Анти-аскетическая проповедь сайта «Православие и мир»

У нас как-то исподволь сформировалось мнение, что наилучшим путем к Богу является аскеза. Желательно монашеская. Пост, молитва и послушание стали аксиомами в духовной жизни.

Жизнь в миру часто рассматривается как ущербная в духовном возрастании. Старцы, как увидят добрые молодые сердца, так срочно определяют их в монастырь. И складывается впечатление, что в монастырях заняты очень важным для Вселенной делом – добыванием из аскезы некого духовного «масла», потом великодушно раздаваемого в мир.

о. Константин Камышанов. Память об апостолах — не в поедании огурцов… // Православие и мир. 10.06.2012

«Пост человеческий»… В чем смысл поста? В аскезе ради аскезы? От такой постановки дела недалеко и до пресловутого «гастрономического» настроения: «Попостимся построже, чтоб разговеться в праздник послаще»… В аскезе ради личного спасения? Нужное дело, но как же надо беречься на этом пути, чтоб не стать Ферапонтом из «Братьев Карамазовых»…

о. Сергий Круглов. Пост человеческий // Православие и мир. 10.06.2012

Реклама

Анти-аскетическая проповедь сайта «Православие и мир»: 6 комментариев

  1. Не увидел в статье уничижения аскезы как таковой. Увидел только предупреждение о том, что жизнь в миру отнюдь не есть в принципе духовно ущербная в сравнении с монашеской жизнью.

    Нравится

    • 9 И рече: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите:
      10 одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и изцелю я.

      Книга пророка Исаии. Глава 6

      Нравится

    • //У нас как-то исподволь сформировалось мнение, что наилучшим путем к Богу является аскеза//
      Модернисты предлагают другой путь: http://ic.pics.livejournal.com/katoga/2588138/3239398/original.jpg

      //Пост, молитва и послушание стали аксиомами в духовной жизни//
      «стали», т.е. опять старая песня: мы далеко ушли от истинного христианства, мы должны вернуться назад, к самым корням… когда люди не постились, не молились и знать не знали ни о каком послушании».

      //Жизнь в миру часто рассматривается как ущербная в духовном возрастании. Старцы, как увидят добрые молодые сердца, так срочно определяют их в монастырь//

      Один анонимный масон, который пытается выдать себя за православного писателя добрех… договорился до заявления, что люди уходят в монастыри, пустыни и затворы поддавшись искушению диавола: он увидел, что в них начал загораться огонь христианской веры и изолировал их от общества, чтоб огонь «не перекинулся». Это заявление является прямой хулой на Духа Святого и не простится уже никогда. Конечно это разные по степени жесткости заявления, но дух в них дышит один и тот же: добрым людям в монастыре делать нечего, монастыри это место для эгоистов.

      //И складывается впечатление, что в монастырях заняты очень важным для Вселенной делом – добыванием из аскезы некого духовного «масла», потом великодушно раздаваемого в мир//

      Т.е.: впечатление это ложное. Монахи отнюдь не «заняты очень важным для Вселенной делом», они «эгоистично занимаются самоспасением».
      Арх. Рафаил (Карелин) пишет: «Между тем монахи несут на себе (или должны нести) главную тяжесть борьбы с демоническими силами, о которой не ведает мир. Молитва — это не психотерапия и не самовнушение, как любит это объяснять бездуховный мир, а та удерживающая сила, которая не позволяет демонам, по словам Апокалипсиса, сорваться с цепи (см. Откр. 20, 1-3), то есть сила благодати. Может ли быть б!ольший дар людям, чем та радость, которую они испытывают, входя в монастырскую ограду, где сама земля и воздух освящены молитвой, как лучами солнца; может ли кто-нибудь принести людям б!ольшую пользу, чем тот, кто молится Богу в алтаре своего сердца о прощении грехов человечества? «…» Представим, что воинам, которые должны защитить страну от грозного, страшного и неумолимого врага, предлагают сложить оружие и заниматься другими делами — сажать картошку или шить сапоги. И это нужно и необходимо, но для этого есть огородники и сапожники, но не воины, дело которых — ценой своей крови защищать страну. Сатанинская сила подобна чудовищной радиации, излучаемой в мир, а молитва, особенно молитва монахов — преграда этому смертоносному невидимому потоку. Люди духовно слепые повторяют: «кто уединяется и молится, тот живет для себя»; они говорят так, потому что они сами — «плоть» и понимают добро и зло плотски».

      А по поводу «добыванием из аскезы некого духовного «масла»», то тут лучше чем Иосиф Монах, составивший житие своего духовного отца «Старец Иосиф Исихаст» не скажешь:
      «В своем глубоком смирении он (старец) прекрасно понимал что все эти дарования (те величайшие благодатные дары о которых говорится в книге) являются не механическим результатом определенных аскетических подвигов, но даром «хотящего и милующего Бога (Рим. 9, 16)».

      //«Пост человеческий»… В чем смысл поста? В аскезе ради аскезы?//
      Т.е люди даже не читали беседы прп. Серафима Саровского о стяжании Святого духа», гдг, в частности говорится: «Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия».

      //надо беречься на этом пути, чтоб не стать Ферапонтом из «Братьев Карамазовых»//
      — им гораздо ближе Алеша из той же книги, признавшийся девушке, уйти к которой их монастыря благословил его «старец», что даже не знает верит ли он в Бога. В прочем замечание верное, однако я лучше приму его из уст истинного пастыря, хотящего своим читателям спасения http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=26

      Нравится

      • на счёт затворов: «Некоторый брат, отрекшись от мира и вступив в монашество,
        немедленно заключил себя в затвор, говоря: хочу быть безмолвником.
        Соседи старцы, услышав это, пришли к нему, вывели его из затвора,
        заставили обойти все братские келлии и принести покаяние перед каждым братом, говоря: простите меня! я — не безмолвник,
        но только что получил начатки монашества.»

        Нравится

Добавить комментарий для Holder Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.