Соборный акт о воссоединении униатской церкви с Православною в Полоцке 12 февраля 1839 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы, благостию Божиею, Епископы и Освященный Собор Грекоунитской Церкви в России, в неоднократных совещаниях, приняли в рассуждение нижеследующее: Церковь наша, от начала своего, была в единстве Святой, Апостольской, Православно-Католической Церкви, которая самим Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом на Востоке насаждена, от Востока воссияла миру и доселе цело и неизменно соблюдала Божественные догматы учения Христова, ничего к оному не прилагая от духа человеческого суемудрия. В сем блаженном и превожделенном Вселенском союзе Церковь наша составляла нераздельную часть Грекороссийския Церкви, подобно как и предки наши, по языку и происхождению, всегда составляли нераздельную часть Русского народа.

Но горестное отторжение обитаемых нами областей от матери нашей — России отторгнуло и предков наших от истинного Кафолического единства, и сила чуждого преобладания подчинила их власти Римской Церкви, под названием Униатов. Хотя же для них и обеспечены были от нее формальными актами Восточное Богослужение на природном нашем Русском языке, все священные обряды и сами постановления Восточной Церкви, и хотя даже воспрещен был для них переход в Римское Исповедание (яснейшее доказательство, сколь чистыми и непреложными признаны были наши древние Восточные уставы!); но хитрая политика бывшей Польской республики и согласное с нею направление местного латинского духовенства, не терпевшия духа Русской народности и древних обрядов Православного Востока, устремили все силы свои к изглаждению, если бы можно было, и самых следов первобытного происхождения нашего народа и нашей Церкви. От сего сугубого усилия предки наши, по принятии Унии, подвергались самой бедственной доле. Дворяне, стесняемые в своих правах, переходили в Римское Исповедание; а мещане и поселяне, не изменяя обычаям предков, еще сохранившимся в Унии, терпели тяжкое угнетение. Но скоро обычаи и священные церковные обряды, постановления и самое Богослужение нашей Церкви стали значительно изменяться, а на место их вводились латинские, вовсе ей несвойственные. Грекоунитское приходское, лишенное средств к просвещению, в бедности и унижении, порабощено Римским, и было в опасности подвергнуться, наконец, совершенному уничтожению или превращению, если бы Всевышний не прекратил сих вековых страданий, возвратив Российской Державе обитаемые нами области — древнее достояние Руси. Пользуясь столь счастливым событием, большая часть Униатов воссоединилась тогда же с Восточною Православно-Кафолическую Церковию и уже по прежнему составляет нераздельную часть Церкви Всероссийской; остальные же нашли, по возможности, в благодетельном Русском Правительстве защиту от превозможения римского духовенства. Но отеческим щедротам и покровительству ныне благополучно царствующего Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича обязаны мы нынешнею полною независимостию Церкови нашей, нынешними обильными средствами к приличному образованию нашего Духовного юношества, нынешним обновлением и возрастающим благолепием святых храмов наших, где совершается Богослужение на языке наших предков и где священные обряды восстановлены в древней их чистоте. Повсюду вводятся постепенно в прежнее употребление все уставы нашей искони Восточной, искони Русской Церкви. Остается желать только, дабы сей древний Боголюбезный порядок был упрочен и на грядущие времена для всего униатского в России населения, дабы полным восстановлением прежнего единства с Церковию Российскою сии прежние чада ее могли на лоне истинной матери своей обрести то спокойствие и духовное преуспеяние, которого лишены были во время своего от оной отчуждения. По благости Господней, мы и прежде отделены были от древней матери нашей Православно-Католической Восточной, и в особенности Российской Церкви, не столько духом, сколько нынешнею зависимостию и неблагоприятными событиями; ныне же, по милости Всещедрого Бога, так снова приблизились к ней, что нужно не столько восстановить, сколько выразить наше с нею единство.

Посему, в теплых сердечных молениях, призвав на помощь благодать Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Который един есть истинный Глава единой истинной Церкви) и Святаго и всесовершающего Духа, мы положили и неизменно:

1) Признать вновь единство нашей Церкви с Православно-Кафолическою Восточною Церковию, и посему пребывать отныне, купно со вверенными нам паствами, в единомыслии со Святейшими Восточными Православными Патриархами и в послушании Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода.

2) Всеподданнейше просить Благочестивейшего Государя Императора настоящее намерение наше в Свое Августейшее покровительство принять и исполнению оного, к миру и спасению душ, Высочайшим Своим благоустремлением и державною волею споспешествовать, да и мы, под благотворным Его скипетром, со всем Русским народом совершенно едиными и неразнствующими устами и единым сердцем славим Триединого Бога, по древнему чину Апостольскому, по правилам святых Вселенских Соборов и по преданию великих Святителей и Учителей Православно- Кафолической Церкви.

Во уверение чего, мы все, Епископы и Начальствующее Духовенство, сей Соборный акт утверждаем собственноручными нашими подписями, и, в удостоверение общего на сие согласия прочего Грекоунитского Духовенства, прилагаем собственноручные же объявления священников и монашествующей братии, — всего тысячи трех сот пяти лиц.

Дан в Богоспасаемом граде Полоцке лета от сотворения мира седмь тысяч триста сорок седьмого, от Воплощения же Бога Слова тысяча вою семьсот тридцать девятого, месяца Февраля в двенадцатый день, в Неделю Православия.

Подлинный подписали:

Смиренный Иосиф, Епископ Литовский,

Смиренный Василий, Епископ Оршанский, управляющий Белорусскою Епархиею,

Смиренный Антоний, Епископ Брестский, Викарий Литовской Епархии.

Заседатель Грекоунитской Духовной Коллегии, Соборный Протоиерей Игнатий Цильковский,

Заседатель Грекоунитской Духовной Коллегии, Соборный Протоиерей Иоанн Конюшевский,

Заседатель Грекоунитской Духовной Коллегии, Соборный Протоиерей Лев Паньковский,

Председатель Литовской Консистории, Соборный Протоиерей Антоний Тупальский,

Председатель Белорусской Консистории, Ректор Семинарии, Соборный Протоиерей Михаил Шелепин,

Вице-Председатель Литовской Консистории, Соборный Протоиерей Михаил Голубович,

В должности Ректора Литовской Семинарии Соборный Протоиерей Ф. Гомолицкий,

Вице-Председатель Белорусской Консистории, Протоиерей Константин Игнатович,

Член Литовской Консистории и Эконом Семинарии, Крестовый Игумен Иосаф Вышинский,

Член Белорусской Консистории, Игумен Иосиф Новицкий,

Инспектор Белорусской Семинарии, Соборный Протоиерей Фома Малишевский,

Инспектор Литовской Семинарии, Крестовый Иеромонах Игнатий Желязовский,

Ключарь Полоцкого Софийского Каф. Собора СП. Михаил Копецкий,

Эконом Белорусской Семинарии, Соборный Протоиерей Иоанн Щенснович,

Заседатель Литовской Консистории, Соборный Протоиерей Янковский,

Заседатель Белорусской Консистории Протоиерей Иоанн Глыбовский,

Заседатель Литовской Консистории Григорий Куцевич,

Заседатель Белорусской Консистории, Иерей Иоанн Сченснович,

Заседатель Белорусской Консистории Фома Околович,

В должности Секретаря при Литовском Преосвященном, Крестовый Иеромонах Фауст Михневич,

В должности Секретаря при Преосвященном Антонии, Иеромонах Петр Михалевич.

Публикуется по изд.:

Уния в документах. Минск: Лучи Софии, 1997. СС. 487-490

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.