Церковная жизнь течет поверх человеческих расчетов

Роман Вершилло

Церковная жизнь течет поверх человеческих расчетов. Самым вопиющим и вызывающим для обыденного сознания образом Церковь существует помимо того, что неправильно именуется «церковной» политикой.

Из Священного Писания мы знаем: Бог не презирает человеческих слабых усилий. Но для спасения они недостаточны, поскольку нажимают как бы не на те клавиши. Чтобы Бог увидел наши усилия, надо всегда отчетливо помнить об этом несовпадении средств и целей.

Жизнь Церкви направляет Сам Бог – наказывая и милуя, по слову Спасителя: Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2). Поэтому в жизни Церкви центральной является вера в Бога-Троицу и в Спасительную Жертву Христову. В этой Жертве и через Нее – в благодатных дарах – присутствует в Церкви спасение и избавление, притом сейчас, в настоящий момент, а не только как обетование.

Св. Новомученики Российские

В этом смысле в жизни Церкви участвуют все Ее члены без исключения, тогда как к церковному управлению причастны, разумеется, не все. И надо признаться, по слову св. Григория Богослова, то, без чего нельзя быть христианином, полезнее доступного немногим. Святой поясняет: Всем общи: Закон, Пророки, Заветы, словеса Заветов, благодать, детовождение, совершенство, страдания Христовы, новая тварь, Апостолы, Евангелия, раздаяние Духа, вера, надежда, любовь как к Богу, так и Божия… Таковы же: восхождение, озарение, малое еще здесь, а яснейшее в чаемой будущности, таково и то, что всего важнее: познание Отца и Сына и Святаго Духа, и исповедание первой нашей надежды. Что выше этого и что более обще?

И в полном соответствии с этим из Церковной истории мы видим, как Бог Сам прекращал или до неузнаваемости преображал человеческие планы и действия по устройству Церкви.

Так, Духовную коллегию у протестанта Лейбница перенял Петр Первый, но ее провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод (св. Филарет Московский).

Вспомним разветвленнейшие планы по реорганизации Русской Церкви на Поместном Соборе 1917-1918 гг. В Русской Церкви намеревались ввести широчайшую демократизацию церковной жизни, с повсеместным и полным учетом интересов белого духовенства и мирян. Считали необходимым ввести разделение и взаимное ограничение властей в Церкви: законодательной, исполнительной, судебной. Но революционное насилие остановило развитие и реализацию этих планов, поскольку показало даже «демократам», что такая реформа управления сделает Церковь беззащитной перед антигосударственным хаосом.

Тогда как бы ниоткуда возникает на Соборе предложение о выборе Патриарха, который однако должен был быть ограничен и прямо связан по рукам и ногам: и Собором, и Синодом, и Церковным Советом, и Церковным судом.

Но и этот строй – впрочем, неизвестный до того ни в какой Церкви – не действовал ни одного дня, кроме как на бумаге. Собор большевики больше не дали собрать. Совету они не дали возможности заседать, а Синоду – нормально работать. И в результате св. Патриарх Тихон был вынужден управлять Русской Церковью практически единолично, хотя он и не противился ограничению своей власти Церковными органами.

Достаточно сравнить планы и результат, чтобы усмотреть в этом необъяснимое сверхъестественное вмешательство.

Возьмем гораздо более печальный пример митр. Сергия (Страгородского), который составил превосходный, по его мнению, план спасения Церкви. В беседе с Петроградским духовенством в 1927 г. митр. Сергий говорит: Я спасаю Церковь». Присутствовавшие в ужасе вскричали: Что Вы говорите, Владыка! это мы спасаемся в Церкви, а не спасаем ее! Позднее митр. Сергий говорил: Моя программа – программа Духа Святого, я действую сообразно нуждам каждого дня, тогда как на самом деле он ничего не спас, а лишь прикрыл своим Синодом большевистское беззаконие и убийство Новомучеников.

Даже не разбирая подробно мотивы митр. Сергия и исторические обстоятельства, видно, что он победил и проиграл совершенно не так, как он предполагал победить или проиграть.

Св. Новомученики греческие

Таких примеров можно привести бесчисленное множество. Они, можно сказать, и составляют историю Православной Церкви. Что же с ней такое происходит? Неужели, как всегда думали римо-католики, она неправильно устроена и находится в неверных отношениях к государственной власти и народу? У них-то папский престол всегда ставил конкретные цели, и либо достигал их, либо терпел поражение, но таких оборотов и переворотов римско-католическая церковь, кажется, не переживала.

Упомянутые выше события не являются только случайными отклонениями от Истины. В них оказывается явлено то, что Главой Церкви является Сам Бог, Который направляет жизнь воинствующей Церкви к Ему ведомым целям и утешает и прославляет Небесную Церковь ведомым Ему образом.

Поэтому столь важен для нас подвиг Новых мучеников и Исповедников Российских. Не случайно и не тщетно мы обращаемся к ним, отринувшим все человеческие планы и соображения, и победившим безбожие – верой, Христовой верой опрокинувшим советскую власть и власть диавола.

История Новых мучеников и Исповедников – это непрерывный урок. Они сегодня учат нас, говоря о том, какую победу уготовал нам Бог, к какому успеху Он нас ведет.

Бог ведет Свою Церковь к победе верой и к победе веры.

Этот путь веры – не ровнее, не шире и не мягче пути человеческих предприятий. Вовсе нет. Вмешиваясь своей силой в ход Церковной истории или побеждая верой – мы выходим из своего обычного человеческого состояния. Различие здесь в том, куда мы выходим: к спасению в Боге или «спасению» человеческому.

Разница – такая же, как между правдой и неправдой.

Церковная жизнь течет поверх человеческих расчетов: 3 комментария

  1. А иконоборцев за что забыли? :) Это же самый яркий пример сто лет с небольшим перерывом, в ереси почти все священноначалие, но силой Божией и это пережили…

    Нравится

  2. «Этот путь веры – не ровнее, не шире и не мягче пути человеческих предприятий». Да. Жестче и теснее этого пути — сама вера. Страшна не смерть, а решимость умереть, причем не «на миру», где и смерть красна. Страшны не лишения и подвиги, а лишения и подвиги ради абсолютно невидимих миру величин.
    Страшен не путь, а путь без цели здесь.

    Нравится

  3. И когда Бог дает верующим побеждать верой, путь веры становится ясным как день, легким и вожделенным для миллионов слабых людей.
    И когда мы утверждаемся на «легком» пути достижения земных целей, это делает путь веры безумием для них же. Это то, что происходит ныне.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.