Ярославский, Емельян Михайлович

настоящее имя: Губельман, Миней (Мейт-Иуда) Израилевич (1878-1943) — идеолог марксизма, один из руководителей антирелигиозной политики в СССР.

Партийные клички: Емельян, Емельян Емельянович, Емельян Иванович, Емельянов, Ильян, Верин, Панин, Клавдин, Лапин, Красильников, Марианна, Сибиряк, Солдат — социал-демократ, Социалист, Читинец.

Получил низшее образование и в 9 лет поступил учеником в переплетную мастерскую, проработал в ней три года. В 1892 г. окончил в Чите городское 3-классное училище. По окончании его сдал экстерном экзамен за четыре класса гимназии, и больше нигде не учился.

В 1898 г. вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге.

В 1899 г. принят на военную службу и прослужил до 1901 г.

В 1901 г. — за границей, корреспондент «Искры». С транспортом подпольной литературы перебрался в Забайкалье. В 1902 г. — член Читинского комитета РСДРП. Во время распространения революционных листовок был арестован. Через несколько дней освобожден, отдан под надзор полиции, но ему разрешили выехать в Петербург.

В 1903 г. член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей «Боевого центра» партии, т.е. банд, которые совершали грабежи банков и частных лиц, средства от которых частично направлялись на партийные нужды.

Организатор стачки текстильщиков в Ярославле.

В 1903-1907 гг. сотрудничал в газетах «Искра», «Вперед», «Казарма», «Пролетарий», «Северный край», «Рабочий» (Петербург), «Рабочий» (Севастополь).

«Работал» в Петербурге в качестве пропагандиста и организатора, главным образом за Невской заставой. Во время подготовки к первомайским демонстрациям был арестован и посажен в петербургскую тюрьму «Кресты», где просидел с 4 апреля по 13 декабря 1904 г. Освобожден под залог в 300 рублей и тотчас же принял участие в работе по подготовке революции 1905 г. Выступал на гапоновских собраниях.

В Одессе «работал» в качестве нелегального. В феврале 1905 г. арестован и посажен в тюрьму. После голодовки освобожден под надзор полиции и тут же скрылся, продолжая работать в Одессе, в особенности в дни восстания на «Потемкине».

Занимался подрывной деятельностью в Туле, затем отправился агитатором на Волгу. Осенью 1905 г. «работал» в Костроме, в Нижнем Новгороде и в Ярославле. В октябре помогал в организации стачки на ярославской мануфактуре братьев Корзинкиных.

В декабре 1905 г. участвовал в работе I (Таммерфорсской) Всероссийской конференции РСДРП.

После поражения декабрьского восстания в Москве, когда революция пошла на убыль, становится членом Московского комитета РСДРП. Организует пропаганду среди солдат — журнал «Жизнь Солдата». Весной 1906 г. на первой военной конференции был арестован и посажен в Сущевский полицейский дом. Бежал вместе с группой революционеров.

В апреле-мае 1906 г. — участник IV Стокгольмского съезда РСДРП.

После IV съезда направлен был на юг России. Вел агитационную и пропагандистскую работу среди рабочих и солдат в Николаеве, Екатеринославе, Одессе. Затем вернулся в Москву и из Москвы временами уезжал в Питер. Продолжал «работать» в войсках.

Делегат V съезда РСДРП (1907 г., Лондон). При возвращении из Лондона был арестован, посажен в «Кресты», просидел там полтора года. За это время судился по делу типографии и газеты «Рабочий» выборгского района и был оправдан. Осенью 1908 г. состоялся военный окружной суд над членами военно-боевой организации. Получил 7 лет каторжных работ, которые, после кассации приговора защитником, были заменены пятью годами.

Каторгу отбывал в петербургской пересыльной тюрьме (2 года), потом в Бутырской тюрьме в Москве еще 2 года, и один год в с. Горный Зерентуй (Нерчинская каторга), где работал в мастерской художественной мебели. В июле 1913 г., по окончании каторги, сослан на поселение в Якутск, где заведовал Якутским краеведческим музеем, где вместе с В.П. Ногиным организовал из местных политических ссыльных подпольную Якутскую организацию РСДРП, а вместе с Г.К. Орджоникидзе и Г.И. Петровским — молодежный кружок «Юный социал-демократ». Возглавлял «паспортное бюро», устраивавшее побеги ссыльных с поддельными документами.

После февральской революции 1917 г. стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп. В мае 1917 г. Е.Я. вместе с Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровским и другими большевиками, находившимися в якутской политической ссылке, был отозван ЦК партии в центр страны.

С июля 1917 г. «работал» по линии агитации и пропаганды в Московской военной организации МК РСДРП (б), выступая на рабочих собраниях и принимая участие в газетах «Социал-Демократ» и «Деревенская Правда». Дважды арестовывался, но освобождался после привода Московский Совет.

В дни большевистского переворота принимал участие в восстании в Москве. Член Московского партийного центра по руководству вооруженным восстанием, член Центрального штаба Красной гвардии при Моссовете, член Военно-революционного комитета. По случайному стечению обстоятельств стал временно военным комиссаром гарнизона Кремля.

В 1917-1918 гг. — помощник комиссара Московского военного округа Н.И. Муралова. Помогал Н.И. Муралову сочинять приказы и воззвания.

12 ноября 1917 г. выбран депутатом Учредительного собрания от избирательного округа № 5 Москвы по списку РСДРП, а с 14 ноября 1917 г. стал членом исполкома Моссовета и его президиума.

Делегат VI съезда РСДРП (б). В 1918 г. принадлежал к группе левых коммунистов до V Съезда советов. Выступил против заключения «Брестского мира» с Германией.

В 1918-1919 гг. — член коллегии военного комиссариата, трудился на ниве политобработки красноармейцев, в аппарате Московского военкомата, с декабря 1918 г. Московский окружной военный комиссар.

На VIII съезде (18-23 марта 1919 г.) входит в группу «военной оппозиции» (К.Е. Ворошилов, С.К. Минин, В.Г. Сорин, И.В. Сталин) и вновь сталкивается с Лениным, который отправляет его в «партийную» ссылку: особо уполномоченным ЦК и ВЦИК по продовольственным заготовкам в Калужской, Казанской губерниях.

В начале октября 1919 г. был направлен в Пермскую губернию на подавление Чердынского крестьянского восстания, опять же по линии агитации и пропаганды. Одна из его статей привлекла внимание местных большевиков, которые ввели его в Пермский партком. Заведующий агитационно-пропагандистским отделом губкома. Участвовал в антирелигиозных диспутах, вел занятия в губернской партийно-советской школе. В ноябре вошел в редколлегию газеты «Красный Урал». В марте-апреле 1920 г. Ярославский — делегат IX съезда партии от Пермской губернской организации РКП(б). Избран на съезде кандидатом в члены ЦК РКП(б).

С 1920 г. — в Омске. Заведующий отделами по работе среди женщин и молодежи Сибирского областного комитета РКП (б). Вошел в состав редколлегии «Советской Сибири».

16 марта 1921 г. на Пленуме ЦК РКП (б) избран в состав Оргбюро и Секретариата ЦК. Заведует агитационно-пропагандистским отделом. Уже через четыре месяца освобожден от обязанностей секретаря ЦК и выведен из Оргбюро. В 1921-1922 гг. редактировал областную газету «Рабочий путь» (ныне областная «Омская правда»).

В сентябре 1921 г. был общественным обвинителем по делу барона Унгерна в Новониколаевске. В мае 1922 г. государственный обвинитель на процессе генерала Бакича в Новониколаевске.

В 1923-1930 гг. Е.Я. — член Центральной контрольной комиссии. Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).

В 1923-1934 гг. Е.Я — один из активных участников борьбы Сталина против оппозиции в партии. Один из идеологов партийных чисток. Выступал на XVI партконференции (23–29 апреля 1929 г.) с докладом «О чистке и проверке членов и кандидатов ВКП(б)». В 1934-1939 гг. член Комиссии партийного контроля ЦК. Был членом ЦИК СССР, с 1937 г. — депутат Верховного Совета СССР.

С 1939 г. до смерти — член ЦК ВКП(б).

Делегат 8-18-го съездов партии.

По воспоминаниям Н.С. Хрущева, Е.Я. называли «советским попом», т.е. человеком, который поддерживал и охранял морально-политические устои в партии.

В 1929-1935 гг. был старостой Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, сыграл основную роль в роспуске этого общества в 1935 г. С 1931 г. — председатель Всесоюзного общества старых большевиков, которое также было упразднено при его активном участии.

руководитель антирелигиозной политики

3 декабря 1918 г. направляет письмо Ленину о необходимости определиться с политикой в отношении Церкви: У меня есть письма от коммунистов об этой борьбе и в них один мотив: есть ли смысл обострять отношение крестьянской массой по такому вопросу.

В 1920-1922 гг. активно ведет организационную и пропагандистскую атеистическую работу в Сибири. Организует кощунственное вскрытие мощей святых, в частности, в октябре 1920 г. мощей св. Симеона Верхотурского. После надругательства организованного Е.Я., мощи святого вновь обретены в 1989 г.

В 1921 г. активно участвует в разграблении церковных ценностей в рамках кампании, руководимой Л.Д. Троцким.

В 1922-1940 гг. Е.Я. являлся организатором всей антирелигиозной работы в СССР. 25 января 1923 г. постановлением Политбюро введен в состав Антирелигиозной комиссии (Комиссия по проведению отделения церкви от государства) при ЦК РКП (б).

В январе 1923 г. писал: Строго говоря, только теперь в стране начинается систематическая антирелигиозная пропаганда. Главной целью антирелигиозной работы Е.Я. считал дальнейший раскол Православной Церкви… на почве выделения более лояльных советской власти элементов и сталкивания их с более правыми группировками в целях разоблачения перед верующими контрреволюционных махинаций тихоновцев и им подобных.

Антирелигиозная комиссия ЦК руководила персональным составом руководства Церкви, репрессиями в отношении верующих и духовенства, закрытием и уничтожением тысяч церквей и монастырей, выносила решения о новых атеистических празднествах и обычаях (комсомольское «рождество» и т.п.), о мощах святых, о высылке за границу о. С. Булгакова, о деятельности обновленцев по разрушению Церкви, об автокефальном расколе на Украине и т.д.

В заседаниях Антирелигиозной комиссии, проходивших регулярно дважды в месяц, обычно принимали участие Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Р. Менжинский, П.А. Красиков, С.С. Дзержинская, П.Г. Смидович, И.И. Степанов-Скворцов, Н.В. Крыленко, П.И. Лебедев-Полянский и др.

Заместителем Е.Я. по Антирелигиозной комиссии был Е.А. Тучков, по кличке Игумен, начальник 6-го секретного (Церковного) отдела ГПУ. Тучков и Е.Я., на основании справок ГПУ, составляли секретные списки церковнослужителей. Тысячи священников были арестованы по этим спискам, а затем расстреляны или погибли. Также Е.Я. и Тучков подписывали списки книг, изымаемых из библиотек СССР для передачи в спецхраны или для уничтожения.

Входил в состав специальной комиссии по оперативному руководству процессом над св. Патриархом Тихоном в 1923 г. (вместе с Рыковым, Крыленко, Калининым и Красиковым). Добивался проведения суда над св. Патриархом даже после того, как Политбюро из тактических соображений отложило его на неопределенный срок. Тогда Е.Я. предлагает следствие по делу Тихона вести без ограничения срока, но не предавать св. Патриарха суду и освободить при исполнении ряда условий. Был автором ультиматума св. Патриарху. В частности, Патриарх должен был обещать свое «лояльное отношение к Советской власти», признать справедливость обвинения и суда над ним, отмежеваться от всех «контрреволюционных организаций», выразить согласие с реформами в Церкви: с «новым стилем», второбрачием духовенства и др. В записке в Политбюро Е.Я. мотивировал пользу освобождения св. Патриарха тем, что «его личное влияние будет скомпрометировано связью с ГПУ и его признаниями».

После освобождения св. Патриарха Е.Я добивался от него введения «новой орфографии и нового стиля», а также включения в руководство Церкви обновленца В. Красницкого. Все эти попытки Е.Я. закончились провалом.

Руководимый Е.Я. обновленческий собор 1923 г. осудил св. Патриарха и «лишил» сана и монашества. Тогда же Е.Я. организует визит обновленцев к заключенному св. Патриарху для объявления ему этого постановления лжесобора.

С 21 декабря 1922 г. по июль 1941 г. Е.Я. руководил выпуском газеты «Безбожник», которая выходила в Москве, сначала нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом — еженедельно (с января 1935 по март 1938 г. не издавалась). В августе 1924 г. на основе кружков читателей в Москве возникло общество друзей газеты «Безбожник».

В марте–июле 1925 г. Е.Я. — организатор и председатель Центрального совета Союза безбожников СССР, действовавшего в 1925-1943 гг. (с 1929 г. — Союз воинствующих безбожников СССР). Являлся главным редактором журналов «Безбожник», «Антирелигиозник» (ныне «Наука и религия») и в 1922-1930 гг. членом редколлегии «Атеиста» (с 1931 г. — «Воинствующий атеизм»).

В 1923 году вышла его печально известная «Библия для верующих и неверующих».

По инициативе Е.Я. новогодняя елка до 1936 г. считалась запрещенным религиозным предрассудком. Ему принадлежит лозунг: «Борьба против религии — борьба за социализм». Организатор Центрального антирелигиозного музея в Ленинграде.

В 1927 г. во время подготовки к XV съезду ВКП (б) Е.Я. предлагал решительно бороться с ликвидаторскими настроениями по отношению к антирелигиозной пропаганде, и в частности, систематически вводить темы антирелигиозной пропаганды во всякого рода курсы по переподготовке учителей. Тогда же в письме И.В. Сталину Е.Я. просит включить в отчет ЦК ВКП(б) съезду вопросы антирелигиозной пропаганды. Сталин, выступая с докладом, отметил ослабление антирелигиозной борьбы, относя его к недостаткам, которые необходимо ликвидировать.

Совместно с Л. Кагановичем автор указа «О мерах по усилению антирелигиозной работы» (24 января 1929 г.), где требовалось разъяснять трудящимся массам, что административная мера (против Церкви) применяется против антисоветской, а не религиозной деятельности религиозных обществ, не является «гонениями» на веру, гонениями за самое отправление религиозного культа. Этот тезис становится главным лозунгом митр. Сергия (Страгородского).

30 декабря 1929 г. Антирелигиозная комиссия ликвидирована и все дела переданы секретариату ЦК.

Е.Я. вошел в качестве рядового члена в комиссию по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР (7 апреля 1935 г.).

В 1935 г. ЦК ВКП (б) подвел итоги антирелигиозной деятельности: За последний период все организации, ведущие антирелигиозную работу, резко ослабили свою деятельность. Союз воинствующих безбожников находится в состоянии почти полного развала… Центральный совет безбожников сейчас влачит жалкое существование. Его роль как руководящего центра антирелигиозной работы ничтожна. Товарищи Ярославский, Лукачевский и Олещук, стоящие во главе союза безбожников, вплотную этой работой не занимаются.

Со своей стороны Е.Я. сообщал в 1928 г.: У нас на крайне низком уровне стоит подготовка. Средства отпускаются ничтожные, или совсем не отпускаются. Отношение к антирелигиозной организации такое: как мы относимся терпимо к существованию религиозных организаций, такая же терпимость существует кое-где и по отношению к антирелигиозной организации. Содействия в работе нет. Из 120 парткомов в течение нескольких месяцев только ничтожная часть обсуждала вопросы антирелигиозной пропаганды, остальные не ставили этого вопроса ни разу.

9 мая 1938 г. в письме к председателю Совета народных комиссаров Молотову Е.Я. протестовал против того, что финансовые организации отказываются перечислять средства на содержание местных организаций Союза воинствующих безбожников. Исключительно низкие размеры вступительных (от 5 до 15 коп.) и членских взносов, взимаемых с членов СВБ (от 15 к. до 5 руб. в год) не могут покрыть и 1/10 доли расходов на организационную и агитационно-пропагандистскую антирелигиозную работу. В результате, по словам Е.Я., практически прекратилась безбожная пропаганда на местах.

Действительно, 4 мая 1938 г. Наркомфин информировал Молотова, что на антирелигиозную работу в 1938 г. в бюджетах союзных республик выделено 707 тыс. руб. Что касается Союза воинствующих безбожников… средства на содержание аппарата Союза не могут быть отпущены, так как расходы СВБ, как добровольного общества, должны покрываться за счет собственных доходов СВБ.

___________________

В 20-30-е гг. Е.Я. — один из главных фальсификаторов истории, автор около 300 «исторических» трудов. Два десятилетия высшие учебные заведения страны и сеть партийного просвещения изучали историю большевистской партии по учебникам, сочиненным Е.Я.

В 1926-1929 гг. под редакцией Е.Я. вышли в свет 4 тома «Истории ВКП(б)». Сталин работу не одобрил, и она сразу стала объектом критики. Так, Л. Каганович назвал ее фальсифицированной историей, подкрашенной под цвет троцкизма, а рецензенты из «Правды» обозвали авторов школкой троцкистских контрабандистов.

С.А. Пионтковский отмечал в дневнике 12 ноября 1931 г., что Ярославский был доведен до такого состояния, что производил впечатление человека, получившего огромную психическую травму, почти что помешанного… Когда я был у него, он сидел в пустой комнате в кабинете ЦКК, подперши голову рукой, и с диким видом смотрел в окно. Более всего меня поразило то, что он не сумел подвести теоретическую базу под всю происходящую проработку, и все это объяснял лишь тем, что Сталин не доволен, что в четырехтомнике не отведено ему основной роли, личными мотивами, а не принципиальными. Е.Я. переработал учебник, подчеркнув особую роль Сталина в истории.

Участвовал в создании «Краткого курса истории ВКП(б)», официальной биографии Сталина, «Истории гражданской войны в СССР». Е.Я. — первый биограф В.И. Ленина. Очерк о Ленине относится еще к периоду пребывания Е.Я. в якутской ссылке 1917 г.

Руководил кафедрой истории ВКП (б) в ВПШ при ЦК ВКП (б) и лекторской группой ЦК. Член дирекции Института Ленина. Член редколлегии «Правды», журналов «Большевик» и «Историк-марксист», редактор «Исторического журнала».

В 1939 г. Е.Я. избран действительным членом Академии наук СССР по отделению исторических наук. В 40-е годы — член Главной редакции 1-го издания Большой Советской Энциклопедии.

После смерти был кремирован, прах помещён в урне в кремлевскую стену на Красной площади в Москве, где находится до сих пор.

В честь Е.Я. были названы завод в Москве, проспекты, улицы и переулки в Ижевске, Иркутске, Краснодаре, Магнитогорске, Новосибирске, Одессе, Перми, Улан-Удэ, Ульяновске, Челябинске, Черкесске, Чите, Якутске, Ярославле и других городах.

___________________

Графоман, широко использующий в пропаганде приемы «патологической речи»:

Одним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остается религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т.п. В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, еще не попавшая в Соловки, еще притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле.

Цитаты

Борьба против религии — борьба за социализм.

коммунист обязан «уметь защищать любое решение партии.

Работы историков должны приобрести политическую остроту, диктуемую моментом, ту силу объективности и исторической правды, которая убеждает, покоряет и вместе с тем ярко освещает примерами прошлого путь к победе”.

Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идет товарищ Сталин.

Сталин — это Ленин сегодня.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Основные труды:

Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах (1917)

Ленин (Влад. Ильин, К. Тулин) — Владимир Ильич Ульянов. Биографический очерк // Социал-демократ (Якутск), № 4 от 8 мая (25 апреля) 1917 г.

Великий вождь рабочей революции Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1918)

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1918)

Август Бебель (1918)

Отец и сын. Вильгельм и Карл Либкнехты (1918)

Н.Г. Чернышевский (1919)

Как родятся, живут и умирают боги и богини (1923)

Библия для верующих и неверующих, чч.1—5 (1923—25)

Агитационно-пропагандистская работа Р.К.П. (между XI-м и XII-м съездами) (1923)

Мысли Ленина о религии (1924)

Что такое «Рабочая Правда» (1924)

Жизнь и работа В.И. Ленина (1924)

Ленин, теоретик и практик вооруженного восстания (1924)

На антирелигиозном фронте (1924)

Коммунисты и религия (1925)

Задачи и методы антирелигиозной пропаганды (1925)

О партэтике (1925)

Мораль и быт пролетариата в переходный период (1926)

История ВКП(б), под общей ред. Ем. Ярославского (1926-1930)

Новая оппозиция и троцкизм (1926)

10 лет на антирелигиозном фронте (1927)

Партия большевиков в 1917 г. (1927)

Из стенограммы выступления Е.М. Ярославского о мерах по усилению антирелигиозной работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 10.12.1928

Против оппозиции. Сборник статей (1928)

Вчерашний и завтрашний день троцкистов (1929)

Мистер Троцкий на службе буржуазии, или первые шаги Л. Троцкого за границей (1929)

Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда // Правда, 1 мая 1929 г.

Краткая история ВКП(б) (1930)

О новейшей эволюции троцкизма (1930)

За последней чертой (Троцкистская оппозиция после XV Съезда) (1930)

Очередные задачи антирелигиозной пропаганды (1930)

Единый фронт труда и науки против мракобесия (1930)

Очередные задачи антирелигиозной пропаганды (1930)

Задачи антирелигиозной пропаганды в реконструктивный период (1931)

Стачка и вооруженное восстание в революции 1905 года (1931)

Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий (1932)

Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих (1933)

Против религии и церкви. В 4 т. (1935)

Биография Ленина (1934)

Коммунизм и религия (1936)

Сталинская конституция и вопрос о религии (1936)

Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы (1937)

Очерки по истории ВКП(б) (1937)

Атеизм Пушкина (1937)

О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации (1937)

Библия для верующих и неверующих (1937)

К 35-летию II съезда РСДРП (1938)

О роли интеллигенции в СССР (1939)

О товарище Сталине (1939)

Анархизм в России (Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами в русской революции) (1939)

Борьба славянских народов против германского фашизма (1941)

Биография В.И. Ленина (1942)

В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии (1942)

Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии (1942)

За боевую, доходчивую, правдивую агитацию (1942)

Советы агитаторам (1942)

Тридцать лет большевистской «Правды» (1942)

Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право (1942)

О нем:

Википедия

Большая Советская энциклопедия

Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., Справочный том, ч. 2. С. 490

Федоров Г.Д. Якутский музей имени Ем. Ярославского. — Якутск, 1941,

Рубан В.А. Емельян Ярославский в «Правде» 1918—1919 гг. Киев: Изд-во КГУ, 1959

Григорьев Б.Г., Кутьев В.Ф. Боец и летописец революции. М., 1960

Агалаков В.Т. Ем. Ярославский в Сибири. 1964

Ем. Ярославский о Якутии. Якутск, 1968

Савельев С.Н. Емельян Ярославский — пропагандист марксистского атеизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976

Абрамов А. У Кремлевской стены. М., 1978

Фатеев П.С. Е. М. Ярославский. (Партийные публицисты). М.: Мысль, 1980

Е.М. Ярославский // Гвардия Октября. Москва. М.: Политиздат, 1987

Иллерицкая Н.В. Историко-партийное творчество Е.М. Ярославского // Вопросы истории КПСС. 1987. № 11. С. 93–107

О Емельяне Ярославском. Воспоминания, очерки, статьи. М.: Политиздат, 1988

Минц И.И. О Емельяне Ярославском. М., 1988

Нежный А. Комиссар Дьявола // Звезда, 1993, № 4, с. 134.

о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь: Булат, 1996

о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь: Издательский дом «Булат», 1999

Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. В 2-х тт. Новосибирск — М.: «Сибирский хронограф», РОССПЭН, 1998

Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

McMeekin, Sean. History’s greatest heist : the looting of Russia by the Bolsheviks. Yale University Press, 2009

Васильева, Ирина. К 20-летию второго обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского // Седмица.ру

Реклама

Ярославский, Емельян Михайлович: Один комментарий

  1. А при чем тут Ярославский? Насколько я понял — это сайт о модернистах, т.е. еретиках. Еретики верят в Бога, только неправильно, еретически. А Ярославский — не еретик, а богоборец. Или у вас богоборцы-атеисты стали еретиками? Тогда может и Сталина сюда включите? Он ведь в духовной семинарии учился.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s