Митр. Никодим и технический прогресс

Технический прогресс является величайшим благом, дарованным Премудростью Божией своему созданию.

Никодим, митрополит Ленинградский и Ладожский. Размышления над книгами Премудрого [о книге Притчей Соломоновых] // Журнал Московской Патриархии. М., 1965. №09. 34-38

Митр. Никодим и технический прогресс: 4 комментария

  1. Интервью со священником Даниилом Сысоевым

    – Отец Даниил, существует ли конфликт во взаимоотношениях научного и религиозного способа познания мира?

    – Безусловно, подобный конфликт существует. Но не между наукой и религией, как это принято считать. На одной чаше весов находятся весьма сомнительные идеалы наукологии, наивные представления о том, что наука может составить объективный портрет Вселенной. На другой чаше – религиозное учение, основанное на Откровениях. Оно утверждает, что истинное знание о природе вещей возможно только от несотворенного Бога, Который и сотворил всю Вселенную.

    И вот между этими двумя позициями и существует весьма серьезный конфликт, который связан с мифом о прогрессе.

    – Научно-технический прогресс – миф? Но ведь мы можем не только потрогать руками его достижения, но и с успехом пользуемся ими…

    – Богословие не отрицает возрастание человека в умении производить материальные блага. Напротив, это лишний раз свидетельствует о сотворении человека Богом, о богообразности человека, если угодно.

    Однако научно-технический прогресс полагает, что человек – это автономное существо, которое может самостоятельно строить свою собственную жизнь без Бога. Сам может познавать все и нет ему преград ни на море, ни на суше. Как, собственно, и пелось в эпоху мнимого господства материализма….

    И в связи с этим возникает конфликт с Откровением, потому что Бог говорит о том, что человек – существо маленькое и слабое, по сравнению с Его собственной силой и Его бесконечной мощью. По слову Господа: «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис. 40, 12–17).

    В признании этого одновременно и вызов нам и наше смирение. Вызов потому, что Богом человеку задается максимально высокая планка в духовном возрастании – уподобиться Ему Самому. Смирение же человека перед Творцом неизбежно в силу того, что мы перед Его лицом не можем самостоятельно сделать ровным счетом ничего. И это – высший принцип христианской жизни.

    Нравится

  2. – Вообще, сколько лет научно-техническому прогрессу как таковому? Что принимается за точку отсчета?

    – Считается, что научный прогресс возникает в конце XV – в начале XVI века. На этот счет есть ряд увлекательных работ Френсис Йейтс, которые показывают процесс зарождения у людей научного сознания, как сознания… «человека-мага». Да, вы не ослышались!

    Научное сознание зарождалось именно как сознание мага. То есть как мировоззрение человека, который может самостоятельно воздействовать не только на положение, но и на природу вещей. Поразительно, но современная наука до сих пор это стыдливо умалчивает, а ведь каковы корни – таково и древо!

    Например, как Николай Коперник (†1543) объяснял, почему именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот? Он ссылался на конкретное мнение… Гермеса Трисмегиста, одного из величайших магов древности: «Солнце есть величайший из богов, живой образ Бога, вокруг которого, как перед троном своего отца, пляшут дети – планеты». Простите, но разве это научное объяснение? Нет, это чистая магия. Тут нет и следа научного обоснования. И вот потом под эту оккультную парадигму начинают подбираться соответствующие факты.

    Этот гибрид христианства и оккультизма привел к появлению некоей новой реальности – научно-технического прогресса. Человек решил, что он может самостоятельно овладеть всей Вселенной «силой своей, могуществом своим». Даже без помощи духовных миров.

    Похожие попытки были всегда, но раньше люди все же по-другому оценивали окружающую реальность и пытались завоевать Вселенную при помощи союза с духами. Сейчас люди решили всего добиться исключительно своими силами.

    Нравится

  3. «Богочеловеческий прогресс имеет свою Богочеловеческую мораль: в нем вся человеческая жизнь руководится и направляемся Богочеловеком. Добро есть то, что Христово; вне этого нет добра. Бессмертие есть главное свойство Христова добра, поэтому оно необходимо в морали Христова человека как чувство, как сознание, как дело, как осуществление. Ощущать Господа Иисуса Христа как душу своей души и жизнь своей жизни и есть бессмертие человека, а через это и этим дана, дается, есть бесконечность мысли, чувства, жизни. Для настоящего христианина бессмертие естественно и логично, а с бессмертием – и бесконечность. Это и дает возможность происходить процессу бесконечного нравственного совершенствования, прогресса на пути к Богу, Который есть полнота всех совершенств и бесконечностей. Поэтому совершенно логичен и естественен категорический императив Богочеловеческого прогресса: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

    Преподобный Иустин (Попович). «Православная Церковь и экуменизм»

    Нравится

  4. преп. Симеон Новый Богослов: «Знамение же и доказательство, показывающее, что царствие небесное истинно есть внутрь нас, есть следующее: если мы не похотствуем никаких привременных благ мира сего, ни богатства, ни славы, ни удовольствий и никакого мирского или плотского услаждения, но удаляемся от всего этого и отвращаемся всею душою и всем сердцем столько, сколько возвеличенные царскою честию и властию удаляются от вращающихся в блудилищах и сколько привыкшие носить чистые одеяния и намащаться мирами и благоуханиями отвращаются от нечистых мест и зловония. А кто не отвращается от всего этого, но имеет пристрастие к чему-либо из того, о чем мы сказали, тот ни видел царствия небесного, ни обонял, ни вкушал сладости и благоухания его.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.