Тезе

иначе Тэзе, Communauté de Taizé, Taizé Community — псевдо-монашеская экуменическая и пацифистская община, хрестоматийное явление массовой религии (разновидность массовой культуры). Идеологией Т. является безыдейный идеализм и глобалистская «евродуховность».

Основана в 1940 г. кальвинистским пастором Роже Шютцем (1915-2005) в деревне Тезе в Бургундии во французском департаменте Сона и Луара. С 2005 г. «приором» общины является католический монах Алоис (род. 1954 г.). К 2010 г. в состав общины входили 100 «братьев».

Начиная с 1949 г. члены Т. принимают обеты, напоминающие монашеские: целибат, общая собственность, подчинение власти «приора». «Братья» носят обычную мирскую одежду, но во время богослужений облачаются в белые балахоны.

«Братья» в московском храме св. Татианы

Сначала членами Т. являлись только протестанты и англикане. В 1969 г. членом общины становится первый католик. С тех пор начинается постепенный переход Т. в католицизм.

Есть небольшие общины Т. в Индии, Бангладеш, на Филиппинах, в Алжире, Бразилии, Кении, Сенегале, США. Из них заметную роль играет только представительство Т. в Нью-Йорке.

С 1960-х гг. Т. становится местом паломничества молодежи. Первая международная молодежная встреча в Т. состоялась в 1966 г. В 1974 г. собрался первый «Собор молодежи».

В 1978 г. Т. инициирует пацифистское «Паломничество доверия на земле». «Брат» Роже завещал общине расширить охват своей деятельности, поэтому в 2006 г. в Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках «Паломничества доверия».

С 1978 г. Т. организует «Рождественские встречи», которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Т. принимает до 100 тыс. человек ежегодно. Обслуживать приезжающих помогают католические монахини, в основном, из ордена св. Андрея.

В Т. летом одновременно собираются более 5 000 молодых людей. Они ведут самый вольный образ жизни. Им только предлагается три раза в день собираться вместе с «братьями» для молитвы и «молчания».

Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно на следующие темы: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой.

Типичный распорядок дня во время молодежных собраний

Утренняя молитва
Завтрак
Встречи
Полуденная молитва
Обед
Разучивание песнопений
Библейские встречи
Чай
Семинары
Ужин
Вечерняя молитва
Неформальные встречи

Вся деятельность Т. посвящена медитации и индоктринации в адогматическом безыдейном ключе. Это делает Т. явлением масс-культуры с характерным сочетанием несочетаемого и профанацией.

Православная часовня в Тезе

Шютц был сторонником кальвинистской простоты, что в сочетании с православными иконами и безвкусными драпировками производит «неповторимое» впечатление. Вначале «братья» молились в брошенной католической церкви, пока в 1960-х гг. не была построена т.н. «Церковь Согласия» в пародийно православном стиле.

«Церковь Согласия»

По пятницам молитвы в Тезе проходят с поклонением Распятию, которое неумело стилизовано под православную икону. Крест при этом кладут на пол, и к нему на коленях подползают молящиеся. Этот ритуал якобы взят из Православной службы Великого Пятка, как вполне серьезно сообщают в справочных материалах по Т.

Т. создала свой эклектический стиль поп-музыки. Это краткие музыкальные фразы, ритмически повторяющиеся до 15 раз и перемежающиеся короткими периодами молчания. Затем следует кульминация — 10-минутное молчание. Музыка стилизована под средневековую западную и византийскую музыку в ее популярном медитативном понимании. Молитвы поются на самых разных языках, что призвано подчеркнуть интернационалистскую цель общины.

Лена Майер-Ландрут, победитель конкурса «Евровидение-2010» в Осло, признает себя последовательницей Тэзе. На конкурсе выступала с крестиком Т.

В целом стиль Т. полностью определен вульгарными эстетическими пристрастиями и узостью мировоззрения основателя общины Роже Шютца. Его учение сводится к весьма своеобразному идеализму, который не имеет никаких отчетливых принципов.

Мягкие успокаивающие речи «брата» Роже сделали его весьма популярным современным «пророком». Он сам стал поп-иконой наряду с еще одной представительницей массовой религии — «матерью» Терезой Калькуттской, с которой Шютц был дружен. Три книги написаны им в соавторстве Терезой.

Шютц и «мать» Тереза

Высказывания «брата» Роже, как и вся идеология Т., отличаются крайней расплывчатостью. Так, напр., во время встречи с молодежью в 2004 г. брат Роже говорил: Если мы в настоящий момент с молодыми людьми всех континентов начинаем паломничество доверия на земле, то это потому, что мы сознаем, насколько необходим мир сейчас. Мы можем послужить делу мира настолько, насколько мы можем своей жизнью ответить на вопрос: Могу ли я стать стать носителем доверия там, где я живу? Готов ли я понимать других людей все лучше и лучше?

«Брат» Роже также любил говорить абсурдными парадоксами, которые имели вид глубокомысленности. Так его популярная книга называется «Динамизм эфемерного» (La Dynamique du Provisoire), что неплохо передает содержание идеологии Т.

В 1980 г. в присутствии папы Иоанна-Павла II Шютц заявил: Я открыл мою собственную христианскую идентичность, примирив в себе веру моих предков с тайной вселенской (т.е католической,- Ред.) веры, не теряя связи ни с той, ни с другой. Двусмысленность позиции Шютца прекрасно отражает расплывчатость самого экуменизма, о котором Виссерт-Хуфт сказал: Азбучной истиной экуменизма является то, что экуменический язык не может быть полностью однозначным.

В этой экуменической неоднозначности Роже поддерживали и католические иерархи. Так, папа Иоанн XXIII сказал Шютцу в ответ на вопрос о месте Т. в Церкви: Католическая церковь состоит из более и более расширяющихся концентрических кругов. Согласно архиеп. Лефевру, Роже и его община хотели перейти в католицизм еще до Второго Ватиканского собора (1962–1965), однако им сказали: Нет, подождите. После собора вы станете мостом соединяющим католиков и протестантов.

Ярким примером двусмысленности идеологии Т. стал недавно возникший вопрос о конфессиональной принадлежности ее основателя.

О взаимных симпатиях католиков и «братьев» Т. было известно давно. Начиная с 1949 г. руководители Т. регулярно бывали на приемах в Ватикане у будущего папы Павла VI. Иоанн XXIII, еще будучи нунцием во Франции, назвал Т. «маленькой весной экуменизма», и он же впоследствии пригласил Шютца и его соратника Макса Туриана быть наблюдателями на Втором Ватиканском соборе. Макс Туриан был также наблюдателем в Consilium, который подготовил реформу католического богослужения.

Папа Иоанн XXIII, кардинал Беа и «братья» Роже Шютц и Макс Туриан

Все это время деятельность Т. изображалась как идеально экуменическая и даже надконфессиональная. Миф о надконфессиональности «брата» Роже очень удобен для оправдания экуменизма и неконфессионального христианства: Никакой особой экуменической доктрины брат Роже не провозглашал, при этом никто из братьев не сменил своей конфессии или деноминации, хотя о том, к какой из конфессий кто принадлежит, они никогда не говорят (о. Георгий Чистяков).

Этому противоречат исторические факты, которые однозначно говорят о том, что «брат» Роже начиная с 1972 г. являлся тайным католиком. Правда, этот переход в католицизм постарались сначала скрыть, а затем, после смерти Роже, всячески замутнить ясный факт его перехода.

Кардинал Ратцингер причащает «брата» Роже

Еще при жизни Шютца было известно, что его неоднократно причащал Иоанн-Павел II. Во время похорон Иоанна-Павла II в 2005 г. «брат» Роже публично причастился из рук будущего папы Бенедикта XVI. Каждое утро Шютц причащался за мессой, которую служили в Т. Наконец, он был погребен по католическому обряду, где возглавлял богослужение главный экуменист Ватикана кардинал Вальтер Каспер.

Целый ряд сподвижников «брата» Роже также приняли католицизм, в частности, его ближайший друг Макс Туриан, который стал католическим священником. Преемником Роже еще при его жизни был назначен католический монах Алоис.

Все это посеяло сомнения в экуменическом духе Т. и породило слухи о тайном католицизме Роже, что вызвало недовольство протестантов, которые считали Т. протестантской в корне общиной и «единственным в мире протестантским монастырем». Община стала выглядеть как орудие католического прозелитизма под видом экуменизма.

За всплывшими фактами последовали опровержения, которые, однако, отличались путаностью и неясностью.

Представители Ватикана утверждали, что Роже причастился из рук кардинала Ратцингера по недоразумению, поскольку случайно оказался в группе причастников, а ему трудно было отказать. И все это несмотря на то, что католицизм официально запрещает интеркоммюнион, и на неоднократные уверения в том, что в Т. интеркоммюнион не практикуется.

На запрос кардинала Лионского Барбарена кардинал Каспер тогда же сообщил: Брат Роже формально является католиком.

Согласно Вальтеру Касперу, между «братом» Роже и Ватиканом была тайная договоренность, которая позволяла ему переходить конфессиональную границу между протестантизмом и католицизмом. Эта договоренность предусматривала то, что Роже все более полно осознавал, что служение папы — это служение единству Церкви, и, соответственно, самый лучший экуменизм — это католицизм.

6 сентября 2005 г. община официально опровергла факт обращения Шютца в католицизм, назвав это оскорблением его памяти. Одновременно община признала, что «брат» Роже принял католическую веру, оставшись при этом протестантом.

В 2006 г. католический еп. Раймон Сеги, в епархии которого находилась деревня Тезе, заявил, что Роже был католиком, что вызвало настоящий шок у протестантов: Брат Роже в 1972 г. исповедал католическую веру, и Роже сам сказал мне, что он католик.

Спорам был положен конец, когда появились исследования известного историка Ива Хирона (Yves Chiron), которые доказали, что в 1972 г. «брат» Роже был формально принят в католицизм через исповедание католической веры. Одновременно с Шютцем католиком стал и Макс Туриан.

В 1971 г., сообщает Хирон, была достигнута договоренность о назначении постоянного представителя Т. в Ватикане. В его задачу входило устранение разногласий между Т. и Ватиканом в соответствии с планами Святого отца, а также развитие более тесного сотрудничества между Т. и католицизмом и установление органических отношений между ними.

В 1972 г. в часовне католического епископа Отенского совершился переход Шютца и Туриана в католицизм. За Шютца и Туриана прочитал исповедание веры еп. Ле Буржуа. Характерно, что при этом обращенным не было выдано официальное свидетельство.

Перед лицом этих фактов слова Роже о том, что он никуда не переходил и ни от чего не отрекался, выглядят вполне неискренними. Он и здесь оказался мастером двусмысленности, продолжая утверждать, что не становился католиком, а соединил в себе протестантизм и католицизм в экуменическом единстве.

После сообщения Хирона «брат» Алоис заявил: Нет, брат Роже никогда формально не «переходил» в католицизм. Если бы он перешел, то он бы об этом сказал. Он никогда не скрывал ничего из того, что происходило с ним на пути, которым он шел.

Согласно «брату» Алоису, в 1972 г. католический епископ впервые причастил Роже, не требуя никакого исповедания веры, кроме Символа веры. Более того, тот же епископ позднее причастил всех членов общины — и католиков, и протестантов — без разбора.

В общем, позиция Т. сводится к тому, что Роже стал частично католиком, частично протестантом. С католической стороны в интервью 2008 г. кардинал Каспер также утверждал, что Роже был одновременно кальвинистом и католиком. Каспер в духе истинного экуменизма призвал не требовать полной ясности в вопросе о конфессиональной принадлежности Роже Шютца. Интересно, что, по крайней мере, еще два современника Роже претендовали на подобную надконфессиональную позицию: митр. Никодим (Ротов) и Наталья Трауберг.

Во всяком случае ясно, что в Т. практикуется интеркоммюнион между католиками и протестантами, несмотря на официальные опровержения Ватикана. То же касается и воскресных богослужений, которые являются католическими мессами, во время которых причащают всех собравшихся независимо от их конфессиональной принадлежности. Оправданием для этого служит якобы данное в 1986 г. папой разрешение причащаться за мессой в Т. всем паломникам, которые веруют в Истинное Тело и Кровь Христовы в Евхаристии.

Несмотря на такую двусмысленность позиции Т., а, скорее, именно благодаря ней, Т. с является местом паломничества многих религиозных лидеров. Здесь побывал Иоанн-Павел II, англиканский архиепископ Кентерберийского и т.п.

Особенно тесными были отношения Т. с «православным» экуменизмом.

Уже в феврале 1962 г. «брат» Роже посетил Патриарха Афинагора в Стамбуле, Болгарского Патриарха Кирилла в Софии и Сербского Патриарха Германа в Белграде.

Каждый год Московский и Константинопольский Патриархи направляют приветственные послания на ежегодные европейские встречи, проводимые Т., и благословляют их участников.

При торжественном открытии «Церкви Согласия» 5 и 6 августа 1962 г. присутствовали представители Русской Православной Церкви – в том числе о. Всеволод Шпиллер и о. Владимир Котляров.

Сохранилось подробное описание этого события о. В. Шпиллером:

«Монастырь» — chateau какой-то..(?), а над ближайшей деревней — маленькая, совершенно нового типа «гостиница» для приезжающих католической приходской церкви. После вечерни в Taise, в новом ультрамодерном католическом храме и после ужина под широченными и высоченными платанами на холме, на котором стоит chateau, и откуда открывается невероятно красивый вид, меня отвезли в эту «гостиницу». Утром в 9 ч. с приключениями перевезли в Taise — какие-то три голландки из проезжавших… Была утреня, в которой я принимал участие (служили: греческий, из Константинополя митрополит, и я — православная утреня). Потом в холле chateau с настежь открытыми широкими дверями, выходящими на площадку с платанами 1/2 ч. — 1 ч. сидели и пили чай. Бёгнер, архиепископ Упсальский, епископ Бристольский (Томсон), митрополит из Константинополя и я. Затем отправились в «церковь», которая построена выше chateau… Там облачились все (я надел эпитрахиль) и в весьма торжественной процессии шли вокруг церкви через западный вход. Сначала — братство Taise — 50 монахов в белых облачениях с откинутыми капюшонами, потом около 50 пасторов-профессоров (ректоры 3-х университетов — Гамбурского, Гарвардского и какого-то Канадского), англиканский епископат в своих облачениях, с тиарами на головах. Упсальский архиепископ шёл в паре с Бристольским, потом греческий епископ, потом я с сопровождавшим меня священником (другой заболел) и митрополит из Константинополя. Во время мессы Евангелие читали на 5-и языках: сначала по-французски, потом по-немецки, потом Бристольский епископ читал по-английски, потом я по-русски и греческий митрополит по-гречески. Затем сидели вокруг алтаря (я эпитрахиль снял), протестанты вместе причащались. Во время мессы состоялось «посвящение» в братство… Эти «братья» — со всех концов земли, и в Taise съезжаются периодически. Живут и работают на своих местах. Главное — молодёжь, но почти все с какими-то уже известными именами (богословы, философы). Если бы мне сказали, что храм проектировал Саша Ржевусский — я бы не удивился. Очень сильно, очень оккультно… К обеду под теми же платанами у холла приехали два католических епископа, шесть католических аббатов, один монах из «Yrenikon»’a. За вечерней они были в храме вокруг алтаря, я стоял около них. В публике приехавшие с ними около 20-и сестёр из разных орденов.

За обедом (как и за ужином) сидели сначала молча и ели под великолепную музыку (из холла chateau) — записи Баха, Моцарта… Потом несколько речей: 1) католический епископ («господин»); 2) представитель правительства; 3) ректор какого-то немецкого университета (Западная Германия); 4) — я; 5) грек митрополит, 6) архиепископ Упсальский; 7) Бристольский епископ; 8) американец. Затем вечерня — всё католическое духовенство присутствовало, и я стал с ними.

Весь холм был покрыт чудесными машинами, публики было масса — храм собирает не меньше 1000 чел. — всё было полно. Очень элегантно. Очень организовано. Много журналистов, кино, телевидение, радио… Нам никто не мешал (как у нас!), но они делали свое дело. Вечерня продолжалась больше часа. Процессии не было из вежливости к нам. Кому замыкать её — католикам или православным? Поэтому выходили отдельно — сначала католики; потом — я; потом — представитель Константинополя, потом — протестанты.

В конце декабря 1962 г. в Т. побывал митр. Никодим (Ротов). В это время он освятил икону Владимирской Божией Матери, которая находилась в храме общины. «Брат» Роже считал митр. Никодима своим другом и виделся с ним за несколько минут до смерти митр. Никодима на приеме у папы Иоанна-Павла I.

Патриарх Афинагор предложил создать «православное Тезе», куда люди разного происхождения, окружения, с разными жизненными обстоятельствами могли бы приезжать для совместной молитвы и духовного поиска. По первоначальному замыслу, это хотели сделать на острове Патмос, но по предложению «брата» Роже Патриаршую «метохию» открыли в том же году в самом Тезе.

В 1963 г. был заложен первый камень в основание «православной метохии» в Т. Это было сделано в присутствии представителей Константинопольского Патриархата, архиеп. Антония Сурожского и еп. Владимира (Котлярова). Позже приезжали о. Всеволод Шпиллер и Павел Евдокимов. Через два года была освящена православная часовня; на ее торжественном открытии присутствовали архиеп. Антоний Сурожский и архиеп. Василий (Кривошеин).

В общине регулярно совершается Божественная Литургия на антиминсе, предоставленном Московской Патриархией в 1998 г.

О. В. Лапшин совершает богослужение в Тезе

Среди живших в «метохии» были о. Дамаскин (Папандреу), ставший затем митрополитом Швейцарским Константинопольского Патриархата, и о. Дометиан (Топузлиев), ныне митрополит Видинский в Болгарии. Последний писал: Патриарх Афинагор отправил меня в Тезе в 1965 году, и я жил там до 1969 года. В это время я встречался с братом Роже, личность которого очень повлияла на христиан. Он был для меня как брат, и встреча с ним отпечаталась на всей моей жизни. Его открытость и братское отношение, с которым я встретился в Тезе, остались со мной на всю жизнь.

Православные принимали участие в экуменическом праздновании 25-летия Т. в 1965 г., когда во время торжества зачитывались суры Корана. Митр. Мелетий (Константинопольский Патриархат) и архиеп. Антоний Сурожский вместе с католическими епископами служили православную вечерню.

С 17 по 21 мая 1967 г. митр. Таллинский Алексий принимал участие в заседании «Христианской мирной конференции» (ХМК), состоявшейся в Тезе.

В 1970 г. «брат» Роже еще раз посетил Патриарха Афинагора, который подарил ему образ Божией Матери.

В 1972 г. несколько «братьев» из общины впервые посетили СССР, побывав в Ленинграде, Новгороде, Москве, Смоленске и Минске. В 1977 г. еп. Цюрихский Серафим (Московский Патриархат) предложил самому «брату» Роже посетить СССР. В 1978 г. этот визит состоялся. В ходе него Шютц встречался с митр. Никодимом (Ротовым).

В 1987 и 1988 гг. снова Шютц побывал в Москве, где познакомился с о. Александром Менем.

В 1989 г. Т. посетил митр. Минский Филарет.

С 1990 г. активизировалась работа Т. по привлечению на экуменические мероприятия молодых людей из государств бывшего соцлагеря (Румынии, Болгарии и Сербии), а также представителей наиболее «либеральных» православных общин из России, Украины и Белоруссии.

Преемник Роже Шютца «брат» Алоис также посещал Стамбул, где встречался с Патриархом Варфоломеем.

«Православные» экуменисты из России и Румынии приняли участие в отпевании Роже Шютца в 2005 г., в частности, о. Михаил Гундяев.

Отпевание Роже Шютца

18 августа 2005 г. о.В. Лапшин отслужил панихиду по «брату» Роже в московском храме Успения на Вражке.

О.В. Лапшин служит панихиду по «брату» Роже

28 мая – 3 июня 2006 г. «брат» Алоис посещал Москву и встречался с Патриархом Алексием II. В ходе этого визита на приходе о.В. Лапшина состоялась встреча с «приором» и двумя «монахами» из Т. О.В. Лапшин отслужил благодарственный молебен по случаю того, что «братья» Т. вновь приехали в Москву.

30 января 2007 г. «православные» экуменисты участвовали в торжественном молодежном богослужении в организованном Т. празднике «Открыть пути доверия для Европы». Богослужение в католическом кафедральном соборе Брюсселя совершали: бельгийский кардинал Готфрид Данеэльс и епископ Брюсселя Жозеф де Кейзель, еп. Ахайский Афанасий (Элладская Православная Церковь), о. Антоний Ильин (Русская Православная Церковь)).

В ноябре 2007 г. в Бангкоке при участии о. Олега Черепанина прошли экуменические моления католиков и протестантов с «братом» Алоисом.

2011 г. Паломники из Тезе в Москве с о. Александром Борисовым и о. В. Лапшиным

В мае 2011 г. 240 паломников посетили Москву вместе с «братом» Алоисом и еще несколькими ряжеными «братьями». Они присутствовали на богослужениях в принимающих приходах – храме святой Татьяны при МГУ (настоятель — о. Максим Козлов), храме Всех скорбящих радости на Большой Ордынке (настоятель — митр. Иларион Волоколамский) и еще нескольких московских приходах.

Члены общины прихода свв. Космы и Дамиана (настоятель — о. Александр Борисов) и прихожане храма Успения на Вражке (настоятель — о. Владимир Лапшин) каждый год бывают в Т.

О.В. Лапшин чувствует себя в Тезе необычайно комфортно

Сам о.В. Лапшин впервые побывал в Т. в 1993 г. и с тех пор ежегодно проводит там свой отпуск. Он не раз лично встречался с приором Тэзе, он вспоминает, как тепло принимал брат Роже гостей из Москвы – каждый раз это был «взаимный праздник». Он сообщает: После гибели отца Александра Меня, который погиб в 1990 году, я считал брата Роже своим наставником и учителем. Не в том смысле, что он меня учил лично чем-то, но я старался учиться его открытости, его простоте.

Архиеп. Анастасий (Ианнулатос) в Тезе

В Т. бывали многие модернисты и экуменисты.

Еп. Серафим (Сигрист) восхищается пост-идеологической и пост-конфессиональной атмосферой Т. Известна также книга Оливье Клемана, безудержно восхваляющая Т. Но не бойтесь, ревнители православия, — невразумительно говорит Клеман. — Тезе никого себе не присваивает, не притязает быть Церковью. Тезе — лишь знак или порог Церкви, открывающейся примирению.

О Тезе

23.04.2013 Еп. Иларий встретился с “братом” Бенуа

10.01.2013 Тезе в Стамбуле (фото)

05.01.2013 Тезе в Стамбуле

23.09.2012 Экуменисты из Тезе посетили митр. Владимира Киевского

23.09.2012 С участием католиков и экуменистов в Киеве открылись Успенские чтения

02.08.2012 Белорусскую молодежь приобщили к религиозной масс-культуре

Источники:

Wikipedia

Википедия

Община Тэзе — справка на сайте Московской Патриархии

The Brothers of Taizé // Time. 05.09.1960

о. Всеволод Шпиллер. Отец Всеволод — жене Людмиле. Париж, 6 августа 1962 г. // Страницы жизни в сохранившихся письмах. М.: Реглант, 2004. С. 193-194

Taize celebrates with a rare example of Christian unity // Catholic Herald. 10.09.1965

The Pilgrims of Taizé // Time. 29.04.1974

Archbishop Marcel Lefebvre. Open Letter to Confused Catholics. Angelus Press, 1992

Clement, Olivier. Taize: A Meaning to Life. Chicago: GIA Publ., Inc., 1997

Tadeusz Kaluzny. Sekret Nikodema : nieznane oblicze Rosyjskiego Kosciola Prawoslawnego. Studium historyczno-ekumeniczne. Krakow: Wydawnictwo Ksiezy Sercanow «SCJ», 1999

Брат Роже Шютц и экуменическая община Тэзе // радио «Свобода». 18.08.2005

Панихиду по основателю общины Тэзе брату Роже отслужили в одном из московских храмов // Благовест-инфо. 19.08.2005

Alain Woodrow. Obituary: Brother Roger Schutz // The Guardian. 19.08.2005

Христиане Европы простились с братом Роже // Патриархия.ru. 23.08.2005

Allen, Peter. Some 10,000 Christians gather in Taize for funeral of Brother Roger // Catholic News Service. 24.08.2005

Tagliabue, John. At His Funeral, Brother Roger Has an Ecumenical Dream Fulfilled // The New York Times. 24.08.2005

о. Георгий Чистяков. Брат Роже // Выступление на открытии книжной выставки памяти брата Роже в Научно-исследовательском центре религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И. Рудомино в конце августа 2005 г.

John Vennari. Brother Roger Died a Protestant // Catholic Family News, October 2005

о. Георгий Чистяков. Сердце, вместившее всех людей // НГ-Религии. 02.11.2005

о. Владимир Зелинский. Блаженны миротворцы. Призвание и сердце брата Роже // Истина и жизнь. 2005 № 10

о. Владимир Лапшин. Памяти брата Роже // Христианос. ХV (2006). СС. 28-37

о. Георгий Чистяков. Laudate Dominum… // Христианос. ХV (2006). СС. 44-51

Встреча с членами общины Тэзе состоялась в московском храме // Благовест-инфо. 02.06.2006

День «Открыть пути доверия для Европы» прошел в Брюсселе // Патриархия.ru. 31.01.2007

«Choosing to love, choosing hope». Meditative prayer with Brother Alois, Prior of Taizé At Assumption Cathedral, Bangkok // Taizé. November 2007

Orthodox Patriarch Greets Taizé Meeting // Zenit.org. 19.12.2007

Наталья Трауберг: «Я – дикое полукатолическое существо» // OpenSpace.ru. 05.02.2008

«Something that was without precedent». Interview with Brother Alois // La Croix. 12.04.2008

Magister, Sandro. Was the Founder of Taizé Protestant, or Catholic? A Cardinal Solves the Riddle // http://www.chiesa. 25.08.2008

The Conversion of Brother Roger of Taize? // rorate-caeli.blogspot.com. 29.08.2008

Тезе. Франция // сайт храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Минск

Message from Metropolitan Hilarion To his reverence, Brother Alois, Prior of Taizé and to the young people on pilgrimage in Moscow, 20-25 april 2011

Words of thanks of Brother Alois to Metropolitan Hilarion. Moscow, Saturday 23 April 2011

Тезе: 4 комментария

  1. Не совсем понятно, чем вызван такой негатив к Тэзе. Организация же не призывает участников переходить в католичество или в какую-нибудь протестантскую церковь. Наоборот, она призывает всех людей вернуться в свои церкви -православных в православную, католиков в католическую. Отсюда и тщательно продуманные совместные молитвы и чтение текстов Священного Писания, которые являются общими для христиан всего мира. И лично братья, конечно, принадлежат к одной из христианских церквей. Они же не создают новую церковь «Тэзе» и не стремятся слить все церкви в единое целое. Понятно, что это было бы явное сектанство. Напротив община Тэзе, это скорее место, где молодые люди разных конфессий общаются между собой, что особенно важно в условиях дехристианизации Европы. Именно поэтому движение Тэзе поддерживают практически все христианские церкви, как православные, так и инославные.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s