Письмо пятнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Понеже печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7:10), по апостольскому учению, то в сей нужно нам всегда поучаться и иметь ее, да принесем Господу нашему жертву живу — дух сокрушен. Того ради и я еще о том же пишу, да вкоренится она в сердцах наших,- что наипаче от рассуждения Божиих свойств почерпаю и тебе сообщаю.

1) Из святого Писания видим, что Бог наш тако велик есть, что весь свет и вси языки пред Ним как ничто; когда вси люди и весь свет как ничто пред Ним, кольми паче един человек. Но сия бедная тварь, малая горсть земли, прах и пепел, так великого Бога, когда грешит, раздражает. Кто дерзнет земного царя раздражить? Бога, царя небесе и земли, непостижимого в величестве, человек смертный не боится раздражать.-

2) Бога нашего так страшная слава есть, что Его вси ангели боятся и трепещут, повеления Его с радостию и со усердием исполняют, покланяются Ему, и трисвятую песнь поют Ему: свят, свят, свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Его (Ис. 7:3). Человек, земля и пепел, не трепещет славы Его, но не престает раздражать Его!-

3) Бог наш везде и на всяком месте есть; почему, когда человек грешит, пред Богом грешит, а тако не отдает Ему должного почитания. Кто дерзнет вред царем земным бесчинствовать? Разве безумный. Ибо бесчинием бесчестие и досаждение царскому лицу делается. Человек согрешающий не стыдится и не ужасается пред Божиим присутствием бесчинствовать, и тако бесчестие и досаждение Ему показывает. О, когда бы показалася хотя мало человеку Божия слава, неотменно бы пал бездыханным, якоже апостоли, услышавше только Божий глас, пали ниц и убоялися зело (Мф. 17:6). Но ослепленный не рассуждает сего.-

4) Бог наш истинен есть так, что, когда обещает что, тое неотменно будет, и чим грозит нам, то непременно сбудется: обещает вечный живот, и грозит вечною мукою, но грешник тому не верит; ибо не кается истинно, без чего и муки избежать и вечный живот получить невозможно. Кающиися бо истинно спасаются только, а некающиися погибают. Не кается же, яко от грехов отстать не хощет. О, ежели бы он истинно, действительно и живо уверился о вечной муке и вечном животе,- в непрестанном бы сокрушении и печали был, убегая всякого греха, и всячески старался и воздыхал и молился Богу, дабы муки убежать и вечный живот получить,- что на истинно кающихся примечается. Но, к своему бедствию, не верит, и так Бога истинного лживым делает. Не веруяй Богови, лжа сотворил есть Его (1 Ин. 5:10). Такожде, когда слышит в Писании святом, что Бог, яко праведен, воздаст всем по делам их,- благотворцем добро, а злотворящим зло,- не внимает и не верит тому. Ибо ежели бы верил, непременно бы уклонялся от всякого зла, и тщался бы творить всякое добро, надеяся от Бога обещанное добро получить и от зла избавиться. Человек обещает, и верует тому, яко видит, что обещается, и боится того, чим грозит, яко пред глазами его обращается: Бог обещает и грозит, но он не верит, яко не видит, что обещается и чим угрожается, и так хулит Бога. Сего ради неверие тяжкая есть хула на Бога и корень всех злых.-

5) Бог наш есть высочайший Благодетель; создал нас, питает, одевает, сохраняет нас, солнце на нас сияет и дождит, домы и покой нам и прочая благая Своя подает нам,- и не любим Его, но раздражаем и преогорчеваем Его. Человека-благодетеля, который не своим, но Божиим добром благотворит нам (все бо Божие есть добро), любим и благодарим; но Бога благодетеля, Который Своим добром всегда и на всякую минуту снабдевает нас, так, что без добра Его и минуты прожить не можем,- не любим и не благодарим, но паче оскорбляем и прогневляем. Толикая наша к Богу неблагодарность!-

6) Писание святое, как благоприятное послание, чрез пророков и апостолов послал нам, в котором волю Свою святую открывает нам, и, как светильник нам, во тьме неведения пребывающим, постановил, и как врачебницу ради исцеления немощей наших подал, и как хлеб духовный, питающий души наши, и как источник живый, прохлаждающий нас, даровал нам: но все тое презираем, и слова Его, и Его Самого не любим, но паче раздражаем.-

7) Единородного Сына Своего ради нас в мир послал, да благодатию Его спасемся,- что верх есть всех благодеяний,- но мы, как посланного Сына, так и пославшего Отца не любим, не благодарим Ему за так великое дело Его. Какая большая может быть неблагодарность? Сего ради самое небо и земля, вси святии ангели и избраннии Его вознегодуют на нас за сию нашу неблагодарность, аще не обратимся к Нему с чистым покаянием и жалением и сокрушением сердца.-

8) Бог весьма желает, и аки алчет и жаждет нашего спасения, так, что и Сына Своего единородного нашего ради спасения не пощадел, но за нас всех предал Его (Рим. 8:32). Но мы нераскаянным нашим житием сей Его спасительной воли противимся, и так весьма Его оскорбляем. Такая наша слепота, развращение, злость, и такая тьма и ожесточение объяли сердца наша! Что Бог могл соделать более нам, когда и Сына Своего ради нас не пощадел? Но мы всю тую Его благодать пренебрегаем. Так нас сатана уязвил! так помрачил тьмою своею! так ожесточил злобою своею! Рассуждай сии пункты, наипаче во уединении и в нощное время, и с помощию Божиею породится дух в тебе печали по Бозе, сокрушения и умиления.

Спасайся.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.