Письмо сто пятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Что-де Христос Господь отвещал хулящим Ею фарисеям? вопрошаешь.— Ответ: Кротко отвещал им, и доказывал им, что Он о Дусе Божии, а не о веельзевуле изгонит бесы: понеже сатана сатану не изгонит, яко согласны суть между собою, и вси погубить, а не пользовать человека тщатся; и надобно крепчайшую силу иметь, паче сатаны, тому, кто изгонит его, и проч. Читай сам, что тамо (у еванг. Матфея) написано (Мф. 22:25-37).—

Видим зде: 1) Как кротко Господь отвещал хульникам Своим, не укорял их напротиву, но любовно обличал их, и устрашал судом Божиим, да покаются, как видно из святого Его доказательства и учения; отсюду учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвещать, или молчать, а не хулить хулящих нас. Аще Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, кольми паче мы должны делать тое, мы, глаголю, которые достойны всякия хулы, яко грешники. Аще безгрешный Господь от грешников кротко хулы терпел, кольми паче мы, грешники, от грешников терпеть кротко должны. Грехи наши заслужили тое: убо заслуженное должно с кротостию принимать. Лучше зде временно от человек терпеть хулы, хотя и тое действием бесовским бывает, и благодарить Богу за наказание Его, яко попущением Его бывает тое нам, нежели вечно от диавола поругаемым быть.— 2) Христос Господь между прочиими глаголет фарисеям: аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? (Мф. 12:27). Апостоли изгоняли бесов, и Иисус Христос изгонял бесов: едино дело было учеников и Учителя и Господа их Иисуса Христа, но они не слышали того от фарисеев, что слышал Господь наш: Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24). Едино дело делали, но они не слышали, а Господь слышал хулы от злоречивых уст. Что сие есть? наши совести, возлюбленне, уязвляет слово хуления, на Господа нашего отрыгаемого. Грехи наши Он взял на Себе: сего ради и казнь на Него за них возвержена, п поношения поносящих нападоша на Него. Преславная делал дела, и удивления достойные: николиже явися тако во Израили (Мф. 9:33),— и благодеяния, каких более быть не может, показывал, но за тое все хулим был. Мы тому виновны: наши грехи и хуления хулили Господа нашего; мы согрешили пред Богом нашим, и похулили Его, желая Божия чести с Адамом праотцем нашим, и достойны были вечного мучения и поношения диавольского; сего ради Иисус Господь наш за нас вступился, и казнь нашу взял на Себе, и платил за нас правде Божией, и яже не восхищал, тогда воздавал. Слава милосердию Его! Помни возлюбленне, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, да мы вечную славу получим.— 3) Хула, которую фарисее на Христа Господа отрыгали, в лице Христовом касалась Бога, яко Христос есть Бог, Слово Божие ипостасное, единосущное Отцу и Духу. Рассуди же, как тая хула уязвляла пресвятую душу Его! Уязвляет всякого человека хула, но царя, или какого высокого человека более уязвляет, потому что сан и честь высокая в нем хулится. Тако и во Христе Господе, которую Он терпел хулу, тая чести Божией касалася, и в нас хулился Бог чудодействующий. Видим был как человек, но Бог был истинный, плотию человеческою обложенный. Сего ради, яко Бог в Нем хулим был, сие весьма уязвляло пренепорочную душу Его, чего ради и показывал хульникам, что они тяжко грешат. Ибо, хотя бы и не верили, что Он Бог был, но дела, которые Он делал, Божия были: беса бо изгнать единого Бога дело есть, Которому вся повинуются. Помни убо, что и прежде страстей Своих страдал ради нас Христос Господь наш. Хотя тела Его и не уязвляли враги Его, но уязвляли божественную душу Его. Буди имя Его благословенно!— 4) Что Христу Сыну Божию приключилося, тое и рабам Его приключается. Христос делал добро, но от языков человеческих гоним был: видим тое и на духовных удах Его, видим, како добрые их дела хулят и порочат злыи языки. Молитву, воздержание, терпение, кротость, милостыню, смирение и молчание лицемерством и лукавством называюх. И чудно дело: тоежде дело в иных хвалят, или молчанием минуют, но в богобоязливом человеке хулят! Оттуду произошли негодные слова, или паче укорения: богомол, святоша, пустосвят, и проч. Тако мир нечестивый не любит благочестия, и злый ненавидит добра. Благочестие истинное есть в сердце и сокровенное есть: как убо можно знать, что у человека в сердце крыется, истина, или лицемерие? но злый язык хулит и порочит, чего не знает. Берегись хулить всякого человека: не знаешь, что есть в человеке. Человек на внешнее, но Бог на внутреннее смотрит.— 5) Господь бесных исцелял: помолимся и мы Ему, да и наши души беснующиеся исцелит. Лютые беси в души — нечистота, гнев, ярость, злоба, ненависть, зависть и гордыня, и более мучат бедную душу, нежели духи лукавые тело, и не к иному чему, как к вечной смерти ведут. Христос Господь един сих лютых бесов изгнать может. Помолимся убо и мы с Хананеею: Господи, душа моя зле беснуется: помози мне; исцели мя, Господи, и исцелюся. Но всегда помни, что похуленный ради нас Господь приидет судити нас, и не токмо за беззакония, но и за праздное слово воздадим Ему ответ. Он Сам сказал: глаголю вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:30).

Спасайся.

Письмо сто пятое: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.