Экзегеза как орудие вражды

Либеральный публицист Андрей Десницкий упражняется в рисовании своих виньеток на полях Священного Писания. Его заметки именуются «Трудные места Евангелия», и на этот раз он разбирает слова Спасителя:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32).

Десницкий спорит с таким пониманием этого места, когда имеется ввиду Дух Святый как Третье Лицо Пресвятой Троицы. Эта мысль кажется ему нелепой:

Мы воспринимаем этот текст через призму догмата о Троице. Получается, простительно хулить Сына и непростительно – Духа. А что сказать об Отце? И как вообще такое может быть, если Отец, Сын и Дух – это Единый Бог?

Десницкий при этом не возражает какому-либо определенному лицу и не оспаривает чью-то конкретную цитату. Надо признать, что это очень удобно для обличения Истины, но едва ли хотя бы честно.

Сам же Десницкий предлагает понимать слова Христа следующим образом:

Когда человек вдруг начинает называть «прелестью» или «беснованием», или «ересью» то, чего он пока не понимает, но в чем ясно можно различить действие Духа, – боюсь, он подходит к очень опасной черте.

Кто бы мог подумать! Даже слова о хуле на Духа Святаго наш публицист наклоняет таким образом, чтобы они обличали именно лиц, ревнующих о Православии!

Если Андрей Десницкий всерьез утверждает, что Спаситель хотел сказать именно это, то он испытывает легковерие своих читателей, и легковерие, надо полагать, весьма немалое.

Мы же со своей стороны рискнем предположить, что центр статьи не в этом. Между делом, Десницкий пишет:

В Евангелии Христос не говорит догматическими формулировками, Он обычно отвечает на возникшую ситуацию, на конкретную потребность того или иного человека.

Интересно, но в своей заметке Десницкий ссылается на Святых отцов, что показывает, что он приписывает им некоторый авторитет. Тогда почему он противоречит Святым отцам этим своим адогматическим заявлением? Ведь все великие вселенские учителя Церкви не только опирались на Евангельские слова Христа в своих богословских трудах, но и использовали их как догматические формулы для изъяснения догмата о Троице, о Боге-Творце, о Боге-Промыслителе, об Искуплении, о Воскресении, о Церкви, о Таинствах, то есть о всем, что содержится в Символе веры. Или, как прямо пишет св. Филарет Московский:

Все не только истины, но даже все важнейшие слова и выражения, содержащиеся в Символе Восточной Церкви, взяты из Священного Писания.

Итак, со стороны Десницкого мы имеем яркий модернистский тезис о недогматическом характере Евангелия, который довольно удачно приурочен к словам о непростительной хуле на Духа Святаго.

В глазах Десницкого его адогматизм пересиливает и очевидный смысл слов Писания, и свидетельства Святых отцов и истории Церкви. Для чего же все это нужно? Чтобы отбросить догматический смысл, который видит в словах Спасителя самый авторитетный толкователь Писания — св. Иоанн Златоуст.

Легко убедиться, что неименуемый противник Десницкого, который воспринимает этот текст через призму догмата о Троице — это св. Златоуст в его Толковании на Евангелие от Матфея:

Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святого преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа [иудеи] не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в ветхом завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мной по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание…

Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, — потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему». Почему? Потому, что Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уж вы говорите, что Меня не знаете, то, несомненно, знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святого. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно.

Очевидно, что в лице Десницкого мы также имеем человека готового на интеллектуальное преступление, не стыдящегося отвергать очевидную истину, чтобы только уязвить противных ему православных.

Роман Вершилло

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.