Заключение к Отечнику

св. Игнатий (Брянчанинов)

В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, — положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.

От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. В последнее время,- сказал один из них,- те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством — необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело — Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Ныне почти нет истинного благочестия,- говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим,- ныне — одно лицемерство. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, — и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, — и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

Заключение к Отечнику: 4 комментария

  1. //Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.//
    Эти слова были написаны Святителем для того времени. И они верные, конечно. Однако живи святитель Игнатий сейчас, он бы написал иные слова.

    Нравится

    • Уважаемый Бригадир!
      Это несомненный урок для нас:

      Необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим.

      Здесь нет учения о непротивлении злу, но трезвенное различение того, что зависит от нас (попечение о спасении души) и что — от Самого Бога.

      Нравится

  2. Просто уже сейчас, чтобы иметь чистую совесть перед Богом, чуткий и внимательный человек не сможет быть бесконфликтным при всем его желании мира. Такая бесконфликтность будет стоить ему спасения души. Речь именно о позиции личности. Но это не конспиративная позиция. Мы — не «агенты влияния» Христа в мире, а христиане. Поэтому осознание ограниченности своих сил нами вовсе не отменяет идентификацию нас — распознание — со стороны мира и его бешеную ненависть — именно за жизненную позицию. «Не покуситься своей рукой остановить зло» — не означает толерантность к нему, а наоборот: «противостаньте дьяволу и убежит от вас» (Иак 4:7). Видите ли, что наше есть противостать, только противостать дьяволу, а обращает его в бегство Бог. Так ты противостань! То есть живи бескомпромиссно, не оглядываясь, по Заповеди и по совести, выверяемой Заповедью. Ты не покушаешься в этом случае остановить попущенное Богом искушение, но лишь правильно реагируешь на него. Да и как ты можешь его остановить? Есть хоть одна удачная попытка? Но все случаи духовной реакции православных христиан на разлитие зла были не попытками остановить искушение, но делами веры, делами личного благочестия, делами личного противостания дьяволу. Так требовала личная совесть, а не наивные планы остановить зло. Окольничий Михаил Татищев, публично обличивший Лжедмитрия I в разорении православного благочестия на пиру и поплатившийся тюрьмой и колодками, не пытался остановить искушение: свергнуть Лжедмитрия. Священники, подписавшие в 1996 году воззвание «Остановить нравственный геноцид нашего народа», не имели иллюзий относительно политических перспектив оппозиции ельцинскому режиму. Это было требованием совести, не более. Зло может остановить только Бог. Но Он его попускает — не увидит ли в ком отторжения зла, неприятия зла, не увидит ли в ком противостания злу. Это наш долг. Если исполняем его — даем место и время «сотворити Господеви».

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.