Начала веры и жизни Христианской должно хранить неподвижными

св. Феофан Затворник

Наконец высшее наше духовноучебное заведение принимает окончательное свое устройство (Святитель говорит о завершении строительства корпуса Владимирской семинарии.- Ред.).— Прославим Господа, благоволившего так! Благословим щедроты подавших способы! Возблагодарим поднявших труды в ходатайстве на начало и в заботах по приведению к доброму концу начатого,— и помолимся усердно, да благословит Господь сей первый шаг новой вашей жизни и да не отвратит никогда лица Своего от сей обители мудрости и милосердия во все время стояния ея.

Пусть часть только вас, питомцы, вступает отныне в новое положение; но положение сие таково, что не останется без влияния на остальных питомцев, а от всех питомцев не может не перейти и на начальников ваших и наставников;— так что справедливо день сей надо назвать началом новой жизни сего заведения.

Желаю вам всего доброго в сем новом повороте хотя обычной уже вам жизни, обычных ваших трудов и занятий, желаю сего всем, и вам — начальники с наставниками, и вам — питомцы.— Но и с вашей стороны тоже ожидаю одного благого желания,— желания крепкого — соответствовать видам и намерениям многопопечительной о вас Церкви нашей.— Вы — питомцы Церкви. Явите же себя церковниками не по имени только, но паче по духу и настроению ума, сердца, характера.— Церковь что есть?— Столп и твердыня, по слову Апостола. Отличительная черта ее — есть твердость и неизменность в началах ведения, и в правилах жизни и освящения. Сии-то черты отпечатлеть в себе паче всего попекитесь, не страшась упрека в неподвижности со стороны тех, кои мятутся в вихре помышлений и влаются всяким ветром учения, в достоинство себе вменяя срамную подвижность мнений и достойное укора непостояние жизни. Подобные нынешней, небольшие перемены во внешней жизни вашей пусть не раздражают в вас позыва к изменениям и во внутреннем вашем духе и настроении. Какие большие иногда бывают волны на море? Но, говорят,— эти колебания происходят только на поверхности, не касаясь самого тела вод, низшие слои коих остаются неподвижными. Вот и у вас неизбежны свои движения и перемены; перемены помещения, как теперь, перемены, в иное время, начальников и наставников, перемены методов и предметов обучения и проч., но все сие пусть проходит как бы мимо вас, поверх вас, не касаясь и не колебая глубины обязательного для вас настроения и духа.

В нынешнем у вас событии находя повод к слову, нужным считаю напомнить вам особенно об этом, потому что, как видите, все вокруг нас пришло в движение и все стремится к поновлениям. Не подумал бы кто, что в сих порывах к новизнам нет уже и не должно быть никаких ограничений и исключений. Нет.— Есть область не подлежащая уже поновлениям, именно потому, что, будучи обновлена однажды, пребывает неизменно новою и всеобновляющею. Вот смотрите, какая это область! Истинное обновление человечества произведено уже однажды, и другого не обещано. Древняя мимоидоша (2 Кор. 5:17), уверил Апостол, се быша вся нова. А затем что?— Чаяние твари откровения сынов Божиих чает (Рим. 8:19). Мы, говорит, воздыхаем, и вся тварь воздыхает с нами. О чем? об освобождении от работы тлению. Когда? в будущее возустроение всяческих (Рим. 8:20-23). Итак, видите после обновления человечества в Господе Иисусе Христе благодатью Св. Духа через Апостолов, обновления, действующего и доныне св. Божией Церкви, желать и ожидать с воздыханием благословенно нам только одного обновления,— обновления всей твари, имеющего последовать при кончине мира. До того же времени неизменными и неподвижными надлежит пребывать нам во всем спасительном устроении, преданном Господом св. Церкви на хранение к приложение. Застой, думаете? Нет. В сем-то именно и сокрыт истинный, оживительный дух приснодвижущийся. Само устроение Христианства точно неподвижно, но всякий, вступающий в него и проходящий его, с первой минуты причастившись обновления, постоянно потом крепнет в нем, пока не облечется совершенно в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины. В сем-то и есть таинство, сокрытое от премудрых и разумных и открываемое только младенцам по духу веры.

Понудьте себя и вы войти в обладание сею тайною посредством младенческой веры, и потрудитесь освоиться с этим исходным началом жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. Кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5:17). Для Христианина истинное обновление уже завершено. Все другие приемы поновительные не должны касаться его глубоко, касаться его с той стороны, по коей он есть Христианин. Эта часть окончательно определена и должна оставаться неприкосновенного.

Хранение сей неподвижности духа Христианского в Христианах вверено пастырству от Самого Господа через святых Апостолов. На это же дело служения готовитесь и вы.— Содержите же в мысли сие призвание ваше, и отселе навыкайте быть твердыми и непоступными.

Пусть все вокруг нас движется и изменяется, не увлекайтесь тем и не касайтесь того, потому что во всем этом много может быть такого, что идет наперекор Христовой истины и Христианскому убеждению.— Внимайте же.

Вот непрестанно изменяются и поновляются формы слова человеческого. И пусть. Но если вы во всех многословных произведениях его редко встречаете, или совсем не встречаете того, что выражает существо Христианства, как например: Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1:14), Господь грехи наша вознесе на теле Своем на древо (1 Петр. 2:24), единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть и пр. (Рим. 5:12), то ведайте, что оно приняло ложное направление, и не подражайте ему.

Вот быстро идут вперед науки. И пусть.— Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, каковы следующие: что все пришло в бытие потому, что Бог рече и быша, повелел и создашася,— или что, когда тело возвратится в землю, из коей взято, дух отыдет к Богу, Иже и даде его;— то ведайте, что они уклонились на распутие лжи и не идите вслед их.

Вот повсюду размножаются удобства жизни.— И пусть.— Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, что узкие врата и тесный путь вводят в живот, и кто стал бы проповедывать противное этому, проповедывал бы ложь. Не слушайте его.

Вот уточняются формы взаимных отношений (гуманность, цивилизованность).— И пусть.— Но да не обольстит кто вас лестию, будто, в угоду сему, истина может подать руку лжи,— дух — плоти, Христос — велиару. Кто бы стал утверждать сие, нет истины в нем. Не имейте части с ним.

Вот изобретается все к упрочению благоденствия на земле.— И пусть.— Но то несомненно, что сие никогда не дойдет до того, чтоб не нужно уже было нова небеса и новы земли, по обетованию Божию, чаять.— И кто бы стал настаивать на сем, шел бы против истины,— уклонитесь от такого.

Так и во всем! Утвердите вы в себе сознание духа веры и жизни Христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отревайте. Сие сознание да будет в духе вашем, как утес среди волн моря. В мире живем. Нельзя не встречать происходящих в нем волнений. Но в том, что встречаем их, не лежит какая-либо необходимость увлекаться ими наряду со всеми. Напротив, тут призыв сознавшим истину стоять за истину, обличая ложь.

Осмотритесь кругом. В отечестве нашем, или в членах Церкви нашей, на духовное (собственно) звание Промыслом Божиим возложено — хранить залог святой веры чистым и неповрежденным, как он предан нам Вселенскою Церковью. Если в сем залог — основание обетовании нынешних и грядущих, то значит, на нас почивают надежды Церкви и отечества.— Это так есть, и ведайте, что пока Промысел Божий сам не сложит с нас сего поручения, никакое помышление, как бы оно ни казалось основательным, не может уволить нас от исполнения его и освободить от ответственности, не говорю уже — за уклонение от истины, но за одно нерадение и беспечность в хранении и защищении ее.

Духовное звание по тому делу, которое возложено на него, выше других званий в религиозно-нравственном порядке жизни. Так угодно Промыслу Божию. Сами мы тут ничто. Говорю сие не затем, чтоб возгордить вас, но затем, чтоб раздражить ревность вашу, ваше звание и избрание известно сотворити. Назначение звания высокого, но каждый, принадлежащий ко званию, тогда только становится и сам высоким, когда входит в виды Промысла Божия и начинает ходить достойно звания, в кое призван. Положите сие в совесть вашу и восприимите все оружия на защиту дела Божия.

Смотрите, как быстро дух лжи овладевает званием, которое прямо выше нас стоит в гражданском устройстве.— За ним стоим мы. Отец лжи и на нас уже начал делать нападения и вылазки. Нам надо стать грудью и ни за что не позволить себе пропустить через себя ложь в прочее тело Церкви и отечества. В этом в настоящее время преимущественно призвание наше и ожидаемый от нас подвиг. Взойдите же в сознание сего и позаботьтесь настроиться соответственно тому. Если уже и нас одолеет ложь, чего ожидать? Аще в сурова древи будет сие,— в суси что будет?

Ложь восторжествует. Но ведь это только на время может быть. Придет срок, и оправдается Господь в словесах Своих и победит, внегда судити Ему.— Ложь — есть ничто, призрак. Вся тяжесть суда и осуждения падет на орудие лжи и всех, кто позволит себе быть проводником ее. Горе, им же соблазн приходит.

Все сие в противность духу времени счел я нужным напомнить вам, пользуясь настоящим случаем. Хоть я и уверен, что вы не иначе учите и не иначе учитесь; но все, думается, не излишне подать вам голос одобрения: да — так надо, иначе ему быть не следует. Аминь.

3 ноября 1863 года

В неделю 24-ю по Пятидесятнице, в Семинарской церкви, в день освящения нового Семинарского корпуса

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 104-107

Начала веры и жизни Христианской должно хранить неподвижными: Один комментарий

  1. Русь Святая, храни Веру Православную!

    «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2,8).

    «Поступайте осторожно…потому что дни лукавы» (Еф.5,15,16).

    ДНИ ЛУКАВЫ …

    Дни лукавы, поступайте осторожно,
    Книги разные, не все читать нам можно.
    Полуправда даже хуже явной лжи,
    Ты, читатель, их подальше отложи.

    Книги Осипова больше не читай,
    Он приводит человека уж не в Рай,
    Учит ложно о возможности спасенья
    Без Святого христианского ученья.

    Всем спасение за гробом он сулит,
    О крещении в аду нам говорит,
    Дерзко Библии Святой противореча,
    Души ересью смущая и калеча.

    Дни лукавы, поступайте осторожно,
    Книги разные, не все читать нам можно,
    Есть Затворник – богомудрый Феофан –
    Вот учитель на века для христиан.

    И святитель наш Игнатий Брянчанинов,
    И священники – Свенцицкий, Ельчанинов,
    Богомудрых всех не перечесть, –
    В их творениях все нужное нам есть.

    Одинаково все пишут об одном
    Духом святости, Божественным пером,
    Суть учения Христова раскрывая,
    Веру в истину Господню сохраняя.

    Раньше ереси ведь как и различали?
    Что-то новое в ученье отсекали,
    Вера Господом дана для человека
    До скончания всего земного века.

    Дни лукавы, поступайте осторожно,
    Книги разные, не все читать нам можно,
    Можно духом и душою повредиться
    И навеки в лжи лукавой заблудиться.
    2011г.
    «Человек, подверженный страстям (а это, увы, большинство из нас), не всегда может дать правильную оценку происходящим событиям и лицам, увлекается ложными авторитетами, особенно если такой автор талантлив и популярен. Гипнотическая сила печатного слова плюс личное обаяние автора иногда настолько очаровывают, что слушатель или читатель оказывается не в состоянии трезво оценить слышимое или читаемое. А как часто нам не хватает для правильной оценки нужных знаний или элементарного духовного образования, хотя бы в объеме воскресной школы!
    В такой ситуации опасность подпасть под влияние ложных идей весьма велика. В духовной жизни весьма велика и цена этой ошибки – вечная участь собственной души.
    Сегодня, когда ложные мнения вовсю тиражируются средствами массовой информации, печатью, сея соблазн среди верующего народа, крайне важно непоколебимо держаться истины, заключенной в Священном Писании и Священном Предании Церкви. …
    Каждый православный христианин обязан не только исповедовать православную веру, но хранить ее, защищать ее и учиться ей. Насчет неофитов: они должны начать свое религиозное образование с катехизисов, что было традицией Церкви, в частности духовных школ. Здесь нужна определенная последовательность, как и в любой науке. К сожалению, мы поставлены перед печальным фактом, что одобренные Церковью катехизисы и догматические книги в последнее время стали подвергаться тенденциозной критике, и эта критика вылилась в народ в форме аудиокассет и публицистики.
    Что же делать священникам и мирянам, долг и совесть которых требует и обязывает защищать Православие? Поневоле они должны вступить в полемику с реформистскими и модернистскими выступлениями. Церковь всегда учила истине, а модернисты учат о том, что Церковь ошибалась, и в этом как раз соблазн и искушение для неофитов. Учение Церкви отличается от мирской науки и культуры тем, что оно основано на Откровении, поэтому не развивается, не эволюционирует, а открывается и усвояется. Святой Василий Великий пишет: «В Церковь вводит раскол тот, кто вводит новшество» (Из книги архимандрита Рафаила Карелина «Да никтоже прельстит вас»).

    «Идеи – если только это слово уместно – гуманизма и либерализма, которые когда-то вдохновляли гностиков, начинают все громче звучать в лекциях и статьях современных теологов-модернистов. Преподаватель Московской Духовной Академии А. И. Осипов выступил с «революционной» теорией, которая представляет собой замаскированную под христианство теософию. Он учит, что Христос Своим пришествием на землю сокрушил ад, уничтожил его, и плодом этой победы пользуются люди, которые живут согласно своей совести и убеждениям независимо от их веры. Прямо не отрицая истинности православной Церкви, он говорит о существовании некой «универсальной церкви», членами которой являются или становятся люди по их нравственным качествам. Благодати как освящающей силы для спасения не требуется.
    Взгляды, согласно которым Христос одним Своим пришествием на землю упразднил ад и этим освободил и спас человечество без действия Духа Святого, основавшего Церковь, были известны древним гностикам, подразумевавшим под адом дурную материальность. «Спасение только через исполнение определенных общественных и моральных правил» — это главный догмат либерального христианства, по сути дела уничтожающий остальные догматы. Протестантское учение о небесной церкви, в которой объединятся люди различных конфессий, и теософское учение об общности и равенстве религий лежат в основе высказываний г-на Осипова, для которого существует только одна неведомая церковь, тождественная небесному царству. Необходимость принадлежности к земной Церкви, а также таинств Крещения и Причащения, без которых, по словам Спасителя, невозможна вечная жизнь, г-ном Осиповым прямо не отрицается, но он считает, что и без этого можно быть христианином, даже не веря во Христа как Спасителя мира. Таким образом, вера как главное условие для спасения и богообщения г-ном Осиповым игнорируется» (Архимандрит Рафаил Карелин. О догматических заблуждениях профессора Осипова).

    Храни вас Бог!

    Нравится

Добавить комментарий для Галина Шуркина Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.