Антирелигиозные откровения в «журнале для сомневающихся»

Журнал для усомнившихся?

Журнал «Фома» публикует малюсенькую статью своего редактора по культуре Виталия Каплана «Лизать скорлупу ореха, или В чем разница между верой и религией».

Заметка с вымученным названием будет интересна родственникам и близким друзьям Каплана, поскольку знакомит с внутренней диалектикой сознания этого автора. В итоге, впрочем, Каплан поднимается до антирелигиозных обобщений, и поэтому имеет право на свое небольшое место в нашей галерее модернизма.

Вначале наш автор возражает тем, кто противопоставляет веру и религию. Такие люди, согласно Каплану, не понимают, что если вера – нечто большее, нежели комплекс личных иллюзий, если за предметом веры стоит некая высшая Реальность, то неизбежно возникают общие для всех верующих способы общения с этой Реальностью.

Далее автор дает свое определение, которое явно и по существу различает веру от религии:

Религия – это сосуд, а вера – вода в сосуде. Без сосуда воду не сохранить, без воды сосуд бесполезен.

На следующем этапе своего рассуждения Каплан уже прямо соглашается с противниками религии. У них есть «некая частичная правда»:

Довольно часто религия (то есть внешняя форма) оказывается для верующего человека самодостаточной ценностью. Роспись на сосуде пленяет его больше, чем находящаяся внутри вода… То, что по-хорошему должно быть лишь «транспортным средством» на пути к Богу, становится главным предметом любви. С этого автомобиля сдувают пылинки, ежедневно делают ему техосмотр, до хрипоты спорят о его достоинствах. Он никуда не едет. Он стоит в гараже. На вечном приколе.

И поэтому верующие церковные люди вызывают справедливое, по мнению Каплана, раздражение:

Фанаты «церковности» умеют быть громкими. Неудивительно, что они у многих вызывают раздражение – и против себя, и против Церкви, и, главное, против самой идеи Бога.

Наконец, в последней строке статьи Каплан и сам прямо выступает против религии:

Когда людям навязывают не Бога, а Религию – люди отворачиваются от Бога.

Каждое колено этой незамысловатой диалектики вывернуто не в ту сторону.

С одной стороны, невозможно согласиться с тем, что без сосуда (религии) воду (веры) не сохранить. Почему же! Вера не знает никаких материальных или духовных посредников. Наша вера знает лишь одного Посредника, и только благодаря Нему входит во внутреннейшее за завесу (Евр. 6:19).

Апостол пишет: Посредник при одном не бывает, а Бог один (Гал. 3:20), почему и пришел спасти человека Един от Святой Троицы: Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5).

Посмотрим на дело и с другой стороны. Каплан относит к внешней стороне религии богослужения, обряды, письменную фиксацию вероучения, признанные (и отрицаемые) толкования, организационную структуру.

Я не буду сейчас выяснять, применимо ли это определение к иудаизму или магометанству. Но оно совершенно не применимо к Христианству.

Если Христианство — сосуд, то с бесконечно ценным содержимым, а это меняет всю религиозную картину. Христианское богослужение имеет своим центром не материальное «средство» или «форму», но Таинство, то есть невидимое действие благодати Святаго Духа.

Христианские святыни освящены Духом Святым, и, следовательно, не являются лишь средством. Поклоняющийся иконе поклоняется Самому Христу, изображенному на ней. И попирающий икону попирает Самого Христа.

И Евангелие — не просто книга с ценным содержанием, а Слово Божие; и Церковная проповедь — не человеческие слова, а явление духа и силы; и Церковная иерархия — не форма самоорганизации христиан, а преемники Апостолов, поставляемые Самим Христом в Таинстве рукоположения. Поэтому христиане призываются защищать святыню, как Самого Бога, и призываются умереть за заповеди, потому что они даны Самим Богом.

Наконец, Каплан напрасно печется об «идее Бога», от которой отворачиваются неверующие. Существует не «идея Бога», а Сам Бог, Благой, Невидимый и Вечный, и следовательно, все мы, верующие и неверующие, равно предстоим пред Ним, стоим в ожидании милости и суда.

Кто помнит, что Бог есть Сый, никогда не скажет кощунственных слов о том, что в Церкви людям навязывают не Бога, а Христианство.

Роман Вершилло

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.