Ненасилие и общественный мир как гностические фантазии

Ганди

Наше общество тоже охватывает гностическая горячка, порожденная мечтой о прекрасном мире

В пылу политических баталий ноября-декабря 2011 г. вспомнили даже о Мохандасе Ганди и Мартине Лютере Кинге. Во всяком случае, модернистский сайт «Православие и мир» представляет эти культовые фигуры в качестве христианской альтернативы и правящему режиму, и радикальной оппозиции.

Разумеется, перед нами абсурд, и даже отчасти комический, но в нем есть своя система. Мысль модернистов продолжает развиваться в русле светского мистицизма и в направлении очередной «политической религии». Идеи ненасилия, общественного мира и т.п. непрактичной ерунды возникают здесь совершенно не случайно, почему мы считаем полезным привести анализ гандизма, сделанный американским философом Эрихом Фогеленом:

Необходимо сказать еще несколько слов о явлении, тесно связанном с анархизмом: о движении ненасилия в английской политике. К концу XIX столетия на Западе оказалось весьма сильным влияние русской анархистской литературы, и особенно трудов Толстого. В результате возникла идея гражданского неповиновения, как политического орудия в борьбе с государством. В начале XX в. в Англии начались инциденты с суфражистками, которые проводили кампанию неповиновения и голодовки, пока наконец Ганди (1869-1948) не включил эти методы в свой политический арсенал. Последнее привело к серьезным последствиями. Метод неповиновения впервые был применен Ганди в Трансваале в 1907 г. в качестве протеста против антииндийского законодательства Трансвааля. После Первой Мировой войны Ганди продолжил свою борьбу уже в Индии в виде кампании гражданского несотрудничества и столкнулся с теми же проблемами, которые предвидел и Толстой. Ганди настаивал на ненасильственных действиях, и результатом стали теракты и крестьянские восстания 1921 г. Перед лицом беспорядков, начавшихся в результате его пропаганды ненасилия, Ганди начал крайне резко осуждать всякое насилие, что привело к ужасным событиям 1922 г. в Чаури-Чаура, когда крестьяне атаковали полицейский участок и сожгли там 23 полицейских. Это вынудило Ганди немедленно прекратить гражданское неповиновение и несотрудничество. Та же картина повторилась во время Второй кампании гражданского неповиновения в 1930 г.

Ганди придерживался, в сущности, тех же взглядов, что и Толстой: эсхатологическая этика вводилась в качестве политического орудия в мирской борьбе. Не составляет большой разницы, что у Толстого анархизм «базировался» на Евангелии, а Ганди успешно приобрел ореол восточного «святого» (From Enlightenment to Revolution. Duke University Press, 1975. PP. 221-222).

Действительно, более знакомый нам анархизм Толстого предлагает действовать в мире реальном так, как будто он является вымышленным. В вымышленном мире нет никаких проблем, мучающих мир реальный, да и вообще никаких проблем морального или интеллектуального плана.

Недеяние у Толстого, Ганди, Мартина Лютера Кинга носит не пассивный мироотрицающий смысл, как в буддизме, а служит целям преобразования общества, государства и семьи. Это безумная мечта, но мечта не о личной своей участи, а мечта социальная, то есть идеология. Человек должен менять окружающий мир, применяя к делу свое мировоззрение, считает гностик.

Как пишет Э. Фогелен, в мире гностической мечты непризнание реальности есть первейший закон. В результате, поступки, которые в реальном мире считаются морально безумными из-за их реально пагубных результатов, в мире мечты будут считаться нравственными, поскольку в вымышленном мире они должны были привести к совершенно иным результатам. Разрыв между мечтательным намерением и реальным эффектом гностицизм приписывает не своей аморальности игнорирования реальности, а аморальности личности или общества, которые ведут себя не так, как должны бы вести себя в вымышленном гностическом мире (The New Science of Politics. The University of Chicago Press, 1952. PP. 169-170).

Итак, звучащие в эти дни призывы к гражданскому миру, ненасильственной борьбе с режимом, утверждения о равной допустимости любых политических убеждений для христиан — все это признаки гностической горячки, охватывающей наше общество.

Все это вынуждает нас более серьезно отнестись к современному моменту. Если уж речь пошла о согласии несогласных, о примирении вне истины и ненасильственном свержении власти, следует ждать беды. Большой беды.

Роман Вершилло

Реклама

Ненасилие и общественный мир как гностические фантазии: 14 комментариев

  1. «Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»
    Святитель Игнатий Брянчанинов

    Нравится

  2. Думаю, что, к сожалению, по теме.
    http://www.pravoslavie.ru/news/68871.htm

    Может, я чего-то не понимаю.

    Когда нацисты под духовным руководством униатов и раскольников убивали и пытали защитников правопорядка (и продолжают),
    Когда издавались «законы» о фактическом запрете русского языка,
    Когда нацисты разгуливают по улицам с автоматами, «контролируют» местные органы власти, милицию и прокуроров,
    Когда русофобия и ненависть к России не скрывается,
    Когда своим эрзац-государством управляют, по назначению толпы, сектантский пастор и, возможно, сайентолог,
    Когда новые хозяева Украины в своих заявлениях говорят об обеспечении «равенства» всем, том числе «киевскому патриархату» и Церкви Московского Патриархата (в одну строку и в такой именно последовательности «чести»),

    тишина.

    Когда люди, не желающие попасть в бандеровско-денисенковский «рай», решают не становиться послушными жертвами, когда высказывается официальное слово законных (!) властей России пока лишь о теоретической возможности защиты жителей от нацистов,

    раздаётся призыв «не допустить кровопролития на территории Украины» а также «возвысить свой голос о сохранении целостности территории Украинского государства»

    При этом «Если это (ввод войск) случится, украинский и российский народы окажутся втянутыми в противостояние, которое будет иметь катастрофические последствия для наших стран»

    То есть, охлократия бандитов-русофобов-сектантов со всеми её прелестями и кровопролитием — не будет иметь «катастрофических последствий» (раз про это не говорится с тревогой), а защита русских, в том числе Православных Христиан, от уничтожения (возможно, и физического, но уж культурного точно) — будет!

    Это какой-то жуткий сюрреализм.

    Наверное, на Владыку Онуфрия оказывается давление.
    Обязательно надо за него молиться, уже об этом говорилось.

    Нравится

  3. Особенно прошу обратить внимание на следующие апостасийные я бы сказал слова Дробинки : «погибших в братоубийственном и братоненавистническом противостоянии, спровоцированном бывшей властью»
    клірики та парафіяни собору звернулися до Патріарха Кирила
    Опубліковано 02.03.2014
    Настоятель, ктитор, священнослужителі та парафіяни Спасо-Преображенського собору звернулися сьогодні з листом до Патріарха Московського і всієї Русі Кирила. Митрополит Переяслав-Хмельницький і Вишневський Олександр зачитав текст листа перед парафією в кінці літургії.

    Звернення було схвалено усіма присутніми парафіянами одноголосно:

    ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ
    СВЯТЕЙШЕМУ КИРИЛЛУ
    ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ

    Клириков и мирян
    Спасо-Преображенского Собора г. Киева

    Ваше Святейшество!

    Крестильная купель святой Руси, второй Иерусалим и третий удел Пресвятой Богородицы – столица нашей Державы, златоглавый Киев, обагрены кровью погибших в братоубийственном и братоненавистническом противостоянии, спровоцированном бывшей властью. Его жатвой стали сотни убитых и тысячи искалеченных людей.
    Мы молились и молимся о мирном разрешении ситуации.
    В адрес наших иерархов и духовенства звучат упреки, и будем честны перед совестью: хотя причины их и необъективны, но и небезосновательны. Нас называют Церковью Москвы, Кремля, Путина, Януковича… Нас отождествляют с бывшей властью и внешними политическими процессами, происходящими между Россией и Украиной. Но мы, прежде всего, – Церковь Христова, Церковь Украинского народа. Мы – Церковь, в которой Патриархом, Великим Господином и Отцом являетесь Вы, Ваше Святейшество. Люди этой Церкви погибли на улицах и площадях Киева, их кровь, пролитая сегодня, в наш, казалось бы, цивилизованный век, и на нашей совести в том числе.
    Мы молимся о упокоении убиенных и о умиротворении ситуации, о единстве нашей Церкви и целостности нашего государства. Согласно Уставу, мы – часть Русской Православной Церкви, Главой которой являетесь Вы, Ваше Святейшество. Вы – наш Пастырь, голос которого, согласно словам Христовым, должны слышать овцы, и следовать за Ним, потому что Он называет их по имени (Ин. 10:3-4).
    Сегодня, когда назревает эскалация конфликта, мы хотим услышать Ваш голос. Голос, который повторит слова Вашего предшественника Патриарха Алексия, сказанные в 1993 году: «Тот, кто прибегнет к насилию первым, будет неизбежно обречен на поражение и проклятие…, кто поднимет руку на беззащитного и прольет кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме. Нынешняя смута может привести к пагубнейшему злу – распаду единства России… Лидерам регионов нужно понять: расколы и разделения не решат местных проблем». Эти же слова мы хотим слышать от Вас сегодня по отношению к Украине. Не допустите втягивания украинского и российского народов в противостояние.
    Мы, духовенство и верующие Украинской Православной Церкви, присоединяем свои голоса в поддержку обращения Местоблюстителя Киевской Митрополичьей кафедры, Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Черновицкого и Буковинского. Вместе с ним мы единым сердцем и едиными устами просим Вас, Ваше Святейшество, сделать все, чтобы на земле Украины не была пролита кровь, и целостность государства, в котором мы родились, была неприкосновенной.
    Сегодня, в Прощенное Воскресенье, просим у Вас прощения, и благословения на Великий Пост. Надеемся, прохождение его поприща будет духовно-молитвенным, лишенным внешних обстоятельств, смущающих умы граждан нашей страны.
    Услышьте нас! Да не будут наши голоса – «гласом вопиющего в пустыне».

    Сыновне,

    Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский,
    настоятель Спасо-Преображенского Собора г. Киева

    Лысов И.В.
    Глава приходского совета Спасо-Преображенского Собора г. Киева

    Клирики Спасо-Преображенского Собора г. Киева:

    Протоиерей Валерий Кравец
    Протоиерей Андрей Дудченко
    Протоиерей Николай Тышкун
    Протоиерей Виталий Машинский
    Протодиакон Ростислав Воробий
    Протодиакон Иоанн Гичун

    Нравится

    • Не «братоубийство» это было, а циничные выстрелы киллеров в спину:

      Мы тоже молимся о единстве, но не химеры под названием «Украина», а о единстве Святой Руси.

      Нравится

    • Довольно хамские и, мягко говоря, далёко не во всём соответствующие действительности слова.
      «Богословие майдана».

      Цитируя Заявление Синода от 01.10.1993 (а не «слова Патриарха Алексия»), они даже не понимают,

      слова эти к ним же и относятся
      и в этом, и в Обращении от 08.10.1993 Синод ни слова не сказал в осуждение побеждённых (законной власти) и призывал победившую сторону к милосердию и не мстить.
      Если кто помнит октябрь 1993-года — нашим владыкам тогда весьма непросто было сказать так, как они сказали, но они это сделали.

      Сравните с обращением митр. А. и его единомышленников (изначально таким же было и обращение Синода УПЦ от 24.02) — полная и абсолютная противоположность во всём.

      Нравится

  4. «… чтобы… целостность государства, в котором мы родились, была неприкосновенной».

    Целостность государства, в котором все они родились, была нарушена в 1991 году. Тогда ни один не пикнул, а теперь вот забеспокоились.

    «Кругом измена, трусость и обман». Помилуй нас, Боже.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s