Миссионерская литургия и рок-концерт в рамках Дня православной молодежи

20 февраля в Чеховском районом культурно-творческом центре «Дружба» в рамках Дня православной молодежи Московской области состоялся молодежный рок-фестиваль. Фестиваль был организован отделом по делам молодежи Чеховского района и Чеховским благочинием. Большинство участников фестиваля — старшие школьники и учащиеся средних специальных заведений, студенческая молодежь.

Фестиваль начался миссионерской Литургией с комментариями в Анно-Зачатьевском храме. После богослужения для участников рок-фестиваля была приготовлена трапеза в церковном доме, а затем все отправились в центр «Дружба».

Рок-фестиваль открыл своим выступлением автор-исполнитель Павел Федосов. В рок-фестивале приняли участие 8 коллективов из Москвы и городов Подмосковья (Климовска, Протвино, Серпухова). Многие коллективы выступили с акустическими версиями своих песен.

Mepar.Ru

Реклама

Миссионерская литургия и рок-концерт в рамках Дня православной молодежи: 43 комментария

  1. Спасибо, статья посвящена деятельности конкретных «рок-миссионеров» и их взглядам и продолжает уже долгую полемику, в которой участвовать мне не хотелось бы. В тексте этой статьи я не обнаружил внятного музыковедческого раскрытия понятия «рок» или если угодно культурологического раскрытия понятия «рок-культуры».Сказано о протесте, как основе рока, но в роке существует множество песен о любви, дружбе и.т.д.,более того в американском роке был специальный жанр «песня протеста» наряду со многими другими жанрами. Сказано о примате коллективизма над личностью, однако в советские годы рок критиковали ровно за обратное — за примат индивидуализма над интересами коллектива и.т.д. и.т.п.

    Нравится

  2. Уважаемый Павел! Я не знаком с Вашим творчеством, поэтому не знаю, насколько оно относится к року. Да и воздержусь от поиска и прослушивания подобной музыки в первую неделю поста. Я просто выскажусь по Вашей аргументации.

    Вы написали: Мне казалось, что жанровое отнесение той или иной песни к року есть всего лишь свидетельство об особом типе ее ритмической выстроенности, не более того. Однако потом: В тексте этой статьи я не обнаружил внятного музыковедческого раскрытия понятия «рок». То есть вы сначала высказались, что Вам известно, что такое рок, а затем требуете его определения. Полагаю, признания в том, что Вы и так знаете, вполне достаточно, и излишние разговоры ни к чему. Вы пишите: Говорить о том, что рок – это зло – это примерно тоже самое, что назвать злом живопись с использованием черной туши или еще что-нибудь. Простите, подобные рассуждения и есть профанация. Это всё равно, что разговаривая о наркотиках, приводить только их химическую формулу и говорить: «такая же формула, как и все». Зачем же люди слушают ритмы рока? Ради драйва, экстатических переживаний, поиска сомнительных душевно-эмоциональных состояний, что довольно опасно в духовном плане. О красоте и сложности музыки в данном случае речи не идёт: по сравнению с академической музыкой рок безобразен и примитивен. И эта музыка несёт на себе дух протеста, вне зависимости от текстов песен. “July morning” Uriah Heep тёмная и мятежная по духу, как и “Smells like teen spirit” Nirvana. Да и мировоззрение у поклонников рока складывается именно бунтарское. Все субкультуры, основывающиеся на роке, протестуют: против обыденности, против «системы», против чего угодно, – хотя их представители слушают «разный рок». Всё это противоречит Православию.

    Предложения предать Вас анафеме не нашёл. Простите. Приятого Вам поста!

    Нравится

  3. Уважаемый Антоний, своими суждениями я пытаюсь выяснить, из какого определения или понимания понятия «рок» исходят его критики. Мне кажется, что этого определения или понимания нет, на это я и указываю. А если нет этого определения, значит и критика не вполне корректна. В том числе и в Ваших словах, приравнивающих рок к наркотикам, я вижу не столько понимание рока как явления сколько ощущение его греховности. Вы даете примеры песен, но я могу Вам привести обратные примеры песен, но этим вопрос не решится, так как пример — это не доказательство. Предложение предать анафеме — в первом комментарии Григория.

    Нравится

    • Как видно, чтение статьи о рок-миссионерстве Вам, Павел, пока не пошло впрок. Вы ищете культурологического определения рок-культуры, тогда как в статье ясно сказано:
      1) есть рок-культура,
      2) она есть часть массовой культуры,
      3) существом массовой культуры является идеология протеста.
      Поскольку мы стремимся доказать, почему рок-культура несовместима с Православием, то для этих целей нет необходимости более точно определять рок-культуру.
      Попробую пояснить: есть человеческая культура в собственном смысле слова (Шекспир, Моцарт, Леонардо да Винчи). В конце XIX — нач. XX в. возникает массовая культура, которая не имеет ничего общего с истинной культурой и служит для управления массами в интересах правящих идеологий. Либерализм рождает свою масс-культуру, фашизм — свою, коммунизм — свою. Рок-музыка возникает в кон. 50-х гг. XX в. для обслуживания либеральной идеологии протеста.
      Наконец, что Вы хотите этим сказать: Вы даете примеры песен, но я могу Вам привести обратные примеры песен, но этим вопрос не решится, так как пример – это не доказательство? Почему пример не доказательство? Совсем напротив: общее доказывают на основании того, что очевидно частное (Аристотель). Если поэт пишет любовные стихи, и при этом призывает к сатанинскому бунту (Байрон, Шелли), то неужели мы не можем вынести о его творчестве единого суждения?

      Нравится

  4. Утверждение об общем можно доказать на основании очевидности всей совокупности частного. Любой приведенный пример не достаточен для вынесения суждения о явлении в целом. Ваше утверждение о Байроне едва ли достаточно для вынесения суждения о сатанинской сущности романтизма.
    Что касается рок музыки, то она в своем истоке имеет не идеологический заказ, а традиционную народную музыку. Да, безусловно рок стал знаменем эпохи 60-х, но в это ли его сущность?
    Если Вы готовы услышать примеры непротестного рока даже из русской традиции послушайте: «Легенду» Цоя, «Никита Рязанский» Гребенщикова, «6 утра» Науменко, «Поезд» Башлачева …да и множество других произведений. Это песни о любви,боли, вере…У меня создается ощущение, что сыскной, следовательский пафос в отношении явлений культуры есть следствие убежденности в том, что «мир лежит во зле» и забвения о том, что именно этот мир и пришел спасти Христос…

    Нравится

    • В гуманитарных науках практически никогда невозможно обеспечить «всю совокупность примеров», а в философии и логике это невозможно в принципе. Дело в том, что в естественных науках и в гуманитарных — разные методы исследования и разные критерии точности, и Вы ошибочно применяете естественно-научные требования к области наук о человеке.
      Достаточно сказать, что до нас дошли не все произведения Шекспира. Относительно авторства некоторых — идут непрестанные споры. Идут споры даже об авторстве Шекспира. Так что у нас нет всей совокупности фактов относительно Шекспира, и это не мешает литературоведам исследовать его творчество.
      От некоторых античных поэтов до нас дошли одно или два стихитворения, а иногда — одна-две строчки. И это не делает невозможным их научное исследование.
      Что касается Байрона и романтизма, то здесь Вы также неправы. Взгляд, утверждающий демоническую сущность романтизма, является общепринятым со времен этих самых романтиков. Почитайте «Разговоры с Эккерманом» Гете, где он об этом рассуждает.
      Если Вы начнете изучать пропаганду национал-социалистов, то с удивлением обнаружите, что собственно пропаганда превосходства арийской расы, воспевание фюрера и т.п. занимала в ней небольшое место. В основном, Геббельс контролировал производство бездумной развлекательной масс-культуры, которая ничего, вроде бы, нацистского в себе не несла. Если рассуждать по-вашему, то никакого господства нацизма в пропаганде и не было. Но это, очевидно, не так (см. прекрасную книгу David Welch. The Third Reich: Politics And Propaganda. Routledge, 2007).
      Итак, можно исследовать сущность художественных явлений на основании отдельных примеров. Надо только следить, чтобы эти примеры были характерны для романтизма, рока, нацизма или иного явления.
      Рок не просто стал знаменем 60-х, а надо увидеть его в связи с политическим молодежным протестом того времени, возникновением контр-культуры битников, а потом хиппи, оккультной революцией New Age. Тогда Вы, может быть, поймете, что в роке — характерное, а что — случайное.
      Ваше утверждение о нашей

      убежденности в том, что «мир лежит во зле» и забвения о том, что именно этот мир и пришел спасти Христос

      есть модернистская демагогия.
      Апостол Иоанн, сказавший, что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19), сам же поясняет, что это за «мир»: это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Апостол учит, что этот мир не от Отца (1 Ин. 2:16), и поэтому он будет не спасен, а уничтожен: И мир проходит, и похоть его (1 Ин. 2:17). Земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. 3:10).

      Нравится

  5. Пример может быть основанием для исследования сущности художественных явлений в том случае если между примером (или совокупностью примеров) и утверждением о сущности художественного явления есть промежуточное, методологические необходимое звено. Оно формулирует гипотезу, которая задает принцип связующий характерные художественные особенности данного явления с сущностной характеристикой, предлагаемой исследователем. В случае такого жанра как рок добросовестный исследователь, взяв несколько разных рок-песен, (которые и являются основным материалом для исследователя), убедится в том, что протест вовсе не является их объединяющей характеристикой.

    Нравится

    • Павел, стоит ли отнимать свое и мое время детскими рассуждениями?
      В области культуры, гуманитарных наук мы не можем ограничиваться только сравнением примеров. Никто не будет сравнивать только тексты песен, как будто ему ничего не известно об окружающем нас мире, об истории и т.п.
      Советую Вам ознакомиться хотя бы с «Введением в изучение филологических наук» Г.О. Винокура (1896-1947). Там как раз описаны методы понимания текста. Выдающийся ученый категорически утверждает, что невозможно филологически прочесть памятник без всякого предварительного опыта.
      Есть внешние по отношению к текстам факты: биография автора, историческая обстановка, история вопроса, заявления самих рок-музыкантов, сообщения прессы, социологические опросы, свидетельства очевидцев. Все это необходимо учитывать.
      Возьмите Битлз. У них есть милые и невинные песни. Но как можно игнорировать известный факт битломании, т.е. массового помешательства на их концертах? Как можно игнорировать их собственные революционные заявления? Как можно игнорировать всю культурную обстановку вокруг Битлз, которая отражала эти «милые» песенки как разрушительный для общества протест?
      Возьмите заявления о. Сергия (Рыбко), что рок — это музыка протеста. Это заявление невозможно игнорировать, поскольку его автор сам был и остается частью контр-культуры. Он знает, о чем говорит, и его публичные заявления не встречают возражений со стороны его знакомых рокеров, того же Гребенщикова или Кинчева.
      Вы-то сами хотите понять, что происходит, или будете невидящим взглядом смотреть на слова и аккорды? Так ничего нельзя понять ни в какой культуре.

      Нравится

  6. т.е. Вы допускаете, что протест — не столько характеристика самого рока как песенного жанра, сколько характеристика исторического контекста, в котором этот жанр был задействован и развивался? Ну так а почему Вы исключаете, что возможен и иной ценностный контекст существования и развития этого же жанра? Что в самом жанре не позволяет этому быть?

    Нравится

    • Я не исключаю иной ценностный контекст существования и развития рока. Просто тогда это было бы уже другое культурное явление. Пока видна полная преемственность, как можно убедиться из заявлений «православных» рокеров и рок-миссионеров.

      Нравится

  7. Есть много всего в роке, например содружество рок-поэтов «Даждь», как раз попытка заниматься рок-музыкой в христианском ценностном контексте

    Нравится

  8. Павел, подобных примеров я могу привести огромное множество у самых разных исполнителей, в самых разных направлениях рока. К слову, «July Morning», вообще, повествует о романтике, который искал свою любовь и ни кем не был понимаем, то есть там дело в музыке, если хотите, в эстетике рока. Тексты тут на втором месте.

    Я познакомился с песнями, которые Вы указали. За исключением разве что песни Науменко, я не могу назвать их роком в музыкальном плане. Это обычные песни под гитару, плюс немного ударных для поддержания ритма. Не знаю, как это правильно называется: авторская песня или иначе.

    Возьму эту песню Науменко. Какой настрой создаёт музыка, исполнение, текст? Рисуется картина беспутной разгульной жизни, сулящей свободу и удовольствия, причём на фоне жизни обычных людей (я про мироощущение). И автор прямо заявляет о своей принадлежности к рок-культуре: «И звезды рок-н-ролла ложатся спать». Если копнуть глубже, то это протест против традиционного общества, только в яркой и развлекательной форме, ибо молодое поколение, проглотив это, пойдёт к ложным разрушительным идеалам. Возможно, поэтому были популярны битлы, ведь они дарили ту же инфантильную мечту.

    Нравится

  9. На сайте чеховского регионального телевидения есть рубрика, в которой представлен материал газеты «Читают все». Итак, выпуск № 14 от 26.02.2011.(http://www.chehov-vid.ru/read_all/2011/n14_2011.pdf). В статье «Рок благословленный» изложено интервью о. Алексия Окнина. Он говорит: «Рок, как сегодня говорили ведущие фестиваля, это — прежде всего вызов. Я уверен, что мы должны работать над тем, чтобы рок стал вызовом не против добрых ценностей, которые сохраняет человек, но против тех негативных явлений, которые присутствуют в молодежной среде».
    Из вышесказанного мы видим, что сами рокеры, в т.ч. и священнослужители, одобряющие рок, признают и открыто говорят о том, что рок — вызов, протест. Также о. Алексий признает, что рок – вызов против добрых человеческих ценностей.
    Вместо Креста Христова и сораспятия плоти своей со страстями и похотями рок предлагает и проповедует необузданную похоть во всех ( от курения до человеческих жертвоприношений) ее проявлениях. Вместо кротости и смирения – бесовская гордыня, стремящаяся растоптать личность слушателя; подчинить, пленить разум его и заставить чувствовать, жить и вращаться в том мире уныния, безысходности, агрессии, экзальтации и, в итоге, богохульства, в котором пребывает сам исполнитель. Поэтому сущность рока — глубоко антихристианская. Изменить направление вектора вызова рока, направить его на блуд, наркоманию и прочие «негативные явления» значит направить этот вызов на саму суть рока, направить его против самого себя. Замкнутый круг – не может бес беса изгнать, нельзя изгнать блуд проповедью о блуде, нельзя уйти от наркомании, пользуясь при исполнении песен наркотиками и тому подобными веществами и т.д. Но пока разворачивается такая интенсивная «работа» по спасению неформальной молодежи, большинство других обыкновенных людей откровенно соблазняются действиями рок проповедников. Между прочим, у газеты, в которой была напечатана статья «Рок благословленный» тираж 10000 экз.
    Итак, рок это – вызов. Вызов прежде всего Господу, но вызов, также, и всем тем простым, средним людям, которые не зная никакой истории рока определяют его демоническую сущность по духу рока, по тем опустошающим, унылым последствиям, происходящим от соприкосновения с этой музыкой. Поэтому, нормальный, совестливый, честный гражданин (благо, что не все еще потребители с сожженной совестью) нашей страны с ужасом и соблазном смотрит на участие Церкви в подобных акциях. И соблазняется именно то большинство, которое в храм не ходит, но, пока не ходя в храм, чудом сохранили совесть и представление о Православии, как о Церкви, являющей беснующемуся миру святость, нетерпимость ко греху, непреклонность в исполнении Святых Заповедей и самое главное неотмирность, непричастность к злу, лицемерию, неправде. Чаще всего это люди почтенного возраста, культурные, честные. Этих то людей и стесняются рок-миссионеры, оправдываясь перед своей рок-паствой и говоря, что Православие это не религия старух, а религия молодых, прогрессивных людей. И никакая оправдательная болтовня не заставит этих уважаемых людей, стариков, которые строили нашу страну, поверить в то, что такие мероприятия необходимы.
    Но люди видят и слышат, что это делается от лица Церкви и, к сожалению, не многие по простоте и доверию могут разграничить Церковь Христову и новоявленных проповедников. К сожалению немало людей, которые соблазнились и отошли от храма именно из-за того, что некоторые церковные деятели позволяли себе ставить подобные эксперименты. О необычности и даже скандальности своих мероприятий некоторые деятели говорят сами. «Согласен с вами, что фестиваль в рамках Дня православной молодежи режет слух…»,- сказал священник Алексий Окнин. Когда была кощунственная выставка «Двоесловие — диалог» в Татьянинском храме, то один из организаторов выставки диакон Федор Котрелев заявил: «Мы допускаем возможность конфликта с народом…». Таких свидетельств множество. Перечислять бессмысленно. Важно понять, что такие «духовные» эксперименты недопустимы. Недопустимы, потому, что нет в Священном Писании и Предании Православной Церкви свидетельств примирения Веры Христовой с миром. Это чувствуют сами модернисты, поэтому и говорят, что их дела будут «резать слух», вызовут «конфликт с народом». Надо заметить, что модернисты часто оправдываются (не только перед людьми, но и перед собой) и аргументы для оправданий берут из собственного опыта, чувств, ощущений (мне кажется, я думаю, я надеюсь, верится… и т.п. ), откликов публики и даже из произвольно понимаемого ими Священного Писания и Предания. Но по поводу этих оправданий (снятого пирсинга, «православных» текстов песен, символики на черных футболках с черепами и надписью «Православие или смерть», криков «мы православные», слушающих проповедь на миссионерской литургии рокеров и тому подобных), используемых модернистами — все давно уже сказано в Священном Предании. «Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемой в аскетических писаниях оправданиями. Делают они это с той целью, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. » (свт. Игнатий Брянчанинов. Слово в неделю 1-ю Великого Поста.).
    Проповедовать перед молодежью можно и нужно, но без экспериментов. Проповедовать так, как проповедовал ап. Павел в Ареопаге. Сказать рокерам о том, где они будут после смерти, если не покаются и не обратятся от своего пагубного увлечения. Это вызовет улыбки и, в лучшем случае, желание послушать проповедника в другое время. Но! Когда детки нагуляются, когда Господь скорбями смирит гордую рокерскую выю, они будут знать к Кому прибегнуть и куда прийти, чтобы спасти свою острупленную блудами, наркотиками, развратом и роком душу. Не пойдут они туда, где проповедуется дружба с миром, не пойдут они к тому, кто над ними ставил опыты. Им в этот момент будет не до игр, они будут идти к Свету, со слезами падая ниц и отвергая тьму. Но это только в том случае, если они услышат правду о себе, о своих поступках. В противном случае на проповедниках исполняются слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу; дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас»(Мф. 23.15).

    Нравится

  10. Сергей Андреевич, хорошее дело читать газеты, а почему же вы мое мнение не хотите узнать. Многое в зазете — откровенная ложи и некоторых предложений я не говорил. Более того, что мою просьбу выслать статьб перед печатью — отклонили (просто не прислали на почту и все). Я согласен, что созидательной силы у рока нет, но не нужно отвергать всех рокеров и называть их сразу сатанистами. Почитайте молитву перед исповедью. Священник молится: «соедини и примими его Святей Твоей, Соборней и Апостольстей Церкви», т.е. говорится о том, что каждый человек самовольно, совершая грех анафеманствует себя и отделяет от Церкви. Исходя из этого к себе мы должны так же относиться как к роверам. А когда Христос разговаривал с блудницей, но не осудил ее, а предложил фарисеем следующее: «Если кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Осуждающие люди — фарисеи, которым трудно что-то доказать, да и честно не хочется, может поймут что со временем. В том, что я предложил рокерам иной путь — в этом нет греха, обратиться с проповедью я могу к любому человеку согласно заповеди данной апостолом, а через них епископам и мне.
    Считаю, что Павла Федосова осудили совесем не справедливо. Он прекрасный исполнитель. И его песни еще раз показывают всем критикующим рок-музыку, что рок бывает разным.

    Нравится

  11. Когда слушаешь «православных» рок- исполнителей, через некоторое время понимаешь, что у них слова вторичны, а на первом месте- ритм. Это как инициализация в языческих культах, харизм. дух у пятидесятников. Человек сознательно позволяет над словом(восприятием и далее) быть низшему: ритмам, каким-то судорожным движениям. Это разрушение богоданной целостности человека. Какие бы хорошие слова не были, они не дойдут до сознания и не перейдут в положительное действие, так как человек использует практику его притупления. Это разрушение себя. Фанатическая защита своего «искусства», подтверждает близкое соприкосновение с иной реальностью.
    Батюшка, дорогой отец Алексий! Если Вы прочитаете эти слова. Не губите себя! Почему Вы не чувствуете, что происходит во время рок- концерта? Почему не видите связующей всех, кто относит себя к группе рок-музыкантов? Вы, видимо, молоды. Сами ли Вы идете в эту топь, или Вас подталкивает кто-то из окружающих? У Вас, наверное, есть матушка и дети? Зачем своими руками готовить им тяжелые и страшные искушения, заигрывая с главным организатором этих массовок?
    Как становится возможным служить перед этим действом Литургию? Старец арх. Иоанн(Крестьянкин) говорил, что и священником не может быть тот, кто был рокером. А Вы служите Литургию и идете на ее же поругание. Вы, видимо, нарушили один из краеугольных камней самосохранения- доверились СВОИМ чувствам, хотя на эту тему говорили и писали многие отцы, в которых видны залоги спасения.
    Батюшка, пожалуйста, поберегите себя и своих ближних! Простите, с любовью о Христе, Иляна.

    Нравится

  12. Уведомление: Рок-фестиваль в рамках празднования Дня православной молодёжи | Anti-Rock-Cult

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.