочию «потустороннее», и не увидел – он изрек им смертный приговор.

И он был приведен в исполнение очень быстро.

Как видим, не один Блок призывал интеллигенцию слушать, о чем поет разорванный в клочья ветер Революции.

Тот же ледяной ветер сквозит в трудах отцов – основателей «богословия иконы».

Это урок каждому пишущему и выступающему на духовные темы. Каждое слово взвешивается и остается навеки. За каждое слово праздное даст ответ человек в День Суда (Мф. 12:36).

Реклама

Интеллигентский нигилизм невежества: 23 комментария

  1. Я не думаю, что те, кто крушил храмы читали Е. Трубецкого.

    То, что архитектура 18-19 века, основанная на западных веениях,отличается от всего того, что было на Руси до этого — факт.
    Мне она тоже не нравится, как не нравится и иконопись на западный манер.

    Нравится

    • Вы не думаете, а это факт. Большевики многими нитями были связаны с интеллигенцией «Серебряного века». Почитайте воспоминания Ю. Анненкова, В. Ходасевича, В. Шкловского и др.

      Нравится

  2. Олегу. Маркса они тоже не читали. Они были детьми революции. А символисты — ее вдохновителями и пророками. Трубецкой один из них по силе разрушения уклада Императорской России, которое несет его текст. То, что Вы видете в неповторимых памятниках Русской церковной культуры «западный манер», и не видите их красоты — Ваша большая трагедия.

    Нравится

    • ****Они были детьми революции. А символисты – ее вдохновителями и пророками****

      А на одном из форумов один священник написал, что вся русская и российская литература была причиной революции! …Классиков тоже не пощадил(((

      Нравится

  3. Наталия, не понимаю, что Вы хотите сказать. Классическая литература к революции не призывала. К ней призывали романтики. К ней призывали разночинцы и демократы-шестидесятники. Но даже в Войне и мире, не говоря уже о Борисе Годунове никакого призыва к революции нет. Зеркалом революции Л. Толстой стал тогда, когда уже давно порвал со всяким реализмом. Зачем все «валить в одну кучу», Наталия? Где ответственность за слово?

    Нравится

  4. Нет, я напоминаю именно Вам, так как Вы, насколько я понял, обиделись за символистов. Зря, потому что они, в отличие от Гоголя и Пушкина, которые здесь совершенно не при чем, разрушали нравственность, глумились над Верой, приветствовали как 1905, так и 1917.

    Нравится

    • Нет,ни за каких символистов я не обиделась.Хотя не скрою некоторые их произведения мне нравятся,и я не могу всех символистов воспринимать только ,как разрушителей.

      Нравится

  5. Нет, в самом деле, о. Владимир Переслегин считает, что большевики взрывали храмы по эстетическому выбору: с «репой» — в расход, а шатровую, мол, оставить..
    Или он имел ввиду, что вся ответственность за национальную катастрофу России лежит на романтиках «Серебряного века?!»

    Нет, но это полный постмодернизм, батюшка…

    Нравится

  6. Нет, это реализм, Павел. Они несут ответственность за свои призывы к разрушению, которым Бог судил осуществиться. Именно так наказывает Бог народы. За то что пели «Дубинушку» с запрещенным куплетом про «царскую спину», Бог отнял Царя. Виноваты все. Каждый — в свою конкретную меру. Мера декадентов огромна. Без них большевики ничего бы не смогли.

    Нравится

    • Нельзя забывать и того, что русские иконописцы и архитекторы XVIII-XIX старательно разрушали художественное наследие Древней Руси. Вспомним хотя бы судьбу творений преподобного Андрея Рублёва: «Спас» почти полностью уничтожен, «Троица» сильно пострадала из-за многочисленных «поновлений». Некоторые замечательные иконы гнили на чердаках и в подвалах, потому что не отвечали принципам академической живописи. Храм Покрова на Нерли чуть не разобрали на стройматериалы по причине «низкой доходности». Этот печальный список можно долго продолжать.

      Многие памятники русского церковного искусства, включая перечисленные, были открыты и спасены в начале ХХ в. стараниями тех самых «символистов», которых ругает уважаемый отец Владимир.

      Нравится

  7. Если говорить о Кондакове и Остроухове, то надо вспомнить и модерниста Грабаря, который делал не меньше их.

    Нравится

  8. Д. В.
    Они шли путем своих предков, вот и все. Перестраивали, сносили и разрушали и в 15 и в 16 и в 17 столетиях. Записи Рублевской Троицы начинаются уже в 15 в. Но это не было криминальным деянием. Это было продолжением единой традиции, без рефлексии на памятник искусства. За такую ремесленную скромность Бог давал русским зодчим и художникам дар видеть красоту и строить красоту как бы по — детски, и в 17 и в 18 и в 19 веках. А вот революционная интеллигенция в отличие от них сначала обзывала устами Трубецкого оклады «непроницаемой броней» потом устами Ленина призвала содрать и переплавить ее на валюту. Вы не видите связи?

    Нравится

  9. Давайте лучше рассмотрим прямую связь с живописью и архитектурой той эпохи – нигилизма к своей культуре и рабского копирования европы при Петре Первом, вольтерьянских взглядов Екатерины Второй, увлечения немецким материализмом и французскими революционными идеями. Символизм целиком имеет европейское происхождение. Так называемые «символисты» были заражены западной мистикой: Сведенборгом, Бёме и т.п. Да и Ленин был немецким агентом.

    Нравится

  10. А нужно ли это нам? Может быть в суд на Петра и Екатерину подать? На РНЛ меня за такое пренебрежение к этим «великим» царям растерзали бы, но на Суде все будут равны. Отвечать будут все: и цари, и князи, и революционеры, и попы-отступники, и все мы каждый в своем чине. Спасайтесь и не спорьте попусту!

    Нравится

  11. М. Ершову
    Ваш окрик совершенно неоснователен. Нигилизм и высокомерие в отношении церковного наследия как раз и формируют самомнение, мешающее спасению.

    Нравится

    • Я говорю (а не кричу) совсем о другом. Какие бы цари ни правили на Руси (Иван IV Грозный, Петр I или Екатерина II), и что бы они ни заводили в свое время по своим прихотям и страстям, в суд на них не подашь и воздух сотрясать по этому поводу не стоит. И к чему устраивать здесь высокомерные споры о том, что лучше? То, что ещё имеем в Церкви, это — наше наследие и нужно сохранять это и ценить без злопыхательства и чуть ли не призывов возвратиться к катакомбному искусству.

      Нравится

  12. Воздух сотрясаете Вы, говоря о суде над царями. Мы на это не покушаемся, а говорим о том, что считаем важным и значимым для нас. Ваш выраженный в императивной форме призыв «не спорить попусту» вырывается из ткани этой дискуссии своей грубостью и оскорбляет ее участников, отнюдь не нуждающихся в Ваших руководящих указаниях.

    Нравится

    • Уважаемый о. Владимир, посмотрите, пожалуйста, и Вы за своими грубыми и оскорбляющими высказываниями на многих форумах. Простите, но кто-то должен был сказать Вам это. А судить Бог будет всех, и царей тоже. Это я в Священном Писании прочитал и констатирую.

      Нравится

      • Мишка, за твои дерзкие словеса в адрес достойного священнослужителя тебя надо поставить в угол.
        Прекращай троллить на всех православных форумах. Это тебе совет от опытного механизатора.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.