Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения

Василий Ордынский

Остров-град Свияжск

3 ноября в Казани состоялась научно-практическая конференция «Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения». Впервые в постсоветской истории этого поволжского региона прошло публичное обсуждение современного положения его русского населения. Конференция состоялась в рамках заседания Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ).

Целью мероприятия было заявлено научно-теоретическое осмысление положения русских в Республике Татарстан в постсоветский период, анализ их национальных проблем в регионе и поиск путей их решения. На конференции было уделено внимание этническому представительству русских в государственных органах власти республики, «языковому» вопросу, религиозной идентичности русской молодежи, отношению к русской истории в официальной исторической науке Татарстана, отношению к русскому вопросу в татарском национальном движении, а также процессу возрождения русского острова-града Свияжск.

В рамках приветственного слова один из организаторов мероприятия, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил тот факт, что данная конференция является первой конференцией в Татарстане, посвящённой всестороннему изучению «русского вопроса». Эксперт обратил внимание собравшихся на следующее: За двадцать лет после провозглашения суверенитета Татарстана в республике не было ни одной конференции, в названии которой присутствовало бы слово «русские».

Руководитель Приволжского филиала РИСИ выразил обеспокоенность тем, что в Республике Татарстан в современный период идут процессы, которые в республиках Северо-Кавказского региона начались ещё 10-15 лет назад. На Северном Кавказе в конечном итоге эти процессы привели к выдавливанию русских и к практически полной дерусификацией в некоторых его субъектах.

С обзорным выступлением о положении русских в Татарстане выступил профессор, доктор социологических наук, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан (единственная русская национальная организация в этом регионе) Александр Салагаев. По его мнению, корни русского вопроса в Татарстане и в других национальных республиках заключаются в нынешнем устройстве Российской Федерации. Во-первых, это — национальная федерация («этническая»), а, во-вторых, федерация асимметричная. Как считает профессор Салагаев, в совокупности эти два фактора и порождают конфликты. Председатель Общества русской культуры Татарстана обратил внимание на следующее: хотя в Конституции России написано, что все республики в составе федерации равноправны, наличие в государстве нескольких государств-республик (ст.5) вызывает множество недоразумений и юридическое неравноправие субъектов. Противоречия заложены в самой Конституции и не могут быть устранены без изменения Основного закона.

Вторая причина — никак не определен статус русских в Российской Федерации. Самый многочисленный этнос в России не упоминается ни в одном правовом документе, хотя именно русский этнос объединил в единое государство другие народы, став по факту государствообразующим. Однако упоминание о русских отсутствует в законах России. Более того, в Татарстане даже закладывается юридическая дискриминация русских. Так, к примеру, в Конституции Татарстана в ее преамбуле написано, что настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа, т.е. есть многонациональный народ и есть татарский народ – два разных правовых субъекта. К слову сказать, в Конституции России говорится только о многонациональном народе страны, о русском народе ни слова. В ст.14 Конституции Татарстана четко говорится о том, что Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан; ничего подобного нет ни в одном законе ни одного другого субъекта России в отношении русских. Для русских не предусмотрено создания национально-культурных автономий (НКА), на что имеют право все другие этносы согласно федеральному закону «О национально-культурной автономии» (№ 74-ФЗ от 17.06.1996). По мнению Салагаева, это приводит к тому, что русские в современной России являются бомжами на своей родной земле.

В Татарстане Общество русской культуры Татарстана является членом Ассамблеи народов Татарстана, однако русские не имеют своей национально-культурной автономии, что де-факто приводит к дискриминации русских в республике.

В 1992 г. была принята Конституция Республики Татарстан, в которой были определены два государственных языка — русский и татарский. В законе «О языках народов Татарстана» было написано, что они изучаются в равных объемах. Это привело к тому, что русский язык в республике изучается как не родной, количество часов, отведенных на его изучение, значительно меньше, чем в других субъектах федерации.

Что касается школ с «русским этнокультурным компонентом», где русский язык все-таки можно изучать в достаточных объемах, то их, по данным Александра Салагаева, на весь Татарстан всего 14. Для сравнения: в республике имеется 51 школа с чувашским этнокультурным компонентом и 17 удмуртских. При этом русские в Татарстане составляют половину населения.

В своём докладе руководитель Общества русской культуры Татарстана коснулся и проблемы возвращения церковных зданий, в решении которой русская общественность наталкивается на непонимание властей Татарстана. Единственная русская национальная организация в регионе существует уже 20 лет, но все проблемы, на которые оно обращало внимание, по мнению профессора Салагаева, руководство Татарстана так или иначе игнорирует. Это касается и возвращения церковных зданий, и преподавания русского языка в общеобразовательных школах, и кадрового вопроса (русские слабо представлены в органах законодательной и представительной власти республики). Различия в количестве православных храмов и мечетей достигли соотношения 1 к 6. А некоторые храмы до сих пор просто не возвращают Русской Православной Церкви.

Колокольня Богоявленского собора. Казань. Фото А.М. Чеботарь

Показателен пример с колокольней Богоявленского собора в самом центре Казани. Уже несколько лет Общество русской культуры Татарстана безуспешно добивается, чтобы колокольню вернули православным верующим. Однако русскую общественность по какой-то причине отказывается поддерживать глава Казанской епархии Русской Православной церкви архиеп. Анастасий (Меткин). При этом руководство города и республики, к которому Общество русской культуры Татарстана неоднократно обращалось с просьбами о возвращении здания Церкви, ссылается на то, что архиепископ Анастасий, который непосредственно должен выступать от имени верующих, ни разу не обращался за передачей.

Руководитель Общество русской культуры Татарстана констатировал «отсутствие взаимодействия» с руководством Казанской епархии, причём именно из-за нежелания архиепископа Анастасия идти на сотрудничество с русской общественностью Татарстана в деле защиты прав верующих. Одним из направлений деятельности Общество русской культуры Татарстана является пропаганда православных духовных ценностей. Активисты организации участвуют в крестных ходах, два священника входят в правление Общество русской культуры Татарстана. В свое время после обращений к теперь уже экс-президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву были решены многие вопросы, касающиеся возрождения православия в регионе. Однако – безо всякой поддержки со стороны правящего архиерея, епископа Анастасия. Инициативы Общество русской культуры Татарстана практически никогда не находили поддержку у руководства Казанской епархии. Во многом именно по этой причине власти отказываются передавать верующим колокольню Богоявленского собора в Казани.

В 1991 году церковь Ивановского монастыря и комплекс зданий под Казанским Кремлем были переданы православным верующим, а колокольню – была передана коммерческой фирме «Мирас». Однако после обращений Общество русской культуры Татарстана к Минтимеру Шаймиеву решение о передаче колокольни коммерческой структуре было отменено.

Несколько лет назад находящийся недалеко от Казани на территории Седмиозёрской пустыни Святой Ключ решением властей был передан частному предпринимателю Шавкату Абдуллину «для розлива питьевой воды». Решение о передаче Святого Ключа предпринимателю также было отменено после обращения Общество русской культуры Татарстана к президенту Шаймиеву.

Профессор Салагаев акцентировал внимание собравшихся на том, что архиепископ Анастасий в обоих случаях не поддерживал верующих на начальных этапах борьбы, и присоединялся к инициативе русской общественности только тогда, когда уже было ясно, что власти решили идти на уступки. До сих пор в здании Дворцовой церкви Казанского Кремля размещается Музей истории государственности татарского народа. Не трудно представить, как бы отреагировали татары, если бы, к примеру, в здании какой-нибудь исторической мечети Казани размещался бы Музей истории государственности русского народа. Естественно, они были бы возмущены, да и власти Татарстана так никогда бы не поступили. Но то, что не поступили бы в отношении мечети, вполне считается нормальным в отношении здания церкви.

С докладом о проблемах возрождения расположенного на территории Татарстана русского острова-града Свияжск выступил член правления Общества русской культуры Татарстана, профессор Международной славянской академии, архитектор Евгений Игнатьев.

Православной общественности России Евгений Васильевич известен как человек, который 16 лет живет и работает на острове, несмотря на то, что местные власти неоднократно пытались его изгнать оттуда, оставив Казань ради возрождения этой заброшенной «жемчужины России». Русский архитектор напомнил о том, что в 1996 г. группа энтузиастов, среди которых были историки, архитекторы, краеведы, экономисты и экологи, начала работу над концепцией «Возрождение острова-града Свияжск как исторического малого города». Концепция разрабатывалась при поддержке и активном участии целого ряда общественных, профессиональных и государственных организаций: Союза архитекторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Госстроя России, Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и др. Объемный документ прошел обсуждение во многих федеральных инстанциях и получил три положительных заключения на федеральном уровне, после чего был благополучно «похоронен» в Татарстане.

Осенью 2007 г. властями Татарстана была принята концепция возрождения Свияжска, но это была уже совсем другая концепция. Согласно концепции властей Татарстана, Свияжск должен был стать музеем-заповедником под открытым небом, и одновременно – дачным посёлком для республиканской элиты. Власти Татарстана очень хотели бы видеть в Свияжске туристический центр, приносящий прибыль, но реальное возрождение русского города им не нужно.

По мнению Евгения Игнатьева, возрождение Свияжска в качестве малого исторического города до сих пор активно тормозится властями Татарстана. Несмотря на заявления Министерства культуры России, фактически на местном уровне происходит реанимация идеи музея-заповедника на всей территории острова-града, причём на этой территории планируется выстроить и коттеджи (фактически многоэтажные дворцы) для республиканской элиты. Как считает архитектор, местные власти хотят создать «Свияжскую Рублёвку» на фоне монастырей, с монахами в качестве экспонатов».

Председатель Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов выступил с докладом «Русский вопрос в Татарстане и Казанская епархия РПЦ».

Храм-памятник русским воинам, павшим при взятии Казани

Михаил Щеглов рассказал о ситуации с Храмом во имя Спаса Нерукотворного на реке Казанке, более известного как Храм-памятник русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г. Докладчик напомнил, что построенный в начале ХIХ века храм был лишен своего изначального предназначения и облика (Георгиевского креста на вершине, медальонов и надписей) при советской власти, но все же сохранялся как архитектурный объект и исторический памятник. Однако если в советскую эпоху храм находился в относительной сохранности, то с началом в Татарстане «суверенного периода» он стал подвергаться атакам вандалов. Даже кости павших воинов, собранные в подземном склепе, были разбросаны, а сам храм фактически превратился в отхожее место.

После неоднократных просьб православной общественности в декабре 2001 г. архиеп. Анастасий благословил создание прихода, который возглавил о. Фёдор (Ситкин). В заброшенном храме начались богослужения, а верующие стали добиваться возвращения храма в лоно РПЦ. После просьб и неоднократных выступлений СМИ республиканское руководство вынуждено было уступить — в канун так называемого «1000-летия Казани» 4 марта 2005 г. храм был передан Казанской епархии РПЦ. Однако обещанные властями реконструкция и восстановление храма так и не были выполнены, несмотря на то, что перед «1000-летием Казани» из федерального бюджета выделялись огромные суммы на восстановление архитектурных памятников столицы Татарстана. Последние годы вялотекущий ремонт храма был возможен только за счет пожертвований прихожан, привлекаемых за счёт личного энтузиазма о.Фёдора. При этом татарские националисты неоднократно угрожали разрушить православную святыню (последний раз СМИ сообщали об этом в 2010 г.), поскольку символ русской воинской славы они считают «оскорблением» для Татарстана.

В конце октября 2011 г. православную общественность Татарстана и всей России взволновала новость о том, что Храм-памятник Казанская епархия возвращает государству, а службы в нём прекращаются. Однако недоразумение с прекращением богослужений в Храме-памятнике благополучно разрешилось. Настоятелем прихода по благословению архиеп. Анастасия стал настоятель казанского Кизического монастыря. Кроме того, казанский владыка объявил о том, что им найден меценат-спонсор, который займётся финансированием восстановления храма.

С докладом «Мировоззрение русской молодёжи г. Казани» выступил председатель Общества ревнителей истории г. Казани Василий Ордынский, но и он не мог обойти молчанием отношение молодежи к деятельности Казанской епархии.

Он напомнил о незабываемых событиях 1998 г., когда один из лидеров татарских националистов бывший полковник Советской армии Заки Зайнуллин потребовал от архиеп. Анастасия немедленно снять с крестов на куполах храмов «поверженный мусульманский полумесяц». Зайнуллин фактически выдвинул ультиматум: Сегодня мы начинаем работу против Анастасия и русского ига… В случае, если Казанская епархия откажется выполнять наши требования, Татарский общественный центр намерен применить силу… Далее был оглашен список храмов, на куполах которых находятся полумесяцы. И еп. Анастасий пошёл на поводу у татарских националистов, выполнив их ультиматум. Полумесяцы с куполов храмов были сняты.

Совсем недавно, 27 февраля 2011 г. в Казани состоялось организованное Обществом русской культуры Татарстана и движением «Русские за здоровый образ жизни» мероприятие «Русский день», в форме шествия с флагами и транспарантами, на которых были лозунги призывающие к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Целью данного мероприятия было привлечение русской молодежи Татарстана к спорту, русской культуре и сохранению русского языка. Планировался и молебен, ведь в правление Общества русской культуры Татарстана входят священники Русской Православной Церкви. Однако заявленный молебен не состоялся, поскольку пришедшему на мероприятие о. Олегу Соколову проводить его запретил архиеп. Анастасий. Священнику ничего не оставалось как просто присоединиться к шествию молодежи…

Практически каждый доклад конференции «Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения» стал причиной оживлённых обсуждений. Присутствующие согласились с тем, что в Татарстане отрицать «русский вопрос» не получается: реальность такова, что у русских в Поволжье, в центре России есть национальные проблемы. Русские являются здесь коренным населением, но имеют национальные проблемы в качестве этнической группы.

Участники заседания Казанского экспертного клуба РИСИ согласились с высказыванием социолога Людмилы Лучшевой о том, что русские в Татарстане ощущают свою невостребованность, в т.ч. и во власти. Все это начинает напоминать ситуацию в прибалтийских республиках, где русское население неприкрыто ущемляется в правах и свободах. Но если прибалтийские нацисты ведут дискриминацию против русских открыто, то в Татарстане она латентна, но при этом не менее опасна, — отметил Василий Ордынский.

Что касается дальнейшего развития ситуации с русским вопросом как в Татарстане, так и в остальных национальных республиках России, то здесь мнения участников и гостей конференции были схожи: когда люди понимают, что «федеральное правительство русским на местах не поможет, не защитит и не вступится», то они будут стремиться к самоорганизации.

Источник (публикуется с сокращениями)

Реклама

Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения: 2 комментария

  1. Русские «гости» в собственной стране с 1917 г. Сами, по доброй воле, предали на заклание помазанника Божиего, вот и наслаждатесь долгожданной «свободой». Орали «Долой самодержавие!», вот и получайте, вслед за красными бесами их деток — вертикаль власти «демократически избранных» коррупционеров, включая выращенных большевиками т.н. «представителей национальных кадров».

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.