Письмо тридцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Вкратце приими, что выше пространнее написал я.

1) Человек всяк имеется между Богом и между миром, между временем и вечностию, как между небом и землею. Когда к миру обращается и любит мир, то от Бога отвращается, и не любит Его. Ибо написал апостол: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем (Ин. 2:15). Когда о времени помышляет, о вечности забывает, и когда о временных печется, о вечных забывает, якоже когда к земли лице и очи обращает, от неба отвращает.-

2) Всякий человек, в мире сем живущий, есть путник, странник и пришлец. В мир бо сей не ради мира сего рождается, не ради чести, славы, богатства и прочего угодия,- иначе бы всегда в мире сем пребывати должен,- но в мир сей входит, как на путь восходит, которым идет на оный век. Путь сей начинает в рождении, и кончает в смерти.-

3) Вси люди, живущии по лицу всей земли, идут к вечности и, скончавше путь жития сего, вселяются в вечность; но едины христиане благочестивые, не любящии мира, и крестным путем идущии, как учит Евангелие, достигают блаженной вечности.-

4) Христос Господь наш глаголет: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16:26). Аще мир весь ничто противу спасения души, кольми паче некое богатство, некая честь, и некая слава и временный живот, почитаемь паче всего мира. Кто бо, разве безумный, восхощет над всем миром царствовать един день, и на другий день живота лишиться; всяк избирает лучше жить, нежели все сокровище мира получить, и тотчас умереть. Какая бо польза и от сокровища без живота? Аще убо временный живот почитаем паче всего мира, кольми паче вечный живот почитати должно, который, единожды сыскан, никогда не потеряется, и, единожды потерянный, никогда не сыщется. О, вечный живот, как ты дорог, и мало кто ищет тебе!- как сладок, и мало кто любит тебе! Мир, как горек, и почти вси любят его! Что бы было, когда бы был сладок?.. Непременно бы в нем, как в раи, вси во веки пожелали жить. Но человек ради небесного, а не ради земного отечества создан от Создателя своего, яко образ и подобие Божие, и ради греха оного лишился, и в мир сей, и на землю, как в ссылку послан. Христовою же благодатию паки к отечеству оному призывается, и отрождается и обновляется. Однакож Спаситель наш объявляет нам: много званных, мало же избранных. Всяк почти видимыми утешается, или паче прельщается. Чувства отводят ум и сердце от невидимых, и влекут к видимым; тако помрачают ум и угашают веру, которая есть око души, невидимая видящее и оных желание в души запаляющее. Потщимся, любезне, благодатию Божиею не токмо между званными, но и между избранными быть.-

5) Души человеческой, как произошла от Бога, так и возвратитися к Богу должно нагой и неоскверненной любовию мира сего. Рассуждай сие.-

6) Когда ныне не хощешь мира оставити, то тогда ли мир оставляти думаеши, когда Бог тебе от мира позовет на ответ и на суд к Себе, когда и нехотя принужден будеши оставити его? Лучше убо заранее оставити его, да свободен от него отъидеши, и с надеждою доброю; тогда вместо временного богатства вечное, вместо временной славы вечную, вместо временной чести вечную, вместо временной вечную сладость и радость от Бога восприимеши.-

7) Думай и держи, что сегодня или утро умреши, как и бывает людям, и на суд Божий позовешися, и от суда Божия следует всякому итить или в муку вечную, или в живот вечный, как учит слово Божие: и идут сии (грешники) в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25:46). Тогда подлинно не захощеши ни чести, ни славы, ни богатства, ни угодий в мире искать. Какая бо польза тебе от сих, которых или сегодня, или утро оставиши и нехотя? Кто бо при смерти ищет богатитися, в чести быть и славитися? Спроси у больных, находящихся при смерти: что они думают? Тогда они правильно о всех мирских вещах рассуждают: признают от сердца, что вся — суета. Ты теперь делай тое, признавай истину сию, и как за дымом не гоняешися, так не будешь гоняться за суетою. Тогда, истину говорю, омерзеет все тебе: все почитание, слава, похвала, украшение домов, карет, коней, одеяний, банкеты, пиршества, трапезы, разлияние вин, злато, сребро, камение дорогое, как землю — как и подлинно земля есть — вменишь; едино сие на уме твоем будет, как бы тебе неготову на оный век не отъити, как бы греховное бремя зде сложить, и чисту отсюду отъити; тогда у тебе породится истинное покаяние, воздыхание, тщание, молитва и всего внутреннего состояния изменение. Страх бо будущего суда, как огнь смрад, всякую нечистоту сердечную очищает и приготовляет к восприятию истинного евангельского утешения.-

8) Крепко держи в уме твоем, что когда по слову Божию не ищеши зде временного богатства, чести, славы, угодия, но только вечного сокровища желаеши и ищеши, то оно тебе на небеси, по обещанию Его, отверзется, и тогда отъидет от тебе любовь и желание временных: желай и ищи истинно вечных благ, и временных не пожелаеши. Кто бо, видя себе обещанную высокую царскую честь, ищет нижайшей и подлейшей честишки? Кто емлется за медницу, видя себе предложенное сокровище злата и сребра? Кто гоняется за славою и похвалою подлых людей, надеяся прославлен и похвален быти от самодержца? Кто хватается за тень, видя самую истину? Тако, кто будет искать временных, и как тень исчезающих, видя уготованная вечная сокровища ищущим их?-

9) Великие и непостижимые имеют быть сокровища оные, которые Сам Бог уготовал — кому? — любящим Его (1 Кор 2:9). Временные подает всем любящим и ненавидящим Его, но вечные подает только любящим Его. Великие и умом непостижимые благие оные, которых мы, потерявше чрез грехи, ничим иным, как кровию Сына Божия, получить не могли. Дорогая бо вещь дорогою ценою купится. Правильно убо заключается, что и вечный живот с благими своими есть неоцененное сокровище, яко неоцененною кровию Сына Божия к нам возвратился: но он дается, как и уготован, любящим Бога, а не мир. Примечай сие, брате.-

10) Богатство редко правдою собирается, но и праведное многих портит и погубляет, ибо при богатых почти всегда бывает, или скупость, или роскошь и гордость житейская. Отсюду сказано от Спасителя: яко неудобь богатый внидет в царство небесное (Мф. 19:23). В чести или сане или великие добродетели, или великие грехи бывают. Кто на высоком месте седит, на того вси смотрят, и приемлют или созидание или соблазн; и обще от всех говорится: честь пременяет нравы, но редко в лучшие,- что самою вещию видишь. На чести седящему много ласкателей, которые, похваляя, что непохвально, в грехе утверждают; при чести такожде приседит роскошь и гордость, что все есть христианского сердца язва. Слава и похвала человеческая и не ищущего в кичение, самомнение и высокоумие приводит, что пред Богом мерзость есть (Лк. 16:15). А что уже делает тому, кто ищет ее? Рассуждай сие, и не ищи того, что вредит. Безопаснейший путь есть нищих и подлых. Лучше убо в мире нищим быть, и в Бога богатеть; лучше подлым быть и христианином быть; лучше от мира презренным быть и в небе славу получить. Сей путь низкий, но в высокое отечество — небо ведет.-

11) Правильное употребление всех мирских вещей есть тое, которое бывает ради нужды, а не ради угодия похоти плотской. Имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1 Тим. 6:8).

Спасайся.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.