Письмо двенадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Резонно ты и о том спрашиваешь: что есть вера живая и сердечная? Ибо без той человеку спастися невозможно. Хотя и от вышеписанного моего письма можешь познать тую, однакож я тебе из святого Писания отвещаю, да лучше познаеши и утвердишися в том.-

Иаков святый апостол глаголет всякому от нас: покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. 2:18). Видишь, что веру живую от дел должно показать. Якоже естественного человека живность познавается от действий, дыхания, движения, речей, дел, ядения и проч.,- тако живность веры, живущей в сердце человеческом, познается от дел добрых, страха Божия, любви, терпения, кротости, милосердия, воздержания, верности, истины и проч.; и якоже доброе древо от добрых плодов, тако христианин, веру живую и сердечную имеющий, от добрых дел показуется. Якоже бо древо доброе не может творити злого плода, тако истинный христианин, пока живую веру имеет, не может злого дела творити. Всяк бо рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати яко от Бога рожден есть (1 Ин. 3:9). И ты того раба за верного своего раба имеешь, который нелицемерно тебе работает, и во всем повеление твое исполняет: так и христианин, тот Богу верный раб, который верно Ему работает, и заповеди Его исполняет. Тако Авраам праотец показался верным Богу рабом от послушания: по повелению Его вознес Исаака сына своего на жертвенник (Быт. 22; Иак. 2:21). Тако и Раав, блудница, верная Богу от дел показалася, приемшая сходники, от Иисуса посланные соглядати град Иерихон, и сокрывшая в дому своем, и иным путем изведшая их (Иис. Нав. 2; Иак. 2:25). Тако и прочии вернии и святии, как Ветхого, так и Нового Завета, от дел своих добрых показали в Бога веру свою. Бог глаголет в Писании всякому от нас: Аз есмь Господь Бог твой. Аще убо ты Его за Бога твоего признаешь,- чего живая вера требует,- и познаешь, кто Он, и чего от тебе требует, как не будешь Его почитать верою, страхом, любовию, послушанием? Сего бо всего вера твоя в Него от тебе требует. Како не будешь со тщанием, по слову Его, жити, когда точно познаешь, что слово, в Писании святом содержащееся, есть слово Божие, и как ко всем, так и к тебе глаголет Он тамо: веруй, люби, буди милосерд, отпущай обиды, терпи, просящему дай, и проч.? Самое бо слово сие, яко слово Бога твоего, поощрит и подвигнет тебе к послушанию. Како бо не подвигнет, когда сердечно веруешь, что Он твой Создатель, промыслитель, хранитель, защитник, питатель, высочайший благодетель, и все твое блаженство временное и вечное, еще же и Судия праведный и мститель за ослушание?.. Царя своего земного, яко царя, и отца по плоти, яко отца, паче же и всякого человека почтенного, почитаешь: како Бога, небесного Царя и Отца, создавшего и искупившего тебе, и пекущегося о тебе, Которому всякое колено небесных и земных и преисподних со страхом покланяется, у Которого в руце ты и весь свет, како, глаголю, почитать не будешь?.. не будешь любить, яко Создателя и Отца твоего; не будешь верить, яко истинному и неложному; не будешь бояться, яко страшного и нелицеприятельного Судии?.. А отсюду, как от источника, добрые дела проистекут. Вера научает человека и показует ему, что как ради всех, так и ради его Бог Сына Своего не пощадел, и в мир послал на спасение всех: как убо и к пославшему Отцу и к посланному Его Сыну сердечного благодарения не будет показывать, и сего великого дела высоко, паче всего сокровища мира, не будет почитать? Верное сердце знает, что Бог, Создатель, Искупитель и высочайший его Благодетель, всяким грехом оскорбляется, прогневляется и раздражается: како убо не будет подвизаться противу всякого греха, которым Бог его раздражается?.. Человека, благодетеля малого, не хочешь прогневать: Бога ли восхочешь Благодетеля грехом прогневать? Вера знает, что противу греха стоять, и победить того своею силою, и истинную добродетель творить не может; сего ради воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы помогл Сам в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небеси, где и отечество их сокровенное есть, сего ради на оное взирает, к оному стремится, и постигнуть тщится; чего ради в мире ничего, ни чести, ни славы, ни богатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, не хощет, и ни к чему не прилагает сердца своего, и всего, пищи, пития и прочего, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы оного наследия не лишиться: сего ради со страхом и трепетом спасение свое соделовает. Словом, верное сердце в мире сем обращается как путник на пути, как странник и пришлец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дому своего: не имеет бо зде пребывающего града, но грядущего взыскует (Евр. 13:14), егоже Содетель и Художник Бог (Евр. 11:10). Видишь убо отчасти, что есть истинная и живая вера, то есть, которой живность от действий и дел добрых показуется. Сей живой вере противополагается мертвая вера, о каковой святой Иаков апостол написал: якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дела мертва есть (Иак. 2:26). Мертвую веру имеют, которые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; которые чают, или говорят только, что написано в Символе: чаю воскресения мертвых, но противно воскресению мертвых живут; слышат в Писании о вечной жизни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскошам прилепилися, и мир сей, как отечество и рай, себе поставляют. Мертвую веру имеют, которые в приданое дочерям своим многого не жалеют богатства; а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкою и деньгою довольствуют. О таковых Иаков апостол глаголет: аще же брат или сестра наги будут, и лишени будут дневныя пищи, речет же им кто от вас: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся: не даст же им требования телесного, кая польза? (Иак. 2:15-16) Таковые люди живут миру и прихотям своим, яко им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием; Богу они мертвы суть, хотя и живут. Как? рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится: тако сим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие им так, как глухому пение, и как к иным, а не к ним, говорится слово. Мертвая вера тогда в человеце оживляется, когда в нем оживляется Божие слово, и начнет человек в себе мыслить, что и ему Бог в Писании Своем глаголет и повелевает, как и прочиим людям, и по слову Его святому начнет нравы свои исправлять; а о прежнем житии неисправном, с истинным жалением и сокрушением сердца будет каяться. Всегда бо вере истинной и живой предходит истинное покаяние и от греха обращение к Богу, без какового покаяния и обращения вера быть не может истинная. Почему и сказано от Спасителя: покайтеся, и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). Видишь, что перво полагается покаяние, а потом вера. Покаяние бо истинное, которое заключает ненавидение греховного жития, и за тое истинное сокрушение и жаление, очищает сердце и уготовляет к восприятию веры во Христа, в Евангелии проповедуемого, Которого кающееся сердце как своего Искупителя приемлет и Его благодатию утешается.

Спасайся.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.