Модернистско-католическая перекличка в «Церковном вестнике»

Православным рассказали о папе и Джуссани

Роман Вершилло

«Церковный вестник» публикует по обыкновению невразумительный доклад Ольги Седаковой «И жизни новизна. О христианстве Бориса Пастернака», с которым она выступила на ежегодном экуменическом форуме «Встреча в Римини» (август 2011 г.). В той же конференции принял участие и главный редактор «Вестника» С. Чапнин, чем единственно и можно оправдать публикацию в православном издании доклада, рассчитанного исключительно на католическую аудиторию.

В сочинении О. Седаковой отмечаются такие значимые для православных параллели к творчеству Бориса Пастернака как папская энциклика Dominum et Vivificantem, какое-то послание Иоанна-Павла II «художникам мира», а в особенности учение «дона» Джуссани, основавшего католическое движение «Общение и освобождение».

О. Седакова справедливо усматривает светский характер религии Бориса Пастернака, когда пишет о переживании «внехрамовой литургии», неприметной святости человека и человеческого общения («общение между смертными бессмертно», как толкует Евангелие герой Пастернака) и полностью приветствует эту чудовищную подмену. Она указывает на параллели этого «христианства» Пастернака у Дитриха Бонхоффера и м. Марии (Скобцовой). Седакова сообщает: С настоятельным призывом не заслоняться «набожностью» и не прятаться за готовыми формами благочестия обращался к своему слушателю самый любимый и влиятельный православный проповедник наших лет митрополит Антоний Сурожский, с чем также приходится согласиться.

Однако интересно не только это — такая подмена Церковного Христианства светским мистицизмом становится, похоже, нормой. Удивляет фантастическая некомпетентность Седаковой, которая видна уже в первых строках: Как это ни удивительно, тема христианства в творчестве Бориса Пастернака затрагивалась меньше всего. В качестве исключения можно назвать лишь работы французской славистки Жаклин де Пруайар, друга Пастернака, и отечественного библеиста и историка Церкви Анны Шмаиной-Великановой.

Очень удивительно. Неужели, кроме некоей дамы с двойной фамилией, больше никто и никогда не писал о религии Пастернака? Конечно, нет. О Пастернаке еще в 1959 г. писал знаменитый католический мыслитель-модернист Томас Мертон, и ему давным-давно возразил о. Серафим (Роуз). Ради того, чтобы привести слова о. Серафима, и стоило заводить речь о докладе в «Церковном вестнике».

В ответе о. Серафима мы находим формулировку «нового христианства», которая приложима и к крайним модернистам нашего времени: о. Георгию Кочеткову, о. Петру (Мещеринову) или о. Алексию Уминскому.

О. Серафим писал в 1962 г. в письме Т. Мертону:

«Религия» Пастернака, автора «Доктора Живаго», это «новая духовность», которая чает не «маленького» и «ограниченного» Христа, Которого почитает Церковь, а «нового» Христа, более соответствующего эпохе «свободного человеческого духа». Это дух человеко-бога, сверхчеловека, не грубого, как у Ницше, а утонченного, духовного «нового гуманизма», более подходящего для замены обанкротившегося гуманизма прошлого. Этот дух не друг истинного Христианства, а его смертельный враг.

Моя вера выросла из духовности, которая возникла в пламени советских гонений на Церковь, но эта духовность не имеет ничего общего с «простотой», «примитивностью» и романтической «естественностью» Пастернака.

Вера Пастернака — это расплывчатая и бессильная вера, которая не способна принять Христа, которая верит только в «жизнь», только в этот мир, хотя и облачается в обрывки внешней ризы Православия, но надеется вопреки надежде на то, что ее идеализм может победить в мире сем.

Еще по теме:

31.08.2011 Делегация «православных» модернистов приняла участие в экуменическом форуме в Римини

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.