Выпады А.И. Осипова против почитания икон и мощей

На телеканале «Союз» известный представитель «нравственного монизма» А.И. Осипов подверг критике православное учение о почитании икон и святых мощей.

Он утверждает, что иконам и мощам воздается в Православной Церкви не Божеское, а служебное поклонение перед кем-то или чем-то значимым, если хотите, в нашей человеческой жизни, в человеческой атмосфере. Он поясняет свою мысль: Мы склоняемся перед величием, святостью этого человека. Ничего удивительного в этом нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможами, перед какими-то власть имущими и так далее. Тоже поклонение. Но какое? Не Божеское.

Тем самым А.И. Осипов явно противоречит учению Церкви, согласно которому чрез изображение Христа и Святой Богородицы и святых воздается поклонение и честь Богу (св. Иоанн Дамаскин). Тот же св. Иоанн Дамаскин говорит, что почитает Крест, иконы, мощи и все святыни, как исполненные Божественной благодати: Почитаю же и благоговею и пред остальным веществом, при посредстве которого соделалось мое спасение, как пред исполненным божественной силы и благодати.

Наконец, св. Иоанн Дамаскин учит о том, что верующие воздают только Богу служебное поклонение, потому что Он Один по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаем друзьям Его и слугам.

Исцеления, происходящие от икон, А.И. Осипов объясняет в духе «нравственного монизма» не благодатным действием Божиим, а противопоставляет благодати — силу веры молящихся. Он считает: Любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не какой-то ее особой силой. А чем? Силою веры и искренности обращения человека перед этой иконой.

По материалам «Русской народной линии»

Реклама

Выпады А.И. Осипова против почитания икон и мощей: 42 комментария

  1. Ну,и что,уважаемый Роман Т.,это меняет в отношении к Осипову?! Как преподавал в МДА так и преподает,и не отказавшись самолично от своих заблуждений, носит почетное звание профессора богословия.Единственный отпор он получает от других богословов,настоящих радетелей за чистоту Православия.Офицального разоблачения касаемого заблуждений Осипова той же Вами приведенной Синодальной богословской комиссии нет.Все по прежнему остается на своих местах.Значит Осипова все-таки РПЦ поддерживает? Хотя быть может относительно Алексея Ивановича у Вас есть другая информация? Было бы интересно узнать.

    Нравится

  2. Уважаемая Наталия, это важно в том отношении, что очень многие не поверят о. Рафаилу, Роману Алексеевичу и другим противникам нравственного монизма. О. Рафаила многие считают «слишком радикальным». В догматических вопросах у него как раз все очень выверено и трезвенно. А о Романе Алексеевиче до сих пор всякие небылицы пишут в интернете. Кто-то даже его в «ИПЦ» записал…Тоже не поверят его статьям против учений Осипова. А вот Синодальная комиссия-тут не поговоришь о «раскольниках». Кстати, о. Максим Козлов не видит заблуждений у Осипова, кроме взглядов на Евхаристию. Я думаю, это результат данного заключения повлиял. По неподтвержденным данным(из комментариев ЖЖ) от ложных взглядов на Евхаристию отказался ученик Осипова Зайцев.
    http://orthodox-man.livejournal.com/8270.html#comments
    Что касается заключения Синодальной комиссии, то да, Осипов там не упоминается, но всем ясно, чьи взгляды опровергаются. Тем более, что это было реакцией конкретно на заявление православно-лютеранской комиссии о Евхаристии, в чем Осипов, по всей видимости, принял решающее участие.
    Кстати, вот другие материалы по этому поводу, в том числе выступление Осипова-
    http://theolcom.ru/ru/full_text.php?TEXT_ID=255

    Нравится

  3. «»это важно в том отношении, что очень многие не поверят о. Рафаилу, Роману Алексеевичу и другим противникам нравственного монизма.»»

    Поверит не поверит,это сами понимаете,уважаемый Роман Т., скользкая политика.Значит не верят, раз от Осипова еще не требуют отказа от своих заблуждений.
    Сам он не хочет,от него не требуют,что ж остается только молиться Господу,что как можно меньше паствы стало заложниками его лжеучений.
    Ведь до «радикального» о.Карелина еще духовно нужно дорасти,чтобы его адекватно воспринимать.Уж очень он не по сердцу нашим либеральным церковникам обновленцам.
    Так,что,простите,ситуация с Осиповым так и не прояснилась.Пока — «а воз и ныне там».

    Нравится

  4. Действительно, вызывает глубокое сожаление терпимость к Осипову некоторых влиятельных представителей священноначалия РПЦ. Это гораздо серьезнее «непотопляемости» отдельных всем известных личностей в политико-экономической сфере.
    Никакие личные связи не должны приниматься во внимание, когда речь идет о вечном спасении или погибели тысяч христианских душ.

    В кругу серьезных ученых точки над i уже давно расставлены. Вот что пишет в своем Живом Журнале о Расширенном пленуме Богословской комиссии при Священном Синоде РПЦ от 4 октября 2007 г. один из ведущих патрологов, член ИС РПЦ МП А.Г.Дунаев, резюмируя обсуждение:
    «Тем самым вопрос о рецепции КНП Собора (имеется в виду Константинопольский Собор 1691 г., анафематствовавший отрицателей Пресуществления, — В.) можно считать закрытым, а целый ряд преподавателей МДА и ПСТГУ должен быть снят со своих постов (причем священнослужители извергнуты, а миряне отлучены и лишены всех своих постов). По сути, заседание Комиссии было излишним — ересь «заслуженного профессора» МДА А. И. Осипова (который был представителем РПЦ на лютеранско-православном диалоге — его богословски и вообще абсолютно безграмотный доклад также опубликован по указанному адресу) как повторяющая учение М. Лютера и УЖЕ ОСУЖДЕННАЯ соборно почти всей полнотой Прав. Церкви (деяния КНП Собора утверждены восточными патриархами и патр. Адрианом) не нуждается в повторном обсуждении. Во время Комиссии я был просто потрясен вопиющей философской безграмотностью профессора (который ни во что не ставил не только присутствовавших на Комиссии, но и 5 синодальных организаций, отзывы которых были представлены, а твердил, как попугай, свое, о «сыром мясе»). Так, «акциденции» Осипов считает выдумкой латинских схоластов (видимо, он никогда не читал хотя бы каппадокийцев и «Диалектику» прп. Иоанна Дамаскина), а «сущность» путает с материей (ДНК и проч.)! Удивительно, что Осипов до сих пор имеет отдельных сторонников — это можно объяснить только общим «совковым» невежеством. Надеюсь, акты Собора и проч. материалы отрезвят тех, кто не хочет поплатиться вечным спасением и (для иных) более ощутимыми «благами сего мира» — постами, должностями и проч.»
    http://danuvius.livejournal.com/80855.html

    Тем не менее, то, что давно известно в кругу серьезных ученых, так и не доходит в массы, оставаясь какой-то чуть ли не эзотерической тайной. Даже из Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу Осипова после известных событий помели с гладенькой формулировкой «Удовлетворить прошение профессора А.И. Осипова об освобождении его от членства». В «низах» же, особенно на модернистских интернет-площадках типа форума пд.Кураева, продолжает царить чуть ли не безраздельное владычество «осиповщины» (и не только в вопросе о Пресуществлении). А ведь речь идет о прямом попадании под анафему!
    «Вопиющая нелепость» — самое мягкое, пожалуй, определение для такого положения вещей…

    Нравится

    • Благодарю за убедительное изложение сути дела!
      У нас есть официальные документы, на которые ссылаются («Социальная концепция»), и есть те, которые как бы ничего не значат.
      За противоречие учению Церкви А.И. Осипова отстраняют по его «прошению». Это профанация.

      Нравится

  5. …Было бы весьма интересно ознакомиться с докладом тогда еще митр.Смоленского и Калининградского и председателя Отдела внешних церковных связей, ныне Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «О необходимости замещения представителя Русской Православной Церкви в Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу», произнесенного им на заседании Св.Синода 27 марта 2007 г. (в тот же день и последовала отставка Осипова), т.е., всего через 12 дней после Научно-богословской конференции «Богословские и церковно-практические аспекты таинства Евхаристии» в Санкт-Петербургской Духовной академии. Отчет о Конференции выложен по адресу http://www.patriarchia.ru/db/text/215201.html , на ней было подтверждено Православное учение о Пресуществлении, впервые зачитан доклад М.М. Бернацкого «Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви» (есть тут: http://www.kiev-orthodox.org/files/materials/1527/sobor1691transsubst.pdf ), а так же «большое внимание было уделено понятию умилостивления как в отношении к совершенному Христом Искуплению, так и в отношении к Евхаристической Жертве». С материалами Конференции было бы также интересно ознакомиться поподробнее, но, к сожалению, полных текстов докладов в Сети найти не удалось…

    Нравится

  6. По-моему не совсем объективно. Да, у профессора Осипова есть ряд заблуждений по многим вопросам. Но это не значит, что нужно критиковать его по всякому поводу. Про силу чудотворений — справедливо замечено, а по-первому, есть ошибка. В правилах 7-го вселенского собора написано, что поклонение иконам воздается только почитательное. Божеское поклонение — только Богу.

    Нравится

  7. Уважаемый Евгений! У нас написано то же, на что Вы ссылаетесь:
    Верующие воздают только Богу служебное поклонение, потому что Он Один по Своей природе достоин поклонения.
    Осипов говорит о служебном поклонении иконам в ином, совершенно мирском смысле: поклонение перед кем-то или чем-то значимым, если хотите, в нашей человеческой жизни, в человеческой атмосфере.
    Вот с чем надо спорить любому православному, и против этого атеистического тезиса надо возражать, что нет, честь воздаваемая иконам восходит к Первоообразу, а не остается в нашей человеческой атмосфере. Или как учит св. Иоанн Дамаскин: чрез изображение Христа и Святой Богородицы и святых воздается поклонение и честь Богу.

    Нравится

  8. +++++Прежде всего, надо принять во внимание, что о. Кураев не тот автор, чьим рассуждениям стоит доверять.++++

    Это понятно, но мне кажется о. протодиакон в д.с. просто фиксирует факт — решение комиссии не было утверждено Синодом. И это дает возможность сторонникам проф.А.И. Осипова утверждать, что никакого осуждения соотв. концепций по сути не было, а были высказаны лишь частные мнения определенных членов комиссии..

    ++++++++На Ваш взгляд, означает ли все это, что о. Кураев разделяет заблуждения Осипова относительно Пресуществления?++++

    Боюсь, не могу здесь ничего определенного ответить. Насколько мне известно, о. Андрей вообще избегает давать какие-либо
    комментарии по данному вопросу. Помню была многостраничная «горячая» тема на форуме в разделе «вопросы диакону А.Кураеву», так он туда, наск. я помню, вообще ни одного слова не написал..

    Нравится

  9. Журналист этот чушь пишет!!!!!Читайте догмат)))))) …подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.[4]
    — Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.