Бессмертная «Падаль»

Шарль Бодлер

Шарль Бодлер

Свободен ли творческий человек в своем творчестве?

Если о свободе выразительных средств — то совершенно свободен. К счастью, такого запрета никакая цензура и не выдвигает, и слова Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора…» остаются не только констатацией факта, но и своеобразной заповедью для художника — не пренебрегать в изображении жизни ничем и никем из «малых сих»… Бодлер в бессмертной «Падали» привлек наше внимание к дохлой собаке, и что такое «Москва и Петушки», как не гуща со дна алкогольного делирия…

Произведение, исполненное свободы-в-самом-себе, может быть истинным, не только не будучи формально религиозным, но и используя совершенно отвратительные сами по себе, распадные изобразительные средства. Таков, например, фильм «Сало, или Сто двадцать дней Содома» Пазолини — те, кто имел силы досмотреть его до конца, думаю, не могли не почувствовать катарсиса, рывка в свет, финальной сцены, в которой, несмотря на весь ужас и тошнотный мрак, Богоданный закон естества все равно , как слабый росток, пробивается наружу.

О. Сергий Круглов. Свободное творчество не бывает без-божным // Фома. 2012

Бессмертная «Падаль»: 3 комментария

  1. Церковное творчество возможно лишь в послушании, совершенном следовании канону и использовании соборно выработанных выразительных средств.
    А в мирском искусстве, желающим испытывать «богоданный закон естества» можно ответить евангельскими словами: «Не искушай Господа Бога твоего” (Лк. 4. 12).

    Нравится

  2. Когда современных телевизионщиковво время каких-то дебатов спросили , почему так много чернухи и насилия на современном телеэкране, то они сказали следующее —
    По данным ученых человек сопереживает положительным эмоциям 5-7 минут, а отрительным — 20-25 и за это время мы успеваем скормить ему два рекламмных блока.

    Нравится

  3. Далее о. С. Круглов утверждает еще и следующее:

    ««И примете истину, и истина сделает вас свободными» — эти слова Христа относятся не только к христианам, но и ко всякой живой душе, и ко всякому художнику. Не приняв истины, художник рискует потерять свободу и попасть во власть зла, греха и распада, и через свое произведение эти флюиды распада распространить вовне… Настоящая свобода художника — согласовать свою свободу с животворящей свободой Божьей. Мало создать красивое произведение — надо вдохнуть в него жизнь, а на это способна только любовь, которая — от Бога. Статуя Галатеи — отдадим должное искусству резца — была прекрасна, но живой женщиной ее сделала любовь. И то, что Пигмалион, открывая Афродите свои чувства, не стал просить оживить статую, но лишь дать ему жену, похожую на Галатею, может служить примером истинно христианской вещи — смиренной молитвы.

    Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31-32).»

    В приведенной цитате (Ин. 8:31-32) говорится о СВОБОДЕ ОТ РАБСТВА ГРЕХУ, как, впрочем, и везде в Новом Завете слова о свободе следует понимать исключительно в ЭТОМ значении, это следует из прочтения данной главы Евангелия целиком. Здесь даже толкования особые не нужны, что бы понять смысл.
    Неужели священник не знает контекста, в котором в Новом Завете употребляется слово «свобода»? Как видим — не знает. А из этого незнания или нежелания знать вырастают глубокомысленные рассуждения в экзистенциальном, анти миссионерском, по сути, духе.
    Странное для священника безразличие к Слову Божию.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.