Письмо семьдесят третье

св. Тихон Задонский. Письма келейные

От чего-де грех узнается? вопрошаешь.-

Ответ: от закона и рассмотрения совести. Закон глаголет: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не злослови, не оклеветай, не гневайся, и проч. Но когда человек сия слышит, или читает, то в совесть смотрит, и рассуждает, и рассматривает, не делал ли, или не делает ли того, что закон запрещает,- и так узнает грех. Совесть бо согласна закону Божию; что обличает закон, тое и совесть, и когда совесть в чем не обличает человека, то и закон его в том не обличает. Поставь убо совесть твою противу закона, как ставишь лице противу зеркала, и так рассуждай закон, и совесть рассматривай; например, закон говорит: не обижай ближнего: видишь, что закон тебе повелевает. На сие запрещение смотря, посмотри в совесть твою, не делал ли, или не делаешь ли ты того, что запрещает закон; и когда видишь тое в совести, то и узнаешь, что ты согрешил противу Божия закона. Тако от закона и рассмотрения совести узнаешь грех; тако и о прочиих грехах разумей. Совесть бо солгать не может: тое свидетельствует, что в ней есть. Нарушенный закон и от грешника слышанный, или чтомый, ударяет в совесть согрешившего; а совесть, закона преступлением раздраженная, обличает человека за грех, и так закон и совесть в познание греха приводит согрешившего. В совести бо всякий грех записывается, как в книге, и хотя бы сокрыть хотел человек грех, от совести сокрыти не может. Прочитай убо заповеди Божия, и смотри в совесть, и увидишь, в чем ты согрешил, и тако в познание грехов будешь приходить; а от познания грехов последует покаяние, а оттуду последует страх суда, ибо закон нарушенный грешнику гнев Божий возвещает,- последует стыд, что сам себе стыдиться будет в том, что он, земля и пепел, Бога, Царя и Господа не слушал; последует печаль и болезнь сердца, что Создателя своего и Благодетеля, Которого паче всего должен почитать, непослушанием и своевольством не почитал. Все сие от рассуждения закона разоренного и грехом раздраженной совести и рассмотрения, последует. Аще бо, согрешивше противу земного царя, и узнавше грех, боимся суда его, и стыдимся и печалимся, что так худо сделали, и величество его оскорбили: кольми паче последует тое, когда узнаем грех наш, противу Царя небесного соделанный. Всякий бо царь земной, хотя и высок и велик честию есть, однакож пред Богом как ничто, ибо такой же человек, как и мы. Всякий же грех бывает противу Бога, яко тем закон Его святой нарушается; бывает же или беспосредственно, или посредственно. Беспосредственно, когда противу Его Самого грешим, то есть, или не верим Ему, или имене Его не почитаем, и проч. Посредственно, когда противу ближнего грешим, или словом, или делом: Бог бо и сие запретил. Видишь убо, от чего грех познавается. Познаем убо грехи наши. Се бо есть начало покаяния.

Спасайся.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.