Богословский модернизм в идеологии Нового времени

Роман Вершилло

Утрата веры массами и элитами полностью определяет суть эпохи Нового времени (с XVI в. по настоящий момент).

Несмотря на этот разрыв с истинным Христианством, Новое время остается религиозным в своем основании. Вера в неотмирную Истину Христианства заменяется универсальной посюсторонней религией — верой в земное как в идеальное, в видимое как в невидимое.

Выступая под именем Христианства или под именем светских идеологий, эта религия отрицает отделение друг от друга «души» и «тела», «духовного» и «материального», «священного» и «профанного», «религиозного» и «мирского». Весь человек освящен и помазан, чтобы во всей полноте быть храмом Божиим, служением Богу и миру (о. Александр Шмеман).

Такая безразлично всеосвящающая религия уже была в истории человечества — во времена язычества. В эпоху Нового времени возвращается именно языческое универсалистское восприятие мира, неизвестное Христианству, различающему святое от несвятого и обращение души к Богу — от обращения души к тварному миру. Так происходит ре-дивинизация, повторное «околдовывание» мира. Теперь всё — и мир, человек с его развлечениями и его технологиями — становится священным, хотя и в мирском светском смысле.

По объяснению блж. Августина, в языческих обществах политическая теология существовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: философской теологией и теологией театра. Вместе политическая, философская и теология театра и составляли язычество как таковое.

В Новое время идеология, массовая религия (в частности, богословский модернизм) и массовая культура вместе взятые и составляют одну целостную религию Нового времени, которую следует охарактеризовать как религию самоспасения и противозаконного самоисследования, с основным мифом этой религии об «абсолютной свободе человека».

Таким образом, все стороны Нового времени являются политическими в той же мере, в какой и религиозными, а богословский модернизм — лишь одним из видов новой религиозности, наряду с пятидесятничеством, New Age, лжемиссионерством и т.п.

Полный возврат от Христианства к язычеству невозможен уже по одному тому, что язычество не знало Христианского понятия о спасении. Идеология Нового времени во всех своих формах делает шаг вперед, а не назад, вперед — к богоборчеству. Новая религия — это путь к абсолютной свободе от добровольного рабства Христу, каковая «свобода» и воспринимается как «спасение».

Богословский модернизм в идеологии Нового времени: 3 комментария

  1. Я бы добавил,что важнейшей харатеристикой религии нового времени является вера в спасительную роль научно-технического прогресса и поклонение его плодам.Основная заповедь здесь «Завтра будет лучше,чем вчера».

    Нравится

    • Одна из лелеемых мыслей моденистов есть та, что история христианства только началась, а мы её избранные и счастливые свидетели.

      Нравится

  2. «… или мы научимся находить Бога в повседневной жизни, или вообще Его не найдём… когда христианин делает с любовью самое ничтожное дело, дело это преисполняется славой Божией. Поэтому я твержу и вбиваю вам в голову, что христианин призван творить высокую поэзию из житейской прозы… » — Хосемария Эскрива, основатель Opus Dei (http://www.youtube.com/watch?v=SyZQuYRZOiA&feature=related).

    Удивительно, как близки идеи этого «святого повседневности» (по определению Папы), аллюзиям «несвятых святых»…

    Именно Opus Dei помог придти к власти Иоанну Павлу II, который присвоил 28 ноября 1982г. ордену статус «личной прелатуры», выведя его из юрисдикции епархиального руководства, «.. на протяжении четырех веков ключевую роль в обеспечении контроля над сознанием элит и в проведении соответствующей папским интересам политики играл Орден иезуитов, то сегодня его полностью заменил Опус Деи, который… превратился в «мозг и сердце» современного католицизма…» (Татьяна Грачёва. Память русской души).

    PS «святые тоже смеются» (http://www.opusdei.ru/)

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.