«Русская народная линия» и православное учение об Искуплении

Роман Вершилло

«Русская народная линия» публикует в последнее время целый ряд материалов, направленных против истин православной веры, и особенно здесь отличился постоянный автор этого сайта Павел Тихомиров.

В статье П. Тихомирова «Петр Могила. Contra» содержатся не только странные инсинуации против св. Петра (Могилы), и в частности, намеки на какие-то националистические мотивы канонизации св. Петра Русской Православной Церковью.

Этого мало. П. Тихомиров предлагает снести до основания идеологию сатисфакции, т.е. понимание спасения души в категориях оправдания, искупления заслугами. Чтобы оценить эту несколько невнятную фразу, нам необходимо вспомнить, что «сатисфакция» – это уничижительное название православного учения об Искуплении, данное митр. Антонием (Храповицким).

Кто же рассматривает Искупление в категориях оправдания и искупления заслугами, и против кого направлено это пожелание П. Тихомирова?

Против Апостола Павла, который призывает веровать во Христа-Искупителя, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25). Против Павла, который учит, что мы получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру (Рим. 3:24-25).

— против св. Феофана Затворника, который толкует эти слова Апостола: Искупление — вот единственный способ оправдания! — Искупают, когда уплачивают за кого деньги и высвобождают его из уз рабства. Род человеческий чрез падение прародителей попал в рабство греху и диаволу, обладавшим им по причине виновности его, привлекшей на него и державшей над ним клятву Божию. Для спасения его надлежало снять клятву, дав праведное основание к обезвинению его, и затем влить в него новую силу во истребление силы греха, и чрез то отразить власть диавола. Все сие совершил Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный и Бог (св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 227-228).

— против св. Василия Великого, который учит: Нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей — это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20) (св. Василий Великий. Беседы на псалмы. Псалом 48//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 194-195).

— против св. Иоанна Златоуста, который говорит: род человеческий спасен заслугами одного Христа и: сама жизнь не будет иметь пределов, дабы ты из сего яснее познал могущество благодати. Все это приобрел нам заслугами Своими Христос (св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 314-315, 327).

— против св. Филарета Московского, который учит, что Христос возливает на душевные раны человека-грешника елей милости, утешения, прощения и вино благодатной силы животворной, радостотворной, укрепляющей, и совершенно покрывает оные Своею добродетелью, Своею крестною заслугою (св. Филарет Московский. Беседа в день тезоименитства благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. 1852 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 184).

После всего этого П. Тихомиров еще печалится о том, что разговор на эту тему весьма затруднителен, поскольку идеология сатисфакции настолько глубоко въелась в православное сознание, что всякая попытка ревизии школьного богословия воспринимается как «проявление модернизма», «демонстрацию протестантского образа мысли».

А ведь сам же П. Тихомиров свободно цитирует антиправославные слова митр. Антония (Храповицкого) про разрушение учения об Искуплении, ссылается на «авторитет» А.И. Осипова, на дьякона Германа Иванова-Тринадцатого, на В.Л. Лурье, т.е. на целое направление богословского модернизма, которое вслед за его основателем митр. Антонием (Храповицким) мы именуем «нравственным монизмом«.

Мы понимаем, насколько удобно было бы для П. Тихомирова и др., если бы их антиправославные выступления еще и никак не осуждались православными. Но справедливость требует признать, что жалобы «монистов» совершенно напрасны.

Так какие же затруднения П. Тихомиров и редакция «Русской народной линии» встретили в опубликовании разрушительных для правой веры инсинуаций?

К сожалению, никаких: ни внешних – со стороны Церкви, ни внутренних – совести и веры.

Реклама

«Русская народная линия» и православное учение об Искуплении: 36 комментариев

  1. Очень хорошо написал о.Владимир.
    Не могу, правда, ничего сказать конкретно об А.Степанове (практически не знаком с сайтом РНЛ), но мне частенько попадались люди, идентифицировавшие себя как православных исключительно на основании тезисов вроде «русский патриот — значит православный». Действительно, эдакий религиозно-культурный «довесок» к политике получается.
    Как правило, они просто теряются, если случится задать им вопрос по какой-нибудь элементарной вероучительной истине Православия (которую до революции знал каждый ребенок из основ Закона Божия) и искренне недоумевают: -«А зачем мне все это? Я и так — православный…» Так же они легко попадаются в лапы модернистам, услужливо подсовывающим по поводу и без повода «Leksii_Alexeya_Ilicha_Osipova.mp3» или книги д.Кураева. Заметив в сих творениях столь любезные своему «патриотизму» изречения наподобие «в отличии от западного христианства, православное богословие никогда…» (далее может идти любая несусветная чушь — «не понимало искупление как умилостивление Божественной Справедливости» или «не признавало пресуществление Св.Даров»), эти люди примут подобные нелепости просто «автоматически».

    Что же касается статьи П.Тихомирова и подобных ей, то, интересно, понимают ли их авторы, что то, что они пишут, можно представить примерно так:
    «Ныне во всеуслышание отрицаюсь того факта, что Христос Своими Искупительными Страстями и Смертью принес за меня и вместо меня полное удовлетворение Правосудию Божию, и почитаю этот факт не бывшим (не имеющим смысла, нелепым, меня не касающимся, придуманным католиками, etc.). Пишу об этом в своей статье и призываю всех читающих меня веровать также. С этим исповеданием предстанем и на Страшном Суде — и вы, и я, который вас так научил».
    Если понимают, что ж.. Слишком смелы эти авторы..

    Нравится

  2. «Видимо наступает пора, когда Путин должен по-сталински обратиться к народу «Братья и сестры»…»

    Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

    http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/06/kak_putinu_pobedit_vikiliks/
    На РНЛ есть целая тематическая подборка «Сталин».
    Редакционная политика вполне просталинская с элементами ностальгии по советским временам.

    Нравится

  3. П. Тихомирову. Вы хотите разговора по существу. Прекрасно.
    Поскольку Вы выступаете против догматов Православного вероучения, то обсуждать с Вами вопросы Церковной истории нет никакой возможности.

    Нравится

  4. О.Владимиру.
    Мне кажется Вы поняли, что я говорил не о Таинстве Крещения, а о экзорцизме, как отдельном чине. Поэтому, одно дело – со смирением и сознанием своего недостоинства (о чем говорится в тайной молитве) читать заклинательные молитвы, а другое дело – начинать, как правило, от своего высокоумия и гордости «целить» бесноватых.
    Ну никак у меня ошибки и заблуждения не могут у меня вызвать «трепетное благоговение или, по крайней мере, почтение и страх», а только то, что действительно приносит духовную пользу и авторитетно одобрено Святыми Отцами. И если говорить про Требник Петра Могилы, то не «все содержащееся в нем…» приносит пользу и одобрено Св.Отцами.
    Все это никак не умаляет святость, а может даже наоборот. Возможно(и даже очень бы хотелось), что и мы у Господа будем «идеже вси святии», но это никак не обелит и не освятит наших грехов и ошибок.

    Нравится

  5. «Лисандеру». Итак, Вы — священник.
    Только священник читает тайные молитвы, и только священникам, увы, свойственны столь категоричные оценки своих собратьев.
    «Сплошное язычество и бесовская гордость, как среди «отчитывающихся», так и среди «отчитывающих» — пишете Вы. Я убежден, что это не так. В порядке исключения, по особому благословению, высокой жизни священники, преимущественно монахи — отчитывают бесноватых. И пользуются в этих целях указанным Чином. Да, есть «младостарцы», самочинно и безрассудно берущие на себя то, что не отвечает их духовному преуспеянию. То, что этот Чин — не для всех, но лишь для таких редких столпов веры как Святой Иоанн Кронштадский и другие поистине святые старцы — не отменяет того факта, что этот чин дан Святой Церкви как оружие против бесов. В исключительных случаях — именно потому что Требник воспринят Церковью и дан нам из Ее рук — и мы, простые пастыри не должны бояться, но обязаны совершать этот Чин. И мы не знаем, скольким людям он еще принесет пользу. У Бога есть и будут верные, трезвые и святые пастыри, которым такие, как, к примеру я — в подметки не годятся. Сам я, кажется, ни разу в жизни не пользовался этим Чином Великого Требника, и никому в голову не приходило меня об этом просить — по указанной причине. Но это не значит, что таких священников нет. Они есть и будут, ибо сама по себе отчитка, то есть изгнание из страждущего духа нечистого — есть дело святое и богоугодное, а вовсе не языческое, как Вы неосновательно заявили. Когда бес покидает человека, мы должны радоваться, а не злобствовать, как фарисеи. И все, что облобызала Святая Церковь, в том числе — и все чины Большого Требника Петра Могилы — для нас святы и не подлежат критике. Это наш Богом данный арсенал, и мы свободны им пользоваться — с рассуждением и ради блага ближнего.

    Нравится

  6. Для меня слово о. Владимира очень авторитетно, хотя сначала я не понимал его резких высказываний, позже понял и увидел, что это от любви к Богу и его Святым Заповедям. И Господь явно возлюбил о. Владимира. Место на котором он служит — место особой святости, там явно видишь Небо на земле. Если священники будут служить Богу, как служит о. Владимир, то Россия ОБЯЗАТЕЛЬНО возродится!

    Нравится

  7. Отец Василий, мне стыдно. Да, Господь нас грешных милует! А место особой святости — это любое место, где совершается Божественная Литургия. Спаси Вас Господь.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.