Летопись экуменической деятельности проф. МДА А.И. Осипова

Экуменическая деятельность А.И. Осипова столь широка и многогранна, что мы можем предложить нашим читателям лишь краткий и неполный ее обзор.

Должности А.И. Осипова в рамках экуменического движения:

член Комиссии Синода по вопросам христианского единства,

член комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство»,

член отдела изучений ХМК,

член богословской комиссии ХМК,

участник диалога с католиками, лютеранами, евангеликами.

Сокращения

ВСЦ — Всемирный совет церквей

КЕЦ — Конференция европейских церквей

ХМК — Христианская мирная конференция

1972

12-14 сентября — выступает с докладом «Христиане на пути к экумене служения и ответственности за мир» на заседании богословской комиссии ХМК, Москва.

1973

июнь — статья «Насилие и справедливость» в «Журнале Московской Патриархии». Статья «Справедливость и насилие» в «Богословских трудах».

1974

22-25 января — заседание отдела изучений ХМК в Букове, ГДР.

17-20 мая — заседание богословской комиссии ХМК в Вогеленсанг, Голландия.

23-27 мая — заседание консультативного комитета «Гуманум стади» ВСЦ в Манчестере, Англия.

8-11 июля — богословские собеседования с представителями Союза евангелических церквей в ГДР, в Сергиевом Посаде. (фото)

24-26 августа — заседание комитета ХМК по подготовке материалов в отношении подготовительных документов V генеральной ассамблеи ВСЦ в Найроби. Прага.

4-17 сентября — собеседования с делегацией Национального совета церквей Христа.

1975

24-27 января — экуменическая консультация на тему «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?», созванная по инициативе митр. Никодима (Ротова). Евангелическая Иоаннова обитель, Западный Берлин.

16 февраля — 9 марта — визит в США по приглашению «Национального совета церквей Христа» в составе делегации представителей христианских церквей из СССР.

27-30 мая — заседание богословской комиссии ХМК в монастыре Черника, Румыния.

23-28 июня — участник богословской встречи с представителями католиков на тему «Христианское провозглашение спасения в изменяющемся мире» в Тренто, Италия. Во главе делегации — митр. Никодим (Ротов). (фото)

3 июля — принят папой Павлом VI в составе экуменической делегации. (фото)

август — статья «Иисус Христос объединяет» (присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире) в «Журнале Московской Патриархии».

Статья «Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США)» в «Журнале Московской Патриархии».

сентябрь — Статья «Путешествие в Новый свет» в «Журнале Московской Патриархии».

23-26 сентября — заседание отдела изучений ХМК в Веймаре, ГДР.

23 ноября — 10 декабря — участник V Генеральной ассамблеи ВСЦ в Найроби.

1976

3 марта — назначен членом Комиссии Синода по вопросам христианского единства.

март — статья «Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви» в «Журнале Московской Патриархии».

26-28 апреля — собеседования с католической пацифистской организацией «Пакс Кристи» в Ленинграде. (фото)

25 мая — 10 июня — собеседования с представителями евангелической церкви Германии «Арнольдсхайн-VII» в Арнольдсхайне, ФРГ. (фото)

14-19 сентября — заседание богословской комиссии ХМК, Бангалор, Индия. Прочел доклад «Задачи христиан перед лицом нужд мира и христианское благовестие о мире». (фото)

Интересно была встреча с членами так называемой «Международной ассоциации совести Кришны» (секта кришнаитов.- Ред.) в храме ее центра. Ассоциация имеет своей целью показать принципиальное тождество всех религий. Устав жизни членов Ассоциации чрезвычайно строгий, аскетический.

1977

12-15 апреля — Киев, IV Богословское собеседование с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.

12-22 сентября — заседание богословской комиссии ХМК в Западном Берлине по подготовке V «Всехристианского мирного конгресса» в 1978 г.

24-30 сентября — консультация на тему «Экуменическая природа православного свидетельства» в Ново-Валаамском монастыре, Финляндия

23 ноября -4 декабря — визит в Ватикан для знакомства с организационной структурой Римской курии.

30 ноября — аудиенция у папы Павла VI. (фото)

1978

Статья «Некоторые принципы православного понимания экуменизма» в «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата».

Статья «О некоторых принципах православного понимания экуменизма» в «Богословских трудах».

6-9 мая — собеседование с «Пакс Кристи» в Лондоне. Прочитал доклад «Последствия Хельсинки: как сделать конкретными возможности обмена и связей, что можно предпринять для того, чтобы улучшить понимание, сотрудничество, разрядку и т.д.». (фото)

9 октября — собеседование с представителями Всемирной лютеранской федерации, Москва.

октябрь — V богословские собеседования с католиками, Одесса.

4-9 ноября в г. Сигтуна, Швеция — первая встреча межправославной богословской технической комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога. (фото)

декабрь — Статья «Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей» в «Журнале Московской Патриархии».

Вся экумена надеется, что дух христианского братства, являющийся основой благоуспешной деятельности Всемирного совета церквей, все более реализуясь, принесет добрый евангельский плод Церквам, человечеству и всему творению Божию.

1979

март — статья «Знакомство с Римской курией» в «Журнале Московской Патриархии.

Ныне, когда Римско-католическая церковь вступила в эпоху нового понтификата, хочется надеяться, что и при нынешнем папе Иоанне-Павле II преемнике почивших пап Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна-Павла I, отношения между нашими двумя Церквами будут по-прежнему развиваться в духе именно такого экуменизма, который принесет добрый плод всем христианам.

27-29 марта — встреча в Женеве в экуменическом центре в Шамбези с представителями церквей и сект США. Подписал совместное заявление «Церквей СССР и США» «Изберите жизнь» с призывом к США подписать договор ОСВ-2. (фото)

5-9 июня — участник II международного форума представителей церквей и религиозных объединений в Женеве в экуменическом центре «Сенакль» под эгидой комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство».

12-24 июля — Всемирная конференция ВСЦ «Вера, наука и будущее». Кембридж, США

17-20 сентября — заседания Межправославной богословской комиссии по подготовке диалога с лютеранами в монастыре Амелунгсборн (ФРГ).

10-13 октября — VIII богословское собеседование с представителями евангелической церкви в Германии, Одесса. Доклад «Святые как знак исполнения Божия обетования человеку». (фото)

18-25 октября — VIII Генеральная Ассамблея КЕЦ на Крите «В силе Святого Духа — служение миру». (фото)

1980

март — совместно с Георгом Кречмаром: Тезисы VIII Богословского собеседования «Арнольдсхайн-VIII» между представителями Русской Православной Церкви и евангелической церкви ФРГ к докладам «Святые как знамение исполнения обетования Божия человеку». «Журнал Московской Патриархии».

13-17 марта — V богословское собеседование с католиками, Одесса.

19-21 марта — богословская консультация с «Пакс Кристи» в МДА. Темы: «Мир и богословие» и «Этические аспекты разоружения».

июнь — V богословское собеседование с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. Турку, Финляндия. Доклад А.И. Осипова «Богословские основы миротворческой деятельности церквей» оглашен о. Игорем Ранне.

29-31 июля — консультации в Англии с «Пакс Кристи» по теме «Права человека в различных социальных, культурных и религиозных традициях.

август — сентябрь — статья «Современный диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-Лютеранскими Церквами» в «Журнале Московской Патриархии».

октябрь — статья «Богословские основы миротворческой деятельности Церквей» в «Журнале Московской Патриархии».

2-6 октября — IV собеседование с «Пакс Кристи», Сергиев Посад. (фото)

Совместные молитвы укрепляли и воодушевляли участников собеседования.

1981

20-22 мая — заседание подкомиссии по подготовке заседания Смешанной православно-лютеранской комиссии.

8-11 июня — заседание группы по подготовке православной консультации комиссии церквей по участию в развитии (КЦУР) ВСЦ.

27 августа — 4 сентября — заседание Смешанной православно-лютеранской комиссии в Эспоо, Финляндия. (фото).

12-17 октября — IX собеседование с представителями евангелической церкви Германии «Арнольдсхайн-IX». Доклад «Значение апостольской преемственности для священства и пасторства».

1982

январь — совместно с П. Хауптманном: Тезисы по теме «Значение апостольской преемственности для священства и пасторства» (IX собеседование с представителями евангелической церкви Германии «Арнольдсхайн-IX»). «Журнал Московской Патриархии».

февраль — статья «Значение апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви» в «Журнале Московской Патриархии».

март — совместно с еп. Василием (Команом), Феодором Николау, Власием Фидасом, о. Иоанном Романидисом, Георгом Кречмаром, Герхардом Кроделем, Германом Питтерсом, Вольфгангом Ульманом: Резюме первой встречи Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу. «Журнал Московской Патриархии».

10-14 мая — Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», Москва.

22-30 июня — консультация Комиссии церквей ВСЦ по участию в развитии «Справедливое развитие для полноты жизни: православный подход». Киев.

1983

5-9 апреля — доклад на V богословском собеседовании с «Пакс Кристи» в Антверпене. (фото)

23-29 мая — II встреча Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу в Лимассоле, Кипр.

3-13 июня — VI богословское собеседование с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии «Синаппи-VI». Ленинград.

6-10 июня — IV православно-реформатское собеседование в Одессе.

24 июля — 10 августа — VI генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, Канада. Работал в секции «Шаги к единству» совместно с о. Виталием Боровым. (фото)

1984

май — статья «Богословские аспекты прав человека» (Доклад на V богословском собеседовании с «Пакс Кристи» в Антверпене, апрель, 1983). «Журнал Московской Патриархии».

3-21 мая — визит в США в составе советской межрелигиозной делегации.

июль — назначен членом комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство».

22 июля — 5 августа — член делегации Русской Православной Церкви на VII конгрессе Всемирной лютеранской федерации. Участник работы подкомиссии по «Лимскому документу» о Евхаристии.

17-22 сентября — международный семинар «К богословию мира» в Будапеште.

25-29 сентября — X собеседование с представителями евангелической церкви Германии «Арнольдсхайн-X», Киев.

Делегаты Русской Православной Церкви молились за евхаристическим богослужением, которое совершили представители евангелической церкви в домовом храме митрополита Киевского.

1985

20-23 января — консультация с «Пакс Кристи». Лувен, Бельгия.

20 мая — 4 июня — заседание комиссии по всеправославно-лютеранскому диалогу в США.

2-8 июля — VI Всехристианский мирный конгресс в Праге.

16 сентября — произносит приветственную речь в честь генсека ВСЦ Эмилио Кастро на обеде в честь Э. Кастро в Троице-Сергиевой Лавре.

15-18 ноября — VI собеседование с «Пакс Кристи», Одесса.

1986

3-11 июня — VII Богословское собеседование с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. Миккели, Финляндия

4-12 сентября — IX генеральная ассамблея КЕЦ. Стерлинг, Шотландия. (фото)

1987

27 апреля — 3 мая — XI богословское собеседование с представителями евангелической церкви в Германии «Арнольдсхайн-XI».

27 мая — 4 июня — заседание Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу. Крит.

11-17 октября — Венеция. VI собеседование с католиками.

17 октября — аудиенция у папы Иоанна-Павла II. (фото)

1988

22-29 ноября — международная консультация комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство» в Пятигорске.

1989

12-15 июня — VIII собеседование с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии «Синаппи-VIII», Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь.

27 октября — 2 ноября — собеседование с представителями англикан. Москва

1990

9-16 марта — консультация с «Пакс Кристи». Москва

20-27 апреля — XII богословское собеседование с представителями евангелической церкви в Германии «Арнольдсхайн-XII», Минск.

1991

7-20 февраля — VII генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, Австралия. (фото)

1998

14-16 мая V богословское собеседование с представителями Германской епископской конференции католической церкви на темы «Единство и многообразие в Церкви» и «Границы Церкви». Минск

23-27 мая  Богословское собеседование с представителями евангелической церкви в Германии на тему “Церковь, народ, государство в Европе”. Минск

12-19 октября XI богословское собеседование с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. Лаппенранта, Финляндия,

2006

2–9 ноября — встреча православно-лютеранской смешанной комиссии в Братиславе, Словакия. А.И. Осипов прочитал доклад «Преложение или пресуществление», подвергшийся осуждению в заключении Синодальной Богословской комиссии от 26 декабря 2007 г.

Библиография

Христиане на пути к экумене служения и ответственности за мир (доклад на заседании Богословской комиссии ХМК, Москва, 12-14 сентября 1972 года) // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 12. СС. 44-48

Насилие и справедливость // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 7. СС. 49-51

Справедливость и насилие // Богословские труды. 1973. № 11. СС. 193-197

«Иисус Христос объединяет» (присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире) // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 8. СС. 59-65

Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США) // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 8. СС. 65-70

Путешествие в Новый свет // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 9. СС. 50-58

Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. СС. 60-65

Впервые в Индии // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 2. СС. 42-46

Знакомство с Римской курией // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 3 СС. 55-62

Quelques principes de la conception orthodoxe de l’oecumenisme [Некоторые принципы православного понимания экуменизма] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1978. № 97-100. СС. 23-34

О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. 1978. № 18. СС. 180-187

Третья встреча с «Пакс Кристи интернационалис» // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 9. СС. 48-51

Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 12. СС. 63-65

Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 1. СС. 62-65

Осипов Алексей, профессор, Кречмар Георг, д-р. Тезисы [VIII Богословского собеседования «Арнольдсхайн-VIII» между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии (ФРГ) (10-13 октября 1979 года в Одессе)] к докладам «Святые как знамение исполнения обетования Божия человеку» // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 3. СС. 56-57

Современный диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-Лютеранскими Церквами (1959-1979) // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 8. СС. 58-60

Современный диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-Лютеранскими Церквами // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 9. СС. 63-67

Богословские основы миротворческой деятельности Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 10. СС. 33-36

Святые как знак исполнения Божия обетования человеку. Доклад на VIII богословском собеседовании с представителями евангелической церкви в Германии // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 11. СС. 59-67

Хауптманн П., профессор, Осипов А.И., профессор МДА. Тезисы по теме «Значение апостольской преемственности для священства и пасторства» [IX Богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, ФРГ («Арнольдсхайн-IX»)] // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 1. С. 56

Значение апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 2. СС. 57-61

Василий Коман, епископ, Николау Феодор, профессор, Осипов Алексей, профессор, Фидас Власий, профессор, Романидис Иоанн, профессор, Кречмар Георг, профессор, Кродель Герхард, профессор, Питтерс Герман, профессор, Ульман Вольфганг, доцент. Резюме первой встречи Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 3. СС. 64-67

Богословские аспекты прав человека. Доклад на V богословском собеседовании с «Пакс Кристи» в Антверпене, апрель, 1983 // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 5. СС. 56-60

Единство и многообразие в жизни Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 7. СС. 75-78

Заключение Синодальной Богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2–9. 11. 2006)

Реклама

Летопись экуменической деятельности проф. МДА А.И. Осипова: 10 комментариев

  1. А по-моему он уже в этой «идее» разочаровался, если у него такое очарование вообще было. К тому же он резко отрицательно относится к папистам и протестантам в плане вероучения. Так что экуменистом его назвать в данный момент вряд ли возможно.

    Нравится

    • Это Ваше личное мнение. Факты говорят об обратном. Во всяком случае А.И. Осипов не осуждает свою экуменическую деятельность.
      Его собственное учение весьма близко к крайним протестантским сектам, так что нельзя сказать, что он уж такой идейный противник протестантизма.

      Нравится

  2. А в чем его учение близко к протестантам, да еще и к крайним протестантским сектам? Ведь основной признак протестантизма — не принятие церковной иерархии (или подмена ее «своей» иерархией) и не принятие Священного Предания. У Осипова я таких идей не встречал.

    В данной статье (телеинтервью)он РЕЗКО критикует папистов и протестантов за отход от православного отеческого вероучения и осуждает экуменизм за попытку найти нечто среднее между православием и иноверием (соединить не соединимое) и говорит о Православии как об единственном истинном учении о Боге. В экуменистических встречах он действительно принимал участие (увы), но молился ли он там совместно с еретиками я не знаю, тем более не думаю, чтоб он с ними причащался. Можно сказать только одно, что сегодня он выступает против экуменизма и это весьма радует, тем более, что его мнение сегодня весьма весомо и в церковных и в кругах мирян(нравится или не нравится, но это факт).

    Посему при всем моем двояком отношении к проф. Осипову считаю, что обвинять его в экуменизме на сегодняшний день мягко говоря не корректно. А вот о его оригенизме и прочих сомнительных моментах (преложение Даров, учение о Таинствах и т.д.) его учения можно действительно говорить и их критиковать.

    Нравится

    • Его учение близко к протестантам тем, что он отрицает Пресуществление Святых Таин.
      Почему Осипова нельзя причислять к экуменистам? Он в течение чуть не 40 лет участвовал в экуменическом движении, что задокументировано в Журнале Московской Патриархии. Последний раз это имело место четыре года тому назад. Это для Вас день «вчерашний»?
      Обратите внимание, что А.И. Осипов никогда не осуждал свое участие в предательстве Православия. Вам это кажется православным подходом к преступлениям против Церкви?

      Нравится

  3. «Обратите внимание, что А.И. Осипов никогда не осуждал свое участие в предательстве Православия. Вам это кажется православным подходом к преступлениям против Церкви?»
    Так вот в этом-то и есть крайний протестантизм: Бог у меня в душе, сегодня я вижу так, а завтра — наоборот. По Лютеру: веруй и делай что хочешь. И никакой объективной, независимо от своего «я» истины. Поэтому и вопрос о предательстве истины никогда не ставится. Надо было — участвовали. Опять надо будет — опять будем. И Бог здесь не при чем. Вера Бога без веры в Его Заповеди. Как это называется? В Правиле 4 Святителя Василия Великого это называется: бесчестить Бога. «Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога, кто преступает закон его». Слово «закон Божий» Вы вряд ли услышите в лекциях О., для него (как и для Вл. Соловьева и Достоевского) это — «юридизм». Но не для Святых Отцов.

    Нравится

  4. Странно, но никто здесь не указал на ОВЦС, как на орган зачатый НКВД. И если т. Осипова отождествить с КГБ, то многое может встать на места: не только его экуменическая деятельность, но и «вынужденное» богословие.

    Нравится

    • На этих экуменических встречах он им не свои же лекции читал. Есть целый пласт сочинений А.И. Осипова об экуменизме, борьбе за мир и т.п. Они, конечно, апологетические по отношению к участию православных в экуменизме, в советской «борьбе за мир», а вовсе не в христианском смысле слова.

      Нравится

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.