Евдокимов, Павел Николаевич

(1900 или 1901 — 1970) крупный модернист и экуменист «Парижской школы». Последователь Н.А. Бердяева и о. Сергия Булгакова.

В духе «реабилитации плоти» развивал аморальные языческие воззрения на брак, а в своих сочинениях об иконопочитании следовал модернистскому «богословию иконы«.

Обучался в КДА в 1918 г. В 1920 г. эмигрировал вместе с семьей в Константинополь, а в 1923 — в Париж, где, согласно его биографии, в том же году окончил философский факультет Сорбонны.

Окончил Парижский богословский институт (1928). Секретарь Религиозно-философской академии (РФА), основанной Н.А. Бердяевым. В Вишистской Франции защитил докторскую диссертацию «Достоевский и проблема зла» в 1942 г. (университет городка Экс-ан-Прованс).

Участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), контролируемого YMCA. Первый секретарь РСХД.

В 1942 г. включился в работу экуменического комитета CIMADE (Comite Inter-Mouvements d’Accueil des Evacues) (Объединение помощи беженцам). Директор студенческого центра CIMADE в г. Севр (Франция). Заведует экуменическим студенческим общежитием.

С 1948 по 1961 г. — преподаватель и член комитета, руководящего Экуменическим институтом в Боссэ Всемирного совета церквей. С 1953 г. — профессор нравственного богословия в Парижском богословском институте.

В 1955 г. создает в Париже вместе с Л.А. Зандером и О. Клеманом франкоязычный центр «православных» исследований. В 1967 г. — профессор в так называемом «Высшем институте экуменических наук» в Париже.

В сентябре 1952 г. в Севре (Франция) по инициативе П.Е. организована Конференция православной молодежи в Западной Европе. Создается организационный комитет в составе: П.Н. Евдокимов, Л.А. Зандер, о. Александр Шмеман, Н. Ниссиотис, Кирилл Ельчанинов, еп. Василий (Родзянко) и др.

В возрасте 53 лет становится одним из учредителей модернистской и экуменической молодежной организации Синдесмос (1953). Первый президент Синдесмоса (1953-1954).

Съезд в Боссэ (январь 1949 г.). Слева направо: в первом ряду сидят Н. Ниссиотис, Л.А. Зандер, И.Ф. Мейендорф. Во втором ряду: Валентина Зандер, Георгий Ходр, Петр Струве, Татьяна Лебедева-Струве, о. Василий Зеньковский. В третьем ряду стоят: Павел Евдокимов, о. Александр Шмеман, Кирилл Ельчанинов. В четвертом ряду стоят: Петр Льюлье, Иоаннис Лаппас, Велизар Гаич

Активный участник экуменического движения. Был приглашен в качестве наблюдателя на третью секцию заседаний II Ватиканского собора.

О нем:

28.06.2011 Еще одна модернистская книга о браке

Цитаты

Брак восстанавливает изначальную природу человека, а супружеское «мы» предвосхищает и предызображает «мы» не той или иной конкретной пары, но мужского и женского начала в их целостности, Адама восстановленного и исполненного в Царстве.

Всякий бунт несет в себе собственную противоположность; существование ада заметно лишь благодаря мерцанию света среди тьмы; надежда на противоположное, сама диалектика адской метанойи, изменения, возникает на пределе тайного страдания. Колоссальное стремление к разрушению, присущее абстрактному искусству, есть определенного рода аскеза, очищение, освежение, что стоит признать с уважением.

Основные труды

Dostoevsky et le probleme du mal (1942)

Le Mariage, Sacrement de l’Amour (1944)

La femme et le salut du monde (1958) пер. Женщина и спасение мира. Минск: Лучи Софии, 1999 пер. с фр. Кузнецовой Г.Н.

L’orthodoxie (1959) пер. Православие. М.: Библейско-богословский институт, 2002

Introduction a Dostoevsky (1959)

Gogol et Dostoevsky ou la descente aux enfers (1961)

Le Sacrement de l’amour: Le mystere conjugal a la lumiere de la tradition orthodoxe (1962)

Les ages de la vie spirituelle: Des Peres du desert a nos jours (1964) пер. Этапы духовной жизни. М.: Свято-Филаретовский институт, 2003 Предисловие О. Клемана. пер. С.Зайденберга, М.Иорданской

Mystere de l’Esprit Saint

La priere de l’Eglise d’Orient: La liturgie de Saint Jean Chrysostome (1966)

The Struggle with God (1966)

L’art sacre et l’icone (1967)

La connaissance de Dieu selon la tradition orientale (1968)

Presence de l’Esprit Saint dans la tradition orthodoxe (1969)

Le Christ dans la pensee russe (1970)

L’art de l’icone: Theologie de la beaute (1972) пер. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин: Христианская жизнь, 2005 (издано по благословению о. Бориса Балашова. пер. о. Димитрия (Захарова) и Е.Л. Майданович. послесловие А. Кырлежева)

La saintete dans la tradition de l’eglise orthodoxe // Contacts. — Paris, 1971. N 73-74

L’amour fou de Dieu (1973)

La nouveaute de l’Esprit (1977)

Таинство любви: тайна супружества в свете православного предания. М.: Лепта, 2008

Домашняя церковь // Вода живая. № 1, 2008 пер. о. Владимир Хулап

Источники

Оливье Клеман. Памяти П.Н. Евдокимова // Православная мысль. Париж. 1971 . Вып. 14. СС. 95-97

Н.М. Зернов. Русские писатели эмиграции. Бостон, 1973

Н.М. Зернов. Русское религиозное возрождение ХХ века. Paris: YMCA-PRESS, 1974

Historical dictionary of the Orthodox church // ed. Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson. Scarecrow Press, 1996

Antoine Arjakovsky. Журнал Путь (1925—1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. К.: Феникс, 2000

о. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. М.: Реглант, 2004

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s