«Православие и мир» продолжает свою проповедь неверия

Встреча независимых социалистических организаций России под Москвой (весна 1988 г.). Слева – В. Гурболиков, член Конфедерации анархо-синдикалистов

На сей раз автором атеистических тезисов выступает некто В. Гурболиков.

По его мнению, вера то, что Господь исцеляет болящих, не отличается от «веры» колдуньям. Он пишет буквально следующее: Вера и живое присутствие Бога, которое вдруг открываешь (иногда открываешь через опыт болезни) – это вовсе не реклама чудесного исцеления. Это был бы такой же обман и самообман, как поход к «целителям» и колдуньям, обещающим полное выздоровление при любых болезнях.

Гурболиков говорит о вере Церкви в исцеление больных: Речь идёт не о каком-то альтернативном варианте лечения: помолился — и на тебе за это, ты здоров.

Если Апостол Иаков говорит, что молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Иак. 5:15), то Гурболиков задается вопросами: А если нет? Если «не сработало»?

Скажем прямо: это вопросы неверующего, и на них нет ответа в Христианстве.

Роман Вершилло

Еще по теме:

18.10.2011 О. Алексий Уминский выступил с атеистическими заявлениями

Реклама

«Православие и мир» продолжает свою проповедь неверия: 59 комментариев

  1. Конечно, Господь исцеляет болящих, но именно по их вере, а не благодаря механическому (часто без всякого понимания) произнесению слов молитвы. А вера наша, как правило, очень и очень слаба.

    Нравится

    • Почему надо делать такую оговорку: по вере, но не механически? Ведь Господь видит и слабую веру, как в случае с тем маловерным родителем из Евангелия, который вскрикнул: Верую, Господи, помоги моему неверию. Слаба вера, но всесилен Господь, Творяй чудеса.

      Нравится

  2. Меня поражает, с какой легкостью модернисты судят. Откуда ты знаешь чужую молитву? «Механическая», «формальная», «часто без всякого понимания».. Не суди! Не тебе судить чужую молитву, это дерзость перед Богом. Ты кто, судяй чужого раба? Своему Господину стоит или падает! Силен господь восставить его. Силен Господь услышать его. За Богом молитва не пропадает.

    Казалось бы, элементарные вещи. Маловерен — так и говори: моя слабая молитва, моя молитва без всякого понимания, я молюсь механически. Это честно. Но этого-то как раз и не услышишь. Будут говорить «у нас молитва механическая, слабая, без понимания», имея ввиду как раз не себя, а — всех кроме себя. Иначе не требовалось бы сложных неопределенно-личных конструкций, говорили бы честно от первого лица. Это является грехом высокомерия и бесстрашного осуждения. Нескромно, очень нескромно говорить: «вера наша, как правило, очень и очень слаба». Вера — дар Божий. Не тебе судить, какая она и сколько ее у людей. Себя знай.

    Нравится

    • Батюшка, я не модернист. И готов говорить о себе самом: моя молитва часто бывает механической, без особого понимания. Потому Господь её как будто не всегда слышит. На самом деле, конечно, ничто не укроется от Бога, но вера моя слаба.

      Нравится

  3. Вообще с некоторых пор стало «хорошим тоном» в беседах о вере нападать на верующих.

    Нравится

  4. а зачем здесь нужна его старая фотография?
    мало ли что, когда-то было?
    как, я догадываюсь, человек изменил свое мировоззрение, покаялся и пришел к Богу.

    может у него и есть проблемы с Православным исповеданием, но анархистом, со всеми причудами,
    то он точно перестал быть. иначе бы не занимал ту должность, которую занимает.

    вы же не вывешиваете рисунки с жизнью прп.Марии Египетской, св.кн.Владимира, прп.Моисея Мурина до их покаяния.

    как-то это не красиво.
    подобное видел у язычников и атеистов, которые с умилением рассказывали о греховной жизни наших святых до их покаяния и прибавляли, тыкая пальцем: «смотри какие у Православных святые!»

    прошлое человека не определяет сегодняшних взглядов человека и если человек уклоняется в ересь,
    то вина лежит на человеке, а не на его прошлой жизни. если так не считать, то можно дойти и до оправдания грехопадений: «у него была тяжелая жизнь, поэтому ему можно».

    Нравится

    • Если бы он изменил свое мировоззрение, то я бы не стал публиковать «старую» фотографию. Анархизм — это массовая идеология, и она продолжает иметь большое влияние. Ее проводниками выступают и многие «православные» модернисты. Посмотрите, например, статью Идеология о. Александра Шмемана

      Нравится

      • он сам говорит, что изменил свое мировоззрение.

        вот его интервью:
        http://www.pravmir.ru/vladimir-gurbolikov-pochemu-ya-nikogda-ne-vstuplyu-v-partiyu-pravoslavnyx/

        там он говорит: «…вместе БЫЛИ анархо-синдикалистами, оба ПЕРЕЖИЛИ СЛОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, почти одновременно ПРИНЯЛИ крещение в православной Церкви…»

        «- Что-то изменилось в мировоззрении?

        Во-первых, пришло окончательное понимание того, что мне не близки любые коммунистические идеи, включая АНАРХИЧЕСКИЕ. Эти идеалы – ЛОЖНЫЕ.

        Равно как и вроде бы противоположная по знаку идеология – либерализм.»

        опубликованное фото 1988 г.. участвовал в левых движениях он до 1992 г.
        а в 1992 году он принял Крещение.

        Нравится

      • Роман, обращу к Вам слова отца Владимира: «Ты кто, судяй чужого раба?.. Вера – дар Божий. Не тебе судить, какая она и сколько ее у людей. Себя знай».

        Нравится

      • Так можно обвинить кого угодно в чём угодно, в том числе и Вас. Вопрос — насколько это честно и правдиво.

        Нравится

  5. Вопрос был: помогает ли вера в болезни.
    Прежде всего, православный ресурс не должен задавать таких вопросов. Вера есть уверенность в невидимом. Какое дело тем, кто имеет увверенность в невидимом, в Царстве Небесном за гробом, до того, что не имеющие этой уверенности высоко оценивают «феномен веры» в ее психическом и социальном «измерении»? Это перенос разговора на иной предмет, не имеющий подлинного значения для верующего. Если верующий начинает рассуждать так, то рискует потерпеть караблекрушение. Этим и опасен сей соблазнительный опрос.
    Вот опрошенная «Правмиром» врач Наталия Слабука отвечает:

    «Вера – своего рода психотерапия, она снижает уровень стресса, уменьшает выраженность псхиосоматической патологии, мобилизует внутренние резервы организма. Как? Наука пока не знает, возможно, за счет изменения секреции нейропептидов».
    Владимир Гурболиков, в отличие от нее, вроде бы начинает правильно: Без веры в Бога, надежды на Его помощь с этим справиться очень сложно. И, увы, переходит на те же нейропептиды, на «опыт Бога»: Но есть опыт, который может поддержать; есть свидетельство, что Бог тут, вместе с тобой. Нет, Владимир. Поддерживает нас в смертельной болезни не опыт, а уверенность в невидимом, упование на то, что обещано Богом, но чего «око не видело и ухо не слышало и на сердце человеку не восходило». И свидетельство о том, что » с нами Бог и Он не оставит душу исповедующуюся Ему» — это свидетельство веры, а не опыта. Чтобы иметь это свидетельство, надо быть в вере. Это дело подвига и Благодати. Благодать может оставить умирающего за неверие, и где тогда будет «опыт»? Нигде, потому что «пептиды» Царства Небесного не наследует.

    Нравится

    • Отец Владимир, Вы с Владимиром говорите разными словами об одном и том же. Ведь религиозный опыт — следствие глубокой веры в Бога. Без веры не будет ни исцеления, ни опыта.

      Нравится

      • Боюсь, что нет. Ибо опытность, о которой говорит Апостол (Рим 5:4) — вовсе не экзистенциальный опыт человека, и не является его потенциалом и собственностью, но — дело веры. В этой опытности необходимо стоять. То есть взирать на все очами веры, что есть непрестанный подвиг. А в опыте не стоят, он всегда с нами. Опытность — не опыт, а смирение души. Под опытом же современные люди подразумевают запечатленные психикой переживания прошлого. И неосновательно считают, что эти переживания могут в злую минуту прийти на помощь. С атеистами так и происходит. А верующим приходит на помощь лишь благодать Божия, никаким опытом неописуемая и всегда дающаяся заново. Христианин живет не опытом, а упованием, не прошлым, а связанной с данной конкретной секундой времени всей Вечностью.

        Нравится

    • Роману Вершилло, прежде чем обвинять меня в чём-либо, стОило сделать, как минимум, три вещи: 1. Дать ссылку на тот небольшой ответ, который я дал Правмиру: http://www.pravmir.ru/vladimir-gurbolikov-vera-eto-ne-reklama-chudesnogo-isceleniya/ 2. Пояснить, что спрашивали меня не пргосто так, а в связи вот с этой моей публикацией, основанной на пережитом: http://www.foma.ru/article/index.php?news=2329 . И, наконец, третье. Просто спросить меня, что и почему я сказал. Это было сложно сделать?..

      Я никуда не прячусь, меня очень легко найти и в интернет, и по телефону редакции. Почему же живого меня судят по одному только неверному истолкованию моих слов?..

      Нравится

      • Гиперссылка на материал на сайте «Православие и мир» (что такое Правмир, я не знаю) дана в первой строчке моей заметки. Вас обвиняю не столько я, сколько Ваши собственные слова. Научитесь мыслить и выражаться православно, тогда мы с Вами поговорим.

        Нравится

      • Простите, теперь понял, что слово «автору» должно вести на статью. Но в чём неправославность-то? Простая мысль, что главное — не само исцеление как таковое, а Евангельские слова: «Впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь»? Вы мне приписываете вовсе не то, что я говорил, а потом сами же и судите.

        Нравится

      • Ваши слова и не просты, и не православны. Они не просты, потому что Вы делаете поправку: А если нет? Если «не сработало»? То есть Вы в область веры вносите сомнение и неверие, каковых нет в Православной Церкви. Вы говорите, что исцеление не главное, значит, Вы не знакомы с тем, как молится о болящих Церковь. См. молитвы о болящих в Православной энциклопедии «Азбука веры».

        Нравится

      • «Ваши слова и не просты, и не православны. Они не просты, потому что Вы делаете поправку: А если нет? Если «не сработало»? То есть Вы в область веры вносите сомнение и неверие, каковых нет в Православной Церкви».

        — нет, Роман. Я не солидаризуюсь с этим «не сработало», а напротив, говорю, что оно уводит от Бога. Что молясь о здравии, прося об излечении, надо быть готовым принять волю Божию, какой бы она ни была. Это никак не противоречит тем молитвам, какие мы возносим, прося Бога о разрешении от тяжкой болезни. То есть я лишь предупреждаю от того самого неправославного, механистического взгляда на отношения с Богом. И в этом вопросе у меня, кстати, с отцом Владимиром Переслегиным нет никаких расхождений.

        Мне кажется, что вся ошибка в том, что Вы наперёд решили, что такой-то церковный человек — модернист. Даже не очень заботясь об определении этого понятия и уяснении позиции человека. И с этого момента читаете предвзято, поскольку перед Вами «идейный враг». И факты выбираете произвольно. То, что я в восьмидесятых, до крещения, участвовал в политических движениях, Вы поставили (хотя это к рассуждениям о болезни не имеет никакого касательства). А то, что в начале двухтысячных у меня была онкология, что у меня есть воспоминания и размышления по поводу опыта болезни — проигнорировали.

        Это неправильно, Роман. Так можно кого угодно обвинить в чём угодно. Наконец, и до самого святого апостола Павла добраться и начать его за речь в Афинах обличить.

        Нравится

      • Еще раз скажу, что написанное Вами говорит само за себя. Вы пишете:

        Речь идёт не о каком-то альтернативном варианте лечения: помолился — и на тебе за это, ты здоров. А если нет? Если «не сработало»? А как быть с тем, что рано или поздно я всё равно должен умереть?

        То есть Вы говорите о том случае, когда молитва к Богу не «сработала». Теперь Вы говорите:

        Я не солидаризуюсь с этим «не сработало».

        Ну так и не солидаризируйтесь, не пишите таких вещей, попросите «Православие и мир» убрать эти слова. Вы разве не понимаете, что подрываете в людях веру в действенность Церковных молитв о здравии и исцелении? При этом Вы обманываете людей, когда говорите, что исцеление не главное. Как быть с верой Церкви?
        Я не писал, что Вы модернист. Модернист — это человек с мировоззрением, пусть и очень неверным. В Ваших словах, скажу Вам прямо, вижу лишь продукты распада модернизма.
        Я провел годы в больницах тоже не по пустяковым болячкам. Лечит вера, и мы должны опираться не на сомнение, а на веру. Это выше нас.

        Нравится

      • Роман, то есть по-Вашему, православная молитва предполагает полную уверенность, что сбудется именно то, чего хочет просящий, а не то, что угодно Богу?? Вот это и есть прямой путь к отчаянию. Моя бабушка когда-то ушла в комсомол из Церкви после того, как её детские молитвы о больной маме, как она считала, «не были услышаны». Мама умерла. И она подумала: Бог либо жесток, раз меня «не услышал», либо правы коммунисты, и Бога нет… Вот к чему может привести такая сверх-уверенность.

        Моё исцеление произошло после соборования. Лечащий врач говорил мне, что мой рак очень агрессивный. И вот, после операции и всех курсов «химии» анализы показали, что болезнь возобновляется. И началась подготовка к новой, намного более тяжкой операции. Накануне, чувствуя, что нужно приготовиться к любому исходу, я попросил о соборовании. А спустя несколько дней новые анализы показали картину совершенно здорового организма. Вот это для меня и было чудом Божиим. Как раз то, что Бог дал БОЛЬШЕ, чем я смел просить. Дал по смирению, а не по моему требованию исцелить меня. Я веровал. Но веровал не в то, что я нуждаюсь именно в исцелении, а в то, что Бог знает, что надобно, лучше меня.

        И разве это неправославно?.. Тогда вот Вам ответ не от меня:

        «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. о Господь сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи’. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто. (2 Коринфянам 12:1-11)»

        Кстати, Вы по ссылке, данной мной, ходили? Читали про «водку с маслом» и «старцев»? Поверившая в эту водку «от Бога» женщина сгорела за несколько месяцев. Так что Ваша уверенность (что Вы кругом правы, а мои слова неправославны и ведут к унынию и неверию) может оказаться ошибочной.

        Нравится

      • Роман, то есть по-Вашему, православная молитва предполагает полную уверенность, что сбудется именно то, чего хочет просящий, а не то, что угодно Богу??

        Апостол говорит: Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1:6-7). Ваши беспомощные повествования про «женщин с водкой» здесь ничего не могут изменить.
        Не знаю как Вы, а я считаю наш с Вами разговор оконченным.

        Нравится

      • В том то все и дело, что Апостол говорит не об опыте, а опытности (по славянски «искусство»). То есть правильно взятой производной опыта. Это смирение и упование на Бога. Вот опытность. Невменение, как говорят Отцы. А там где Апостол ссылается на ведения, он прямо оговаривает, что это не артефакт опыта, что «в теле или вне тела, не вем», тогда как опыт принадлежит здешней жизни. А Апостло прямо заявляет, что его восхищение в Рай не принадлежит его земной жизни. Он во-первых не признает это «опытом жизни», заявляя что видение было с человеком, которго он «знает во Христе», а не по плоти. Во вторых, не знает, в теле или вне тела. В третьих, заявляет о невозможности передать слышанное там человеческими словами, то есть в понятиях опыта.

        Опытность же — дело веры. Но никак не опыт, который принадлежит падшему естеству. Когда о. Иоанн Кронштадтский пишет в дневнике: «Опыт» — он пишет о своем опыте смирения, самоотвержения, взывания к Богу, покаяния, сокрушения сердечного. И в ответ на это он по вере получает благодать. Но Вы, как мне показалось, имели в виду НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПЫТ БЛАГОДАТИ. А вот это уже неправильно, ибо благодать сверъестественна и быть предметом опыта не может.

        Нравится

      • Благодать есть предмет веры!
        И благодатные видения — тоже.
        И для Апостола его восхищение в Рай — предмет веры, а не органического опыта его души.
        И для Блаженной Феодоры ее мытарства — предмет ее сознательной Христианской веры, а не эзотерического опыта.

        Нравится

      • «В том то все и дело, что Апостол говорит не об опыте, а опытности (по славянски «искусство»). То есть правильно взятой производной опыта. Это смирение и упование на Бога».

        Отче, ну и что же? Где противоречие между нами?..:)

        Ещё раз нижайше прошу посмотреть мои комментарии и диалоги в теме. Мне кажется, поиск модернизма, поиск врага постепенно начинается превращаться в самоцель. А я не враг Вам. Даже если бы был ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ повод для спора. Даже если б мы тут обсуждали ситуацию с «Благодатным огнём» или тему апокатастасиса.

        А сейчас и повода нет. Всё неловко: и передёргивание моей мысли, и фото «неродившегося» ещё христианина Владимира, участника левацкого движения из восьмидесятых… Зачем же? Разве любой метод позволен в борьбе со «врагами»?

        Я с радостью готов к общению и с Вами , и с Романом, я не на другой планете. Нельзя никому настолько явно желать видеть кого-то во врагах. Вообще — слово «враг» я бы не применял по отношению к тем, с кем причащаемся вместе в единой Церкви, а значит, из одной Чаши. Это возможно лишь после отлучения. Да и то… дурное это слово для тех, кому Господь заповедал врагов — любить.

        Итак, прошу всё же непредвзято рассмотреть моё «дело».:)

        Христос посреди нас.+

        Нравится

      • «Апостол говорит: Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1:6-7). Ваши беспомощные повествования про «женщин с водкой» здесь ничего не могут изменить.
        Не знаю как Вы, а я считаю наш с Вами разговор оконченным».

        То есть не читали. А остальные аргументы, включая Послания святого апостола и слова Самого Господа — это всё даже не стоит Вашего высокого внимания.

        Понятно. И очень некрасиво с Вашей стороны. Очень больно и грустно.

        Нравится

      • Оговориться хочу, отец Владимир, по поводу соотнесения веры и опыта.

        Вы пишете: «Нет, Владимир. Поддерживает нас в смертельной болезни не опыт, а уверенность в невидимом, упование на то, что обещано Богом, но чего «око не видело и ухо не слышало и на сердце человеку не восходило». И свидетельство о том, что » с нами Бог и Он не оставит душу исповедующуюся Ему» – это свидетельство веры, а не опыта». Опыт я никак не ставлю выше веры. И мой взгляд никак не противостоит тому, о чём Вы мне заочно написали. Тем более, что сам святой апостол Павел свидетельствовал о значении опыта в пути к Богу:

        «Итак, оправдавшись ВЕРОЮ, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого ВЕРОЮ и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения ОПЫТНОСТЬ, от ОПЫТНОСТИ надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (К Римлянам 5:1-5)».

        Сказанное мною в комментарии превратно истолковано и не отрицает, а напротив, предполагает несомненную веру в то, что всё происходит по воле Божией.

        Нравится

      • Обращусь непосредственно к Вашему тексту.

        «Что имеют в виду люди, говоря о победе над болезнью с Божией помощью? Чудо? Исцеление? Да, такое случается, я сталкивался с подобным, в том числе и в собственной жизни, на собственном опыте. Хотя это совсем не перечеркивает труд и усилия врачей. Но важно, мне кажется, отнестись к этому правильным образом. Понять, что речь идёт не о каком-то альтернативном варианте лечения: помолился — и на тебе за это, ты здоров. А если нет? Если «не сработало»? А как быть с тем, что рано или поздно я всё равно должен умереть?»

        Если речь идет о Божием чуде победы над неизлечимой средствами медицины болезнью, а не только о духовном укреплении в болезни — то есть о благодатном исцелении, то перед нами действительно альтернативный вариант лечения.

        Да, это именно так. Помолился Святой Иоанн Кронштадский, помолился Святой Иоанн Шанхайский — «и на тебе за это», как Вы выражаетесь. Больной здоров. Труд и усилия врачей в данном случае абсолютно тщетны.

        Это Ваша первая ошибка. Чудо именно перечеркивает труд врачей, упраздняет его.

        «Вера и живое присутствие Бога, которое вдруг открываешь (иногда открываешь через опыт болезни) – это вовсе не реклама чудесного исцеления».

        Благодать Духа Святого, которой дается вера, призывает к молитве. Вся возможна верующему. Просите и дастся вам. Церковь настойчиво призывает молиться об исцелении болящих. Церковь проповедует благодать исцелений всеми молитвами, всеми чинопоследованиями, всеми мощами и чудотворными иконами. Богу угодно, чтобы христиане просили Его именно об исцелении. И мы обязаны подчиняться. Прося на Соборовании «исцели ны, Боже», поя в тропаре о болящих «избави недугов и горьких болезней», на Литургии «врачебную Твою силу с небесе низпосли, воздвигни его от одра болезненного», мы просим не условно, а безусловно. Как написано, так и просим. Мы верим, что Господу это возможно — Он дал нам, как Вы дерзко, выражаетесь, не «рекламу», а точную проповедь Своего всемогущества в Евангелии, в житиях Святых, в церковном Предании.

        Это Ваша вторая ошибка. Мы должны подчиняться Церкви и просить об исцелении.
        Не ставя встречных условий. Ваша бабушка потеряла веру не потому что Бог не исполнил ее детского прошения. Проводить здесь связь некорректно. Если Бог не исполняет нашего прошения, то на то Его Святая воля, что тоже является предметом нашей веры. Но это не значит, что мы должны просить с двоящимися мыслями. Апостол прямо запрещает это. (Иак 1:8).

        «Это был бы такой же обман и самообман, как поход к «целителям» и колдуньям, обещающим полное выздоровление при любых болезнях».

        Неправда. Грех обращения к колдуньям и целителям состоит не в том, что хотят исцелиться, а в том, что изменяют Богу и верят лгунам и бесам.

        Когда же человек обращается к Богу с мольбой о чудесном исцелении, веруя, что Богу это возможно при любых болезнях, в этом обмана и самообмана нет, а есть чистая правда.

        В этом Ваша третья ошибка.

        «Речь о другом, – благодаря вере и какому-то очень личному (у каждого это по-своему) соприкосновению с Богом, человек не отчаивается, находит в себе силы продолжать жить полноценной жизнью. Даже в болезни. Иногда жить даже полнее, чем в те времена, когда со здоровьем у него все было в порядке. Справиться с болезнью – это прежде всего значит оставаться любящим, достойным человеком – отцом, мужем, сыном, дочерью, матерью, женой. Помогать близким не отчаяться. Справиться с болезнью, – значит не отдаться состоянию паники и ужаса, не превратиться в маньяка, помешанного на своем излечении. И не впасть в чёрную тоску, если в излечение не верится.

        Серьезная болезнь способна нанести душе человека, его рассудку сильнейший удар. И это бывает страшнее, чем сама болезнь. Без веры в Бога, надежды на Его помощь с этим справиться очень сложно. Но есть опыт, который может поддержать; есть свидетельство, что Бог тут, вместе с тобой. И это знание помогает иначе, правильнее вести себя в любой ситуации, даже перед лицом смерти. Вот в чём, на мой взгляд, основной смысл этого чуда. Ну и конечно, если ты сам прошёл через такое, то понимаешь: тебе дано время, и это время вдвойне совестно транжирить. И начинаешь думать, как же изменить жизнь, которая просто не может, не должна оказаться бессмысленной».

        То есть, по Вашему, смысл Христианской веры в том, что она помогает перенести удар, остаться достойным человеком, преодолеть панику, сохранить работоспособность. Но чем тогда Христианская Вера отличается от Ислама ,от коммунистической идеологии, от стоицизма?
        Под всем, что Вы написали в этих двух абзацах, подпишется и мусульманин и буддист.

        Ваша четвертая, главная ошибка: вера во Христа – это не способ не отчаиваться в этом мире, а сама победа над миром.

        Нравится

      • Отче, дорогой, а Вы ведь меня даже по имени ни разу не назвали. Ни Вы, ни тем паче Роман. Для Вас есть логика, а меня, собрата, человека — словно бы и нет… Как же так, а?..

        «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар.
        Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила
        Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. (Иисус, сын Сирахов 38)».

        Когда я болел, мои друзья, хорошие, молитвенные, церковные люди, принесли книжку. Обложка, шрифт, оформление — всё в этой книжке вопиет о «церковности», а повествует она о том, как мне спастись от смерти… водкой на постном масле. Нет, кроме шуток. Дескать, «старцы» (старцы в таких изданиях всегда анонимны либо, если есть имя, то совершенно отсутствуют ссылки на какие-либо другие авторитетные источники: издания, архивы) давно знают лекарство от рака. Оно очень простое, но до недавнего времени знатоки тайну почему-то скрывали. А теперь открыли. Оказывается, спасает от рака регулярно выпиваемая водка с подсолнечным маслом. Естественно, выпиваемая с молитвой.

        Я спрашиваю у друзей, зачем водка, если на моих глазах врачи, делая операции, подбирая лекарства для химиотерапии, делают всё, чтобы мне и моим товарищам по болезни — помочь? Я вижу, как борются с опухолями, я уже знаю, что многие виды рака излечимы. А ещё я прекрасно помню, как умерла Ксения Курякова — мама трёх детей, которая отказалась от лечения и стала «лечиться» по этим самым заветам «старцев»… Её похоронили очень скоро — а я знаю, что она могла бы ещё жить.

        Мне не трудно было бы показать Вам брешь в Ваших доводах. Хотя бы то, что если допустить, будто чудо Божие перечеркивает усилия врачей, (а врачевание врачей – от Вышнего) то получается, Бог перечеркивает одно свое действие – другим. Равно как и возразить, что буддист с мусульманином, пожалуй, вполне и с пафосом Нагорной проповеди Спасителя согласятся. И что? Мог бы написать развёрнуто, что исполняя волю Церкви и молясь об исцелении, всякий человек должен одновременно говорить про себя ли, вслух ли «если будет на то святая воля Твоя». И принять смиренно всякий ответ Господа. Как трижды принимал его святой апостол Павел, которому не дано было исцеления от его болезни. Мог бы — но у меня ощущение, что Вы не со мной говорите, меня вовсе не замечаете. Любить не желаете, а потому и не спешите ответить на мои слова о вражде. Я — идейный враг, вот что вновь и вновь выходит. А врага уничтожают. И опускаются руки…

        Нет здесь доказательства моей неправославности. Есть безличностное перечисление пунктов обвинения. Словно человека перед вами и нет вовсе. Я почти умолял Вас прочесть не только один жалкий комментарий с Православия и мира, а также хотя бы те пояснения, что были мной сделаны в диалоге, Но ни Вы, ни автор статьи словно не слышите меня. Это страшно. И это — я уверен — вовсе не то, чего от нас ждёт Господь. Даже в идейном противостоянии.

        Нравится

      • Видимо, всё же необходимо прояснить ситуацию и попунктно ответить на Вашу критику. Которую братья миряне используют тут для огульных обвинений в не-православии.

        Первая Ваша претензия ко мне:

        «Если речь идет о Божием чуде победы над неизлечимой средствами медицины болезнью, а не только о духовном укреплении в болезни – то есть о благодатном исцелении, то перед нами действительно альтернативный вариант лечения. Да, это именно так. Помолился Святой Иоанн Кронштадский, помолился Святой Иоанн Шанхайский – «и на тебе за это», как Вы выражаетесь. Больной здоров. Труд и усилия врачей в данном случае абсолютно тщетны. Это Ваша первая ошибка. Чудо именно перечеркивает труд врачей, упраздняет его».

        — По одному вопросу я уже пытался ответить, протицировав Библию. Мысль Библии: врачебное искусство — это дар Божий. «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его». Исцеление никакая не альтернатива лечению, потому что в этом случае получается, Бог перечеркивает одно свое благое действие – другим. А речь идёт именно о ЧУДЕ исцеления. Которого врач не добьётся своим искусством. Оно внеплановое, не-чаемое. Иначе это уже не чудо, а именно что альтернативный вариант лечения. Медицина излечивает множество болезней, причём поставив процесс лечения «на поток». А молитву святого Иоанна «на поток» не поставишь: это в каждом случае уникальный акт, подвиг веры, чудо Божее.
        И второе замечание. Я вовсе не против аллегории с лечением. Не против, пока мы здесь беседуем. Но при обращении к широкой публике фраза «альтернативный вариант лечения» (в обстановке тотального недоверия медицине и сверх-доверия оккультным практикам) — формулировка небезопасная. Я привёл одну из многих историй о том, сколь плачевен может быть результат такого смешения, рассказав историю многодетной матери, которая предпочла лечению полученные через церковных знакомых брошюрки. Мне их тоже приносили, и тоже верующие, церковные люди. Она приняла с верой в исцелени и с молитвой, я — с верой в то, что Бог Сам управит и с молитвой — отверг эти листки. Она «сгорела» за несколько месяцев, а мне Господь продлил дни… Так что смешение формул сейчас весьма опасно. Наши современники зачастую понимают это неверно. Я уверен в том, что Вы, будучи опытным духовником, не обещаете чадам, которых напутствуете в тяжёлой болезни, что после молитвы они все непременно будут исцелены, поскольку применён некий «альтернативный метод лечения». Наверняка Вы находите иные слова для Ваших страдающих чад.

        Вторая:

        «Благодать Духа Святого, которой дается вера, призывает к молитве. Вся возможна верующему. Просите и дастся вам. Церковь настойчиво призывает молиться об исцелении болящих. Церковь проповедует благодать исцелений всеми молитвами, всеми чинопоследованиями, всеми мощами и чудотворными иконами. Богу угодно, чтобы христиане просили Его именно об исцелении. И мы обязаны подчиняться. Прося на Соборовании «исцели ны, Боже», поя в тропаре о болящих «избави недугов и горьких болезней», на Литургии «врачебную Твою силу с небесе низпосли, воздвигни его от одра болезненного», мы просим не условно, а безусловно. Как написано, так и просим. Мы верим, что Господу это возможно – Он дал нам, как Вы дерзко, выражаетесь, не «рекламу», а точную проповедь Своего всемогущества в Евангелии, в житиях Святых, в церковном Предании. Это Ваша вторая ошибка. Мы должны подчиняться Церкви и просить об исцелении. Не ставя встречных условий. Ваша бабушка потеряла веру не потому что Бог не исполнил ее детского прошения. Проводить здесь связь некорректно. Если Бог не исполняет нашего прошения, то на то Его Святая воля, что тоже является предметом нашей веры. Но это не значит, что мы должны просить с двоящимися мыслями. Апостол прямо запрещает это. (Иак 1:8)».

        — Со всем согласен. Но привёл здесь пример не зря: сразу стало видно, что Вы решили, будто я предлагал молиться «гуманитарно», без веры. Это не так. Я как раз опасаюсь появления этих самых встречных условий и предостерегаю от них. Пишу, чтобы не забывали про Его Святую волю. Которая может не совпасть с нашими ожиданиями. Да, мы должны просить, просить с верой. Но не ставя Богу условий. Иначе мы искушаем Господа. Чистосердечное прибавление «впрочем, не как я хочу, а как Ты хочешь» — это и есть отсутствие двоения мысли.

        Третья:

        «Неправда. Грех обращения к колдуньям и целителям состоит не в том, что хотят исцелиться, а в том, что изменяют Богу и верят лгунам и бесам. Когда же человек обращается к Богу с мольбой о чудесном исцелении, веруя, что Богу это возможно при любых болезнях, в этом обмана и самообмана нет, а есть чистая правда. В этом Ваша третья ошибка».

        — А если целитель называет себя не колдуном, а афонским старцем? И сидит под иконами? Мы-то с Вами наверняка разберёмся, действительно ли он принадлежит Церкви и служит Богу. Но неопытный человек может ошибиться. И чтобы разобраться, он должен видеть разницу между колдовскими мантрами (а ими могут служить и православные тексты!) — и той самой сердечной и верной Богу молитвой, о которой Вы пишете. Он должен насторожиться, если самый расправославный на вид человек начнёт давать ему гарантии исцеления, если он столкнется с тем, что человек этот, словно врач, принимает «пациентов» и ставит «исцеления» «на поток». Чтобы не обмануться, надо всё же больше бояться согрешить, чем не выздороветь. Не превращать исцеление в самоцель. Иначе — какая тут вера в Бога? Истерическое, всецелое желание выжить ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Это если и вера, то не христианская.

        И четвёртая:

        «То есть, по Вашему, смысл Христианской веры в том, что она помогает перенести удар, остаться достойным человеком, преодолеть панику, сохранить работоспособность. Но чем тогда Христианская Вера отличается от Ислама ,от коммунистической идеологии, от стоицизма? Под всем, что Вы написали в этих двух абзацах, подпишется и мусульманин и буддист. Ваша четвертая, главная ошибка: вера во Христа – это не способ не отчаиваться в этом мире, а сама победа над миром».

        — Нет, не в этом смысл. И то, что под какими-то словами подпишется мусульманин или буддист — не аргумент. Я не понимаю, отчего Вы решили, будто я свёл нашу веру к частности. Я обратил внимание на одну частность, но это не одно и то же. Смысл Христианской веры — в Спасении. Которое достигается через преодоление страстей и уподобление Богу в Любви. Отчаяние, уныние, безделье — это страсти и грехи, которые словно тяжёлые гири, могут повиснуть на ногах, сковать нас и мешать двигаться ко Спасению. Разве это маловажно?.. Речь не о том, чтобы представить нашу веру — тонизирующим средством, подпоркой для удобной жизни. Вера выше любой работы, успеха, здоровья, долголетия. Это так. Но это не означает, будто те плоды нашей веры, каковой мы по милости Божией обретаем в исцелении, маловажны и ничтожны. И я говорил именно о таких плодах: уверении в присутствии Божием, преодолении отчаяния, избавлении от уныния и так далее.

        Естественно, в трёх абзацах комментария было невозможно сделать все оговорки и отразить все грани такой огромной темы.

        То есть всё-таки: мы с Вами говорим об одних и тех же вещах. Разногласий в подходах я не вижу. А то, как именно Вы отнеслись к моему тексту, по-прежнему приписываю негодному методу, каковой был использован при написании статьи: искажением моей авторской мысли из-за определённого политизированного отношения к сайту, сотрудники которого проводили опрос.

        Нравится

  6. Кстати, почему Вы пишете «некто В.Гурболиков»? Правильно было бы «известнейший религиозный журналист Владимир Александрович Гурболиков».

    Нравится

  7. А вот исцеление без веры:

    5.10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. Ин 9, 7. Лк 17, 14.

    5.11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;

    5.12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

    5.13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист».

    5.14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. Лк 4, 27.

    Нравится

  8. А вот воскрешение без веры:
    12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
    13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
    14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
    15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его.

    Нравится

  9. А вот и религиозный опыт без веры:

    4 Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
    5 Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

    Нравится

  10. Протоиерею Владимиру Переслегину:
    Спаси Вас Господи, батюшка, за подробный и очень точный разбор ошибок в статье Владимира Гурболикова!

    Владимиру Гурболикову:
    Уважаемый Владимир, если вы действительно не с «другой планеты» то стоит написать опровержение статьи, т.к.:

    «…а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» Мф 18, 1–11

    Ваша статья разрушает веру!

    С Уважением

    Нравится

    • Это неправда. И неправда, напраслина ничем не доказана. Большинство моих доводов просто проигнорировали.

      По одной причине: я — заведомо объявлен идейным врагом. А значит, меня можно не слышать и не принимать за брата во Христе.

      Нравится

      • В ответе о.Владимира достаточно доказательств!

        Но ВЫ их не слышите, а продолжаете упорствовать! Сами себя загоняете в идейные враги! Откажитесь от заблуждений и мы с радостью откроем Вам свои объятья!

        С Любовью

        Нравится

      • Владимир, мой совет проще: не ищите чёрной кошки в чёрной комнате. Где этой кошки нет. Как нет ничего ужасающего и противохристианского в моём комментарии.

        Потому что если я в нём заблуждаюсь, то надо из Ветхого Завета вырезать слова о почитании искусства врача, из Евангелия выдрать Гефсиманское моление о Чаше, а из апостола Павла убрать часть одного из Посланий к коринфянам. Из многих молитв удалить слова «но да будет на всё святая воля Твоя». Я писал об этом, но эти «мелкие» доводы тут предпочли проигнорировать. Если такое Православие хотят защитить здесь, то это наводит на размышления…

        Батюшке ответил, как мог. И максимально лично. Поскольку хотел бы увидеть глаза пастыря и человека, а не только обвинительные тезисы.

        Нравится

      • «Обвинения направлены против Ваших слов, которые православными не назовешь.»

        Дорогой Владимир! Если Вы подскажете, как же быть с приведёнными мною примерами из Писания, то я буду весьма признателен. И как быть с историей умершей женщины, которую отчего-то не захотел прочесть Роман Вершилло. И что делать с той истиной, что Господь лучше нас с Вами знает, что полезно для нас. А значит, не всякая наша молитва будет исполнена по нашему только произволению — но только по воле Божией. Потому-то в молитвах слова о воле Божией сопутствуют всякой нашей просьбе.

        Я не отрицал Божиих чудес, не отвергал непременность молитвы, не говорил о напрасности веры в милосердие Божее. Я предупреждал только от одного: отношения с Богом исключают торг. Это отношения любви; это отношения чада (неразумного иногда) со всеведущим Отцом. Который каждому даёт то, что тому потребно для спасения. И болезнь, и исцеление, и — иногда — кончину. Это не так? Тогда встаёт вопрос, кто тут неправославен. Кто лишил Господа всеведения и свободной воли спасти нас или судить по грехам. Я этого не делал.

        Нравится

      • «…нет ничего ужасающего и противохристианского в моём комментарии.»

        Очень жаль, Владимир, что Вы не видите яда, скрытого в Вашей статье…
        Не искусство врача исцеляет человека,
        и не лекарства, но Господь. Если нет Воли Творца, к выздоровлению больного, напрасно трудится лекарь!

        «Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж.» Пс 126

        «Вера и живое присутствие Бога, которое вдруг открываешь (иногда открываешь через опыт болезни) – это вовсе не реклама чудесного исцеления. Это был бы такой же обман и самообман, как поход к «целителям» и колдуньям, обещающим полное выздоровление при любых болезнях.»

        Господь обещает полное выздоровление при любых болезнях! И это не обман и не самообман, — это Евангелие Иисуса Христа!

        «Евангелие от Марка 9:23
        23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ.

        Евангелие от Матфея 17:20
        20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда’, и она перейдет; и НИЧЕГО НЕ БУДЕТ НЕВОЗМОЖНОГО ДЛЯ ВАС.

        Евангелие от Марка 11:22–25
        Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: ВСЁ, ЧЕГО НИ БУДЕТЕ ПРОСИТЬ в молитве, верьте, что ПОЛУЧИТЕ, — и будет вам.»

        Или Вы не читали Евангелие, или вы
        не верите словам Христа!!!
        Но хуже всего то, что Вы заражаете своим неверием людей у которых и без
        Ваших писулек веры почти нет!!!
        А за это, если не покаетесь, скоро придется отвечать пред Нелицеприятным Судией!

        «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению»(Иак. 3, 1–2).

        Помоги Вам Господь

        С Болью и Любовью

        Нравится

      • «…нет ничего ужасающего и противохристианского в моём комментарии.»

        Очень жаль, Владимир, что Вы не видите яда, скрытого в Вашей статье…
        Не искусство врача исцеляет человека,
        и не лекарства, но Господь. Если нет Воли Творца, к выздоровлению больного, напрасно трудится лекарь!

        «Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж.» Пс 126″… И т.д.

        Владимир, цитаты эти столь же ценны для меня, как и те, которые я тщетно напоминал здесь. И которые отчего-то напрочь проигнорированы. Потому и возникает однобокое истолкование моих слов, что вот так отнеслись к Писанию — удобное, чтобы обвинить, взято, а то, что объясняет мою мысль и оправдывает меня, даже не обсуждается. Исчезла бы сама возможность приписать мне то, в чём обвинили.

        Нравится

      • «…крепкая сеть мужу — собственные уста и уловляется словами уст своих.» Пр 6:2

        Подай Вам Господи смирение и мужество понять и признать справедливость того в чем Вас обличили!

        «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Пр 9:8

        С Любовью

        Нравится

  11. «Нет здесь доказательства моей неправославности. Есть безличностное перечисление пунктов обвинения. Словно человека перед вами и нет вовсе.»

    Вашу личную православность оценит только Господь. Обвинения направлены против Ваших
    слов, которые православными не назовешь.

    С Любовью

    Нравится

  12. «Я не отрицал Божиих чудес, не отвергал непременность молитвы, не говорил о напрасности веры в милосердие Божее. Я предупреждал только от одного: отношения с Богом исключают торг.»

    Вот об этом и стоит написать в опровержении:)

    Нравится

  13. «И как быть с историей умершей женщины, которую отчего-то не захотел прочесть Роман Вершилло.»

    “Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Матф.4:7)

    Господь непременно исцелит болящего, но таким способом, каким пожелает. И если Его Воля в том, чтобы прокаженный показался священнику, то крайне не разумно, больному требовать исцеления сейчас же.
    Ее убила гордыня и своеволие.

    «Кто лишил Господа всеведения и свободной воли спасти нас или судить по грехам. Я этого не делал.»

    Вы лишили Его свободной Воли услышать наши молитвы! И обвинили во лжи!

    Нравится

    • Владимир Александрович, Вы невнимательны.
      Я обращался к Вам по имени.
      И не только в этом Вы невнимательны.
      Никто не спорит с Вами, что врач от Бога. Но не надо чудо Божие смешивать с человеческим, благословенным Богом, искусством. «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин».
      Не одному Вам довелось пройти через страдания плоти и различные инвазийные вмешательства. Обычно верующие люди предпочитают не делать свой опыт всеобщим достоянием — может быть потому, что не наш опыт, даже самый значительный, горький, поучительный — а Откровение Божие и вера — являются источниками Воды Живой для Христиан.
      Однако, предлагая «городу и миру» свои переживания, надо щадить ближних. Чего не хочешь себе, не делай другому. Я говорю это, Владимир, о глубоко возмутившем меня описании Вами «бывшего архитектора Рудольфа» (почему он бывший? архитектор пока жив — архитектор, рано как и врач и учитель!), которого Вы, занятый своими переживаниями, увидели и запечатлели «спящим Рудольфом дышавшим свистляво сквозь свою фистулу, вставленную в горло». Я бы не хотел, чтобы так описали моего больного отца или брата. И напечатали в «Фоме».

      Нравится

      • Простите, отче, виноват, что несдержан.

        Постарался ответить попунктно и спокойно, и вновь вижу, что приотиворечия наши мнимые. Рождены предвзятым отношением, которое заложено некорректно сделанной публикацией, под которой мы дискутируем.

        Что касается записок, то пусть Бог рассудит. Пока Вы первый, кто увидел в тексте опасности. Хотя отзывов было много. Да и с пастырями, духовниками, мы всегда советуемся в таких вопросах. Отдельно о Рудольфе. Описал я его не спящим. Напротив, бодрствующим, деятельно любящим ближних, несмотря на тяжелейший недуг. Естественно, сменил имя. Да и публикация отстоит от времени болезни на много лет…

        Нравится

  14. Хочется поблагодарить Владимира Р. И еще сказать Владимиру Груболикову, что нелегко написать хороший, правильный текст в защиту веры. У Вас вот не получилось и приходится отбиваться. Если бы там было: «Молись Богу с верой об исцелении, и принимай со смирением Его волю», но там этого нет НИГДЕ! А теперь вы хотите «вчитать» туда задним числом правильную мысль, множество цитат привели. Однако тот текст остается независимым от них и от Вас, утверждающего, что Вы не модернист. Это м.б. и так, но статья вышла неправославная, как её теперь не удобряй. Но Вы не хотите это признать, а призываете прочесть еще другие Ваши материалы и вообще понять, по-человечески отнестись как-то, а причем тут это? Это заводит дискуссию в тупик, т к вопрос о вере у Вас в статье неправильно решен. Главный для человека вопрос.

    Нравится

    • Михаил, то, что моя мысль была выражена ясно и может быть понята правильно, следует уже из первого комментария к заметке Романа. Механистическая, с расчётом на «автоматическое» исцеление, молитва — это не свидетельство веры. Это молитва язычника, который пытается с Богом сторговаться: «я Ему молитву — Он мне исцеление». Так нельзя. Не надо терять надежды; необходимо уповать на милосердие Божие. Это так. Но вера в Бога предполагает, что молясь и прося, я вместе с тем готов принять и всякую волю Господа. Основанную на твердом сознании, что Бог не дает непосильного креста, что Он знает, что тебе необходимо для спасения. Если не стоять на этом основании, то риск уныния и отчаяния огромен. А Бог — да, Он даёт, каждому. Мне дал больше, чем я ожидал. И это было чудо. А вот святому апостолу Павлу не дал исцеления. Хотя тот трижды возносил мольбы об этом. И это было ещё большее чудо. Чудо смирения Апостола перед волей Христа.

      Нравится

  15. Тут один момент интересный, точнее «комент» Виктора Кравцова : «Кстати, почему Вы пишете «некто В.Гурболиков»? Правильно было бы «известнейший религиозный журналист Владимир Александрович Гурболиков».
    На что сам Владимир Александрович не отреагировал типа : «отойди от меня льстец, погубить меня хочешь или как?!» Может конечно он поставил там минус, не знаю…
    А вот реакция на ответ священника : «Отче, дорогой, а Вы ведь меня даже по имени ни разу не назвали.»
    А вот по поводу исцелений : «– За что же вас арестовали? – Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, – отвечает отец игумен, – ну, собирался народ, и даже бывали исцеления…– Ах, вот как, даже исцеления бывали… Сколько же вам дали Соловков? – Три года.– Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела..» Священномученик Илларион Троицкий

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.