Ранович, Абрам Борисович

псевдоним Рабиновича, Абрама Борисовича (1885-1948), советский пропагандист атеизма.

Активный деятель Союза воинствующих безбожников.

Доктор исторических наук (1937). Профессор МГУ (1937-1941), старший научный сотрудник института истории АН СССР с 1948 г.

Награжден орденом «Знак Почёта».

Методом исследования в ранних работах Р.А. служат безосновательные сопоставления Христианских Таинств с обычаями или ритуалами разных народов, предпочтительно как можно более примитивных. Так, любые обычаи с использованием воды проходят у Р.А. как аналоги и первоисточники Крещения, а любые обычаи, связанные с хлебом и вином, — Причащения. При этом Р.А. не обладал ни научным аппаратом, ни элементарной честностью, чтобы анализировать действительное содержание и смысл религиозных ритуалов. Его целью является откровенная диффамация и внушение мысли о неоригинальности Христианства.

В дальнейшем Р.А. переводил и компилировал разнообразные атеистические и антихристианские сочинения, начиная с античности до Спинозы и современных авторов. Это принесло ему славу «историка античности», каковой он продолжает пользоваться и до сих пор, хотя его труды никогда не имели никакого научного значения.

В целом Р.А. давал абсолютно фантастическое представление о Христианстве, поскольку был сторонником «мифологической» школы, то есть отрицал историчность Иисуса Христа. «Научным» основанием для этого послужил малоизвестный немецкий автор Артур Древс (Drews). «Мифологисты» совершенно голословно утверждали, что Христианство возникло из некоего культа дохристианского бога Иисуса. Новый Завет подвергался кощунственному препарированию, чтобы доказать языческую первооснову Христианства.

Вместе с «мифологической» школой Р.А. считал, что Христианство возникло не в Палестине, а лишь во второй половине I в. в Малой Азии. Это странное воззрение вытекало из того, что Р.А. и другие «мифологисты» по неизвестным основаниям считали Апокалипсис самой древней книгой Нового Завета, а в Апокалипсисе, как известно, говорится о семи малоазийских городах, где существовали христианские общины.

Разумеется, Р.А. отвергал подлинность свидетельства о Христе у Иосифа Флавия, окончательно доказанную в 1970-х гг., а также подлинное повествование Тацита о христианах, казненных Нероном. И.С.Свенцицкая отмечает: Главный аргумент сторонников мифологической школы заключался в том, что в начале II в. Тацит не мог писать о «великом множестве» христиан, так как их в то время было еще очень мало.

Даже И.С.Свенцицкая признает, что в работах Р.А. можно встретить отзвуки примитивной антирелигиозной пропаганды 20-30-х гг., хотя точнее было бы сказать, что все творчество Р.А. таковой пропагандой и является.

Сочинения:

Происхождение таинства причащения. М., 1930;

Робертсон Дж. Первоначальное христианство // Перевод А. Рановича. М.: Атеист, 1930

Происхождение христианских таинств. М. Московский рабочий. 1931

Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР, Государственное антирелигиозное издательство, 1933

Тит Лукреций Кар. О природе вещей // Примечания А. Рановича и В. Сережникова. М.: Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР, Государственное антирелигиозное издательство, 1933

Спиноза, Бенедикт. Богословско-политический трактат // Под редакцией, с вступительной статьей и примечаниями А. Рановича. М.: Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР, Государственное антирелигиозное издательство, 1935

Античные критики христианства. Лукиан, Цельс, Цецилий, Порфирий, Гиерокл, Юлиан, Либаний. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1935

Очерк истории древнееврейской религии. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1937

Социальная революция в Иудее в 66-73 гг. // Вестник древней истории. 1937. № 1

Иудейская война 66 — 73 гг. // Исторический журнал. Книга 1- 12. 1938

Религия и атеизм в «Истории древнего мира» // Вестник древней истории. 1938. № 3

Первоначальное христианство и его историческая роль // Вестник древней истории. 1939. № 1

Очерк истории раннехристианской церкви. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1941

Климович Л. Праздники и посты ислама. Мусульманский календарь, ураза, ураза-байрам, курбан-байрам // Под редакцией А. Рановича. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1941

Возникновение христианской литературы // Вестник древней истории. 1947. № 3

Восточные провинции Римской империи в I—III вв. М.-Л.: АН СССР, 1949

Эллинизм и его историческая роль. М.: АН СССР, 1950

О раннем христианстве. М., 1959

Миф об исходе и Моисее // Критика иудейской религии. М.: Наука. 1964

Первоисточники по истории раннего христианства // Предисловие И.С. Свенцицкой. М.: Политиздат, 1990

Фронтин Секст Юлий. Военные хитрости. (Стратегемы) // Предисловие А. Рановича. СПб.: Алетейя, 1996

Источники:

Абрам Борисович Ранович (1885 — 1948) // Вестник древней истории. 1948. № 3

К 10-летию со дня смерти А.Б. Рановича // Вестник древней истории. 1958. № 3

Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1973-1982

Древс А. Миф о Христе. М., 1923-24

Древс А. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.