нравственный монизм

направление богословского модернизма, отрицающее Святоотеческое учение об Искуплении, воздаянии и суде.

«Нр. монизм» – это название, которое митр. Антоний (Храповицкий) дал своему мировоззрению, возникшему у него в кон. XIX в. под влиянием идей Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева.

Для «нр. монизма» характерен иррационализм, т.е. ненависть к Христианской Истине в Ее точном догматическом выражении. По их представлениям в духе «философии жизни», жизнь бесконечно полнее рассудочных определений, и потому ни одна формула не может вместить всей ее полноты. Вера в догматы, якобы, не может заменить самой жизни в ее творчестве, в ее еже-моментном и повсюдном созидании нового (о. Павел Флоренский).

Для «нр. монизма» характерен лозунг борьбы со схоластикой, то есть со всяким теоретическим знанием и, в частности, с православной догматикой. Поэтому в «нр. монизме» особенно ярко изложено учение об «условности» слов и понятий, о принципиальной недостаточности слов для выражения истины. Как пишет А.И. Осипов:

Несмотря на продолжающееся весьма интенсивное развитие мышления человека, язык современного человека, как и прежде, не может адекватно выразить не только чувства, ощущения и переживания, но очень часто у него не хватает однозначных, точных понятий и для выражения идей и мыслей. Многозначность понятий и терминов — одно из значительных препятствий на пути межчеловеческого общения и взаимопонимания. Это препятствие во всей силе ощущается и в сфере научно-богословской, особенно в наш экуменический век.

Иррационализм принимает в «нр. монизме» форму адогматизма, а точнее, антиюридизма. Данное направление модернизма отрицает значение догматической истинной веры, в частности, православное учение об Искуплении, которое они уничжительно называют «юридическим». Взамен они предлагают познание Бога самой жизнью человека, причем эта жизнь понимается не благодатно, а естественно.

Среди предтеч «нр. монизма» можно указать философию Спинозы, натурфилософию. Воззрения «монистов» вполне укладываются в русло новой философии Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и т.п.

В начале XX в. сщмч. Виктор Глазовский, архиеп. Феофан Полтавский, архиеп. Серафим (Соболев) и др. предлагают опровержение лжеучения «нр. монизма».

В частности, сщмч. Виктор указывает, что «нр. монизм» учит о чисто естественном «спасении» человека, поскольку человеку, якобы, явлена одна лишь помощь, чтобы он сам совершал свое спасение:

Новые богословы не могут примириться с учением Православной Церкви о действительном значении крестной смерти Христа, как жертвы, очищающей грехи, ибо такое понятие о спасении, по их мнению, игнорируя собственные средства человека, лишено здравого смысла, как отрицающее законы психической жизни человека, где все должно происходить естественным порядком. «Спасение не есть какое-нибудь внешне-судебное или магическое действие, а развитие постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией, так как могут быть степени искупления»,- говорит архиеп. Сергий (Страгородский)…

Вместо того, чтобы твердо и смело судить всю настоящую жизнь истиной учения о совершенном Божием спасении мира, они осмысливают эту истину ее возможной пригодностью, полезностью для жизни человека. Они имеют надежду как-либо связать Никейский символ и Нагорную проповедь, то есть истину догматического учения Христианства, с добродетельной жизнью человека, и забывают, что нравственное содержание жизни есть для всякого верующего лишь неизбежное, естественное следствие определенного Божия дела спасения человека…

Наконец, пишет сщмч. Виктор, для новых богословов историческое дело Христа-Спасителя в той форме, в какой оно совершено, безусловно должно потерять, и уже для многих несчастных потеряло, свой смысл и значение. И человек снова возвращается на путь естественного мышления и еще только «возможности» своего спасения, и в муках отчаяния снова вопиет к Небу словами апостола Павла: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти».

Основные представители и сочинения:

митр. Антоний (Храповицкий) — Догмат искупления (1917), Опыт христианского православного катехизиса (1924)

митр. Сергий (Страгородский) — Православное учение о спасении (1895)

В.И. Несмелов — Наука о человеке (1898)

о. Тарасий (Курганский) — Перелом в древнерусском богословии (1903)

еп. Григорий (Граббе) — Единство и единственность Церкви (1929)

А. Каломирос — The River of Fire (“Огненная река”) (1980)

А.И. Осипов — Основное богословие (1994), Путь разума в поисках истины (1997)

О нравственном монизме

Виктор (Островидов) св. Новые богословы

Феофан (Быстров) архиеп. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления

о. Милош Парента. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) «Догмат Искупления»

митр. Елевферий (Богоявленский). Об Искуплении. Письма митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: «Догмат Искупления» и «Опыт Христианского православного катехизиса». Париж: Совет по учреждению монашеско-миссионерского братства, 1937

митр. Вениамин (Федченков). О «Катехизисе» митр. Антония (Храповицкого). Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским

архиеп. Серафим (Соболев). По поводу Катехизиса митрополита Антония

архиеп. Серафим (Соболев). По поводу статьи Архимандрита Илариона “Единство идеала Христа”

Айвазов И. Г. Догмат Искупления

о. Стефан Красовицкий. О богословии Александра Каломироса

о. Серафим (Роуз). Докладная записка Епископу Нектарию Сиэттлийскому

Главев Божидар о. Нравственият монизъм – минало и настояще // Бъди верен. http://www.budiveren.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1123:2015-01-20-11-12-43&catid=68&Itemid=181 20.01.2015

о. Владимир Переслегин. Параллельно горизонту

Р.А. Вершилло. Книга А.И. Осипова «Бог»

Р.А. Вершилло. О сергианстве

Р.А. Вершилло. О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова

Р.А. Вершилло. О Благом Судии

Буздалов, Александр. Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления

Торчагин, Роман. «Праведная» ревность нравственных монистов на «Русской народной линии»

04.09.2012 Новый сайт с критикой учения А.И. Осипова

Источники

А.И. Осипов. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. С. 60

Advertisements

нравственный монизм: 2 комментария

  1. Но ведь и догматы постигаются благодатно, а не естественно; и так же выражаются, хотя и посредством слов и понятий.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s